Зельфира Трегулова

Зельфира Трегулова

Зельфира Исмаиловна Трегулова (тат. Зөлфирә Исмәгыйль кызы Трегулова). Родилась 13 июня 1955 года в Риге. Советский и российский искусствовед, организатор музейного дела, педагог. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (с 10 февраля 2015 года).

Зельфира Трегулова родилась 13 июня 1955 года в Риге в семье кинематографистов.

По национальности — татарка. О себе говорила: «я ощущаю себя абсолютно русским человеком, но с бытовыми привычками татарской девушки».

Отец родом из Татарстана, кинооператор, в этом качестве прошел всю Великую Отечественную войну, снимал Потсдамскую конференцию.

Мать — Саида Хасановна Трегулова, родом из Киргизии, звукорежиссёр.

Настоящая фамилия матери — Терегулова, однако когда ей в 1938 году выдавали паспорт, то записали как Трегулову.

Родители Зельфиры познакомились во время учёбы в институте кинематографистов в Москве, а затем вместе работали на Рижской киностудии.

Семья матери пострадала от репрессий. Трегулова вспоминала рассказ своей мамы: «И при этом, когда я однажды в первом классе пришла из школы с историей про Павлика Морозова, мама мне до четырех утра рассказывала историю нашей семьи. О репрессированном деде, которого взяли в 1929 году, несмотря на то что у него было восемь детей. Про то, как бабушка моя вывезла детей в Среднюю Азию, как она ночью сидела и выламывала себе золотые зубы, чтобы их продать и как-то прокормить детей. Моя мама была младшей в семье, и именно благодаря этому она могла получить образование, поскольку в 1936 году была принята та самая сталинская Конституция, которая гарантировала образование даже детям врагов народа».

О своих родителях Зельфира Трегулова вспоминала как об интеллигентных людях, имевших идеалистические представления о жизни.

С ранних лет она приобщилась к искусству. Отец и мать часто возили дочь в Ленинград, где они посещали знаменитые музеи. В первый раз она попала в Эрмитаж в возрасте семи лет, по ее словам, «это посещение определило мою жизнь».

В 1977 году окончила искусствоведческое отделение Исторического факультета МГУ.

В 1981 году окончила аспирантуру МГУ. Специализировалась по русскому искусству конца XIX века.

Свободно владеет английским, французским, немецким, итальянским и латышским языками.

В 1984-1997 годах — куратор международных выставок русского искусства во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича. В 1990 году работала над выставкой «Москва: сокровища и традиции», которая проводилась в сотрудничестве со Смитсоновским институтом. Она вспоминала: «Я только потом поняла, что это был мой первый кураторский проект, но хочу сказать, что эта выставка собрала 920 тыс. человек в США — в Сиэтле в рамках Игр доброй воли и в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Меня тогда бросили, как котенка в воду, и сказали, что я должна сделать такую выставку: написать концепцию, отобрать экспонаты, договориться и так далее». Позже Зельфире доверили пост ассистента генерального директора компании.

Зельфира Трегулова 2

В 1993-1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. О том, как попала в Музей Гуггенхайма, она рассказывала: «Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Вучетича сделало несколько легендарных выставок в 1980–1990-х начиная с Москвы — Парижа. В 1990 году я начала работать над выставкой Великая утопия. На той выставке было 1,5 тыс. экспонатов. Это великая выставка. Для меня это был университет и возможность работать с невероятными кураторами и с великой Захой Хадид, архитектором выставки».

В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке она работала семь месяцев.

Была в других длительных стажировках в зарубежных музеях, например, в Метрополитен-музее.

В 1998-2000 годах — заведующая отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им А. С. Пушкина. Совместно с Джоном Боултом курировала проект «Амазонки авангарда» (Музеи Гуггенхайма, Берлин, Музей Гуггенхайма, Бильбао, Музей Пегги Гуггенхайм, Венеция, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Королевская академия, Лондоне).

