Free ebooks Library zlib project

Нина Капцова

Нина Капцова

Нина Александровна Капцова. Родилась 16 октября 1978 года в Ростове-на-Дону. Российская артистка балета. Прима-балерина Большого театра России. Заслуженная артистка России (2010).

Нина Капцова родилась 16 октября 1978 года в Ростове-на-Дону.

Имеет сестру Алену.

С ранних лет занималась балетом. По словам Нины, в возрасте 5 лет она объявила родителям, что станет балериной и с тех пор ммечтала станцевать Чёрного лебедя в «Лебедином озере». «Мне казалось, Одиллия — такая роковая, сильная, красивая», — говорила она.

Начинала занятия в балетном кружке. С 1988 года обучалась в Московской государственной академии хореографии, где ее первым педагогом была Людмила Алексеевна Коленченко. Далее с ней занималась Лариса Валентиновна Доброжан, а на последних двух курсах — народная артистка СССР, профессор, ректор академии Софья Николаевна Головкина.

В 1991-1992 годах Капцова стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы «Новые имена», получив её вместе с Николаем Цискаридзе и Дмитрием Белоголовцевым. В 1994-1995 годах была самым молодым лауреатом этой программы.

В 1996 году являлась стипендиатом Олимпийского комитета России.

На 1-м курсе танцевала па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» А. Горского с выпускником Денисом Медведевым, на 2-м курсе — па-де-де из балета «Щелкунчик» В. Вайнонена с выпускником Сергеем Васюченко и на 3-м, выпускном курсе, — па-де-де из балета «Коппелия» А. Горского вместе с однокурсником Андреем Болотиным.

Нина Капцова в молодости

В 1996 году с красным дипломом окончила Московскую государственную академию хореографии.

Далее была принята в труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала профессор, народная артистка СССР Марина Кондратьева. В ноябре 1997 года впервые станцевала вариацию в гран па в балете «Раймонда».

В 1999 году впервые станцевала Машу в балете «Щелкунчик», посвящённом 90-летию Симона Вирсаладзе. За эту роль Капцова выдвигалась на соискание приза «Benois de la dance». В том же году балерина дебютировала в главной партии в балете «Анюта». С сезона 2009-2010 года её педагогом-репетитором является профессор, народная артистка России Нина Семизорова.

В 2000 году она стала дипломантом приза «Benois de la dance» за роль Мари в балете Юрия Григоровича «Щелкунчик». В 2001 году награждена знаком отличия Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Мировую славу Капцовой принесли лирико-драматические партии в балетах «Жизель», «Спартак», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта».

Партии Нины Капцовой в Большом театре:

  • Мари — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Н. Григоровича;
  • Анюта — «Анюта» В. Гаврилина, хореография В. В. Васильева;
  • Принцесса Аврора — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича;
  • Лиза — «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона;
  • Сильфида — «Сильфида» Х. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля;
  • Зина — «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского;
  • Фригия — «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Н. Григоровича;
  • Елена — «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Дж. Ноймайера;
  • Рита — «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Н. Григоровича;
  • Жизель — «Жизель» А. Адана, редакция Ю. Н. Григоровича;
  • Ширин — «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича;
  • Эсмеральда — «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева;
  • Джульетта — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича;
  • Сванильда — «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева;
  • Корали — «Утраченные иллюзии» П. Десятникова в постановке А. Ратманского;
  • Принцесса Флорина — «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича;
  • Принцесса Аврора — «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича;
  • Китри — «Дон Кихот» Л.Минкуса в редакции А. Фадеечева;
  • Анастасия — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича;
  • Чистюля — «Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова;
  • Татьяна — «Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко;
  • Маргарита Готье — «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера;
  • Бьянка — «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо;
  • Мери — «Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Княжна Мери», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников;
  • Дама сердца — «Фантазия на тему Казановы» В. А. Моцарта, хореография Л. Лавровского;
  • Солистка — «Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина;
  • Солистка — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография Дж. Роббинса;
  • Легкомыслие — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии П. И. Чайковского, хореография Л. Ф. Мясина;
  • Солистка — «Игра в карты» на музыку И. Стравинского, хореография А. Ратманского;
  • Ученица — «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта;
  • Страсть — «Предзнаменования» П. И. Чайковского, хореография Л. Ф. Мясина;
  • Лиза — «Пиковая дама» П. И. Чайковского, хореография Р. Пети;
  • Балерина — «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева;
  • Амур — «Дон Кихот»;
  • Первое па де труа — «Агон» Дж. Баланчина;
  • Второе па де труа — «Агон» Дж. Баланчина;
  • Джампе — «Баядерка»;
  • Принцесса Флорина — «Спящая красавица»;
  • Гюльнара — «Корсар»;
  • Аделина и Мирей де Пуатье — «Пламя Парижа»;
  • Неаполитанская невеста и сверстницы принца — «Лебединое озеро».

танцует балерина Нина Капцова

«Когда знакомлюсь с новой ролью, начинаю собирать информацию, читаю произведение, по которому поставлен балет. Обращаюсь к архивам, старым записям с выступлениями наших легендарных артистов, которые могут многому научить в исполнении. Потом вспоминаю свой жизненный опыт, всё, что может пригодиться. Хватаю всё это, смотрю и слушаю, копаюсь… Думаю, как свои чувства посредством жестов донести до зрителя. Всегда иду от самой себя», — рассказывала балерина.

В 2010 году Капцовой присвоено почетное звание Заслуженная артистка Российской Федерации.

28 октября 2011 года выступала на торжественном концерте, посвящённом открытию после реставрации исторической сцены Большого театра («Танго» из «Золотого Века»).

С 19 ноября 2011 года — прима-балерина Большого театра.

Во время гастролей Большого театра в США в мае 2012 года Сванильда в исполнении Капцовой («Коппелия») вызвала единодушный восторг в среде американских балетных критиков.

В 2017 году стала дипломантом приза «Benois de la dance» за партию в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон).

Кроме Большого, танцевала главные роли в других театрах — Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М. Джалиля (Анюта, Принцесса Аврора, Коппелия), Краснодарский музыкальный театр (Жизель, Принцесса Аврора), Московский областной государственный театр «Русский балет» (Принцесса Аврора), Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (Жизель).

балерина Нина Капцова

Балерина предпочитает яркие, демонические роли, интереснейшей актёрской задачей считает воплощение на сцене отрицательных образов, персонажей, органика которых построена на сопротивлении её нежной, лиричной и романтической натуре: «Я, конечно, по своему внешнему облику и внутреннему складу нежная, лиричная, романтичная. Но меня