Протагор

Протагор

Протагор (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) из Абдер. Древнегреческий философ, виднейший представитель софистов. В числе их родоначальников, один из так называемых старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий. Ему принадлежит знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей».

Происхождением из фракийского города Абдеры. Сведения о биографии Протагора противоречивы. Обзор этих сведений приводит Н. Е. Скворцов.

Современник Демокрита. Авл Геллий в «Аттических ночах» пишет, что Протагор в молодости был αχθροφόπος, то есть занимался переноской тяжестей за деньги. Однажды Демокрит встретил его со связкой дров. Удивившись тому, как рационально были уложены дрова в вязанки, предложил Протагору стать его учеником. По свидетельству Диогена Лаэрция этот же рассказ передает Эпикур. Его также воспроизводит и Афиней. Точки зрения ученичества Протагора у Демокрита придерживались А.Й.Витрига и К.Герман.

Однако К. Мейнерс указал на анекдотичность этого рассказа, апеллируя к тому, что Протагор был намного старше Демокрита. Это мнение поддерживали Д. Тидеманн и В. Г. Тенеманн. Ф. В. А. Муллах также не придает значения рассказу Авла Геллия. С особой силой возражал против этого предания И. Фрей.

Известно, что Демокрит возражал против релятивизма Протагора и отстаивал существование объективной истины.

В 411 г. до н. э. в Афинах за сочинение «О богах» Протагор был обвинен в бесчестии и безбожии и изгнан, после чего, согласно античной биографической традиции, вскоре погиб во время кораблекрушения пути на Сицилию.

Ни одно из его сочинений не уцелело. С его учением мы знакомимся главным образом по сообщениям Платона и Диогена Лаэртия.

Платон считал, что Протагор был сенсуалистом и учил тому, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Платоновская точка зрения на Протагора является доминирующей.

Дошли такие выражения Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (другими словами: поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины; именно с этого положения начинается поворот от натурфилософии к человеку и становление греческого антропоцентризма).

«Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле».

«Все есть таким, каким оно кажется нам».

Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём. По замечанию А. Ф. Лосева, субъективизм понимался Протагором как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее.

Оцените статью
Добавить комментарий