В 2002-2013 годах — заместитель генерального директора по выставочной работе и международным связям Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».

Зельфира Трегулова 3

С 14 августа 2013 года — генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

В 2003-2014 годах курировала проекты:

2003 — «Коммунизм: фабрика мечты», Ширн Кунстхалле, Франкфурт-на-Майне (совместно с Борисом Гройсом);
2004 — Художники «Бубнового валета», Государственный выставочный зал Монако, Монте Карло;
2005 — «Россия!» Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк — Музей Гуггенхайма, Бильбао;
2008 — «Красноармейская студия», Москва, Фонд культуры «Екатерина»;
2009 — «Удиви меня!». К 100-летию Дягилевских балетных сезонов, Национальный художественный музей, Монте Карло (совместно с Джоном Боултом);
2011 — «Социалистические реализмы», Дворец выставок, Рим (в рамках программы Года России в Италии) (совместно с Мэтью Боуном);
2013-2014 — «Казимир Малевич и русский авангард», Музей Стеделик (Stedelijk Museum), Амстердам — Галерея Тейт Модерн (Tate Modern), Лондон — Выставочный зал искусства Федеративной Республики Германия (Bundeskunsthalle), Бонн;
2014 — Russia Palladiana. Палладио в России. От барокко до модернизма. Музей Коррер, Венеция, (совместно с Аркадием Ипполитовым).

С 10 февраля 2015 года — генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение — Государственная Третьяковская галерея».

На этом посту Зельфира Исмаиловна продолжает традиции основателя Третьяковки Павла Михайловича Третьякова: «Пытаемся идти по его стопам и пополнять коллекцию работами современных художников. С радостью приобретали бы произведения мастеров русского авангарда, которых нам не хватает, или художников, плохо представленных в классическом собрании галереи. К сожалению, цены на них сегодня таковы, что трудно найти мецената, готового приобрести для нас работы Кустодиева, Репина, Саврасова, Серова. Их произведения нам недавно предложили для пополнения коллекции. Изрядно поторговавшись, мы будем искать деньги на приобретение этих работ. Сам Третьяков торговался до последнего», — говорила она.

При подготовке экспозиций Государственная Третьяковская галерея под руководством Трегуловой старается глубоко погрузить посетителя в атмосферу прекрасного, с которым он соприкасается. «Мы стараемся удивить зрителя, вывести его на диалог и взаимодействие с пространством», — отмечала Зельфира Исмаиловна.

Зельфира Трегулова и Владимир Путин

С 20 ноября 2018 года — член Совета при Президенте по культуре и искусству.

Помимо основной деятельности, Трегулова Зельфира преподает на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA в Москве.

Зельфира Трегулова

Личная жизнь Зельфиры Трегуловой:

О своей семье Зельфира Трегулова рассказывать не любит.

Известно, что ее старшая дочь, также как и она, окончила искусствоведческое отделение в Московском университете, получила профессию искусствоведа. Она замужем, имеет двоих детей — сына и дочь.

Зельфира Трегулова — коллекционер, собирает картины современных художников.

Библиография Зельфиры Трегуловой:

2004 — «Амазонки авангарда»: выставка и выставки (История совместного экспонирования)

Награды и звания Зельфиры Трегуловой:

— Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации;
— Кавалер ордена Звезды Италии (Италия, 2 мая 2012 года);
— Командор ордена Pro Merito Melitensi (Мальтийский орден, 2012 год);
— Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 16 августа 2018 года) — за особые заслуги в культурно-просветительской деятельности и значительные успехи в деле укрепления и развития белорусско-российских культурных связей;
— Лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей» (2005 год);
— Золотая медаль имени Льва Николаева (14 ноября 2016 года) — за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры;
— Лауреат премии «РБК-2016» в номинации «Государственный человек» (6 декабря 2016 года)

Оцените статью
Добавить комментарий