Всеволод Анатольевич Чаплин. Родился 31 марта 1968 года в Москве — умер 26 января 2020 года в Москве. Священник Русской православной церкви, протоиерей (1999). Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата (2009-2015). Член Общественной палаты Российской Федерации (2009-2017). Настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот (2016-2020). Член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси (2017-2020). Писатель под псевдонимом Арон Шемайер. Телеведущий.
Всеволод Чаплин родился 31 марта 1968 года в Москве.
Отец — Анатолий Фёдорович Чаплин (21 сентября 1931, Москва — 11 июля 1993, Львов), советский учёный в области теории и техники антенн, читал лекции по антенно-фидерным устройствам в Ракетно-космической корпорации Энергия в Королеве. Сотрудничал с корпорацией по вопросам создания антенн для долговременных орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей Буран.
Приёмный дед по линии матери — Всеволод Вениаминович Костин, внук К. Э. Циолковского.
Окончил московскую среднюю школу № 836 в районе Гольяново.
Как рассказывал Всеволод Чаплин, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему всё равно поставят.
После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского патриархата в отделе экспедиции. По рекомендации председателя Отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
Всеволод Чаплин в молодости
С октября 1990 года по март 2009 года — в штате Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева)) как рядовой сотрудник (1990-1991), затем заведующий сектором общественных связей (1991-1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества(1997-2001) и заместитель председателя (2001-2009).
В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».
С 4 марта 1996 года по 14 мая 1997 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества.
В 1999 году возведён в сан протоиерея.
В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ. Являлся членом экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.
16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». Исполнял функции ее секретаря. Итогом работы группы стали «основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 году.
10 декабря 2008 года решением Священного Синода включён в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.
С 31 марта 2009 года — председатель новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.
С 28 мая 2009 года по 15 января 2016 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
С 4 января 2010 года — член Российского организационного комитета «Победа».
С 26 июля 2010 года по 10 марта 2016 года — член Патриаршего совета по культуре.
24 декабря 2015 года решением Священного Синода освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России.
Был членом бюро президиума, затем заместителем главы Всемирного русского народного собора.
16 апреля 2016 года исключён из состава Межсоборного присутствия.
На ТВ вел программы «Земля и люди» (телеканал «Мир», совместно с Андреем Быстрицким), «Вечность и время» (телеканал «Спас»), «Комментарий недели» (телеканал «Союз»), на радио «Русская служба новостей», затем на «Радио Комсомольская правда» передачу «Время доверия».
Публиковался в газете «Русь Державная».
Был автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер. В 1998 году написал повесть «Первая схватка». Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net». На конвенте писателей-фантастов «Басткон» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике», которая вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион».
Чаплин говорил о выборе псевдонима Арон Шемайер: «Как вы знаете, я большой юдофил. Ну вот так вот я его и придумал еще примерно 20 лет назад».
Всеволод Чаплин — интервью
Общественно-политическая позиция Всеволода Чаплина
Регулярно выступал в СМИ по вопросам религии и отношения церкви с государством и обществом.
О советском периоде говорил: «На самом деле все не так просто. Как раз большинство людей в нашей Церкви — значительная часть духовенства старшего возраста и многие прихожане — видят в советском времени немало хорошего. Нынешнюю реальность эти люди во многих ее аспектах оценивают гораздо хуже, чем советскую. В особенности — состояние общественной нравственности, молодежи, заботу государства о человеке. Несмотря на это, православный человек, конечно, не должен забывать о том, что в советском периоде было неприемлемым. Это, в первую очередь, гонения на православную веру и Церковь, большое количество невинно пролитой крови, особенно в ранний период советской власти. Христиане не пацифисты, мы допускаем применение силы в ответ на агрессию, но пролитие крови людей невинных не имеет никаких оправданий. И поэтому однозначно позитивная оценка того времени для православного человека столь же недопустима, как и однозначно негативная… В самой левой, социалистической идее есть немало христианского: справедливость — это на 100% христианское понятие».
Был известен рядом высказываний по различным вопросам, включая общественно-политические, нередко вызвавших неоднозначную реакцию.
Высказывался против смешения понятий религия и конфессия, отмечая, что слово «конфессия» (вероисповедание) употребляется во всем мире как внутрихристианский термин и не может быть синонимом понятия «религиозное объединение».
Призывал к созданию «православных народных дружин».
Подвергал критике принятую Парламентской Ассамблеей резолюцию об опасности преподавания в школах креационизма и выразил мнение, что было бы неплохо рассказать школьникам о 5-10 других теориях происхождения человека, а эволюция не должна считаться «непререкаемой истиной», так как она, по мнению Чаплина, не получила достаточного количества доказательств в науке.
Чаплин высказывал мнение, что женщины своим вызывающим видом и манерами могут спровоцировать мужчин на изнасилование.
Считал, что у интеллигенции есть грех русофобии.
27 августа 2012 года на пресс-конференции заявил, что «если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».
В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование США в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет.
Называл военную операцию России в Сирии частью «священной борьбы» против мирового терроризма.
Высказывался за необходимость ликвидации ракетными ударами с воздуха политических эмигрантов на территории государств, куда те уехали, и созданию спецподразделений, что будут исполнять казни на территории других государств. Заявлял, что подобные политические убийства — в рамках истинного христианства (похвалил Меркадера, убийцу Троцкого).
Ратовал за политические репрессии, заявляя, что государство, народ и святыни важнее человека, и что гуманизм — сатанинская идеология, заповедь «не убий» применима лишь к узкому кругу праведных, а также оправдывал применение ОМП тем, что массовые убийства санкционированы Богом в Библии.
Летом 2018 года заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста в России при существующей продолжительности жизни и ситуации на рынке труда, выступив за наполнение пенсионного фонда сверхдоходами олигархов.
Смерть Всеволода Чаплина
Протоиерей Всеволод Чаплин скоропостижно скончался 26 января 2020 года в результате внезапного приступа возле Храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот. Член Общественной палаты Александр Пелин рассказывал, что священнослужитель ушел из жизни после того, как отслужил Божественную Литургию: «Сидел на лавочке у храма, ему стало плохо и он скончался».
Личная жизнь Всеволода Чаплина:
Женат не был. Детей не имел.
Библиография Всеволода Чаплина:
2007 — «Лоскутки». Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина
2008 — «Бог, человек, Церковь»
2009 — «Лоскутки-2»
2009 — «Церковь в России: обстоятельства места и времени»
2016 — «Вера и жизнь»
2017 — «Тайны Церкви»
2017 — «Православие. Честный разговор»
2018 — «Бог. Истина. Кривды. Размышления церковного дипломата»
2019 — «Накануне Армагеддона. Свобода. Жизнь. Будущее»
под псевдонимом Арон Шемайер:
1998 — Первая схватка
2014 — Машо и медведи
Награды Всеволода Чаплина:
— Орден Дружбы (21 января 2009 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами;
— Почётная грамота Президента Российской Федерации (20 июля 2011 года) — за заслуги в развитии духовной культуры и укрепление дружбы между народами;
— Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1996 год);
— Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (2005 год);
— право ношения митры (с 6 июня 2006 г. — митрофорный протоиерей);
— Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2010 год);
— Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2013 год);
— Медаль «За укрепление мира и согласия между народами» (Федерации мира и согласия, 2007 год) — за активное участие в миротворческой, благотворительной деятельности, укрепление мира и взаимопонимания, сотрудничества между народами, за укрепление связей и плодотворное взаимодействие между региональными епархиальными и светскими общественными организациями;
— Орден Российского императорского дома святой Анны II степени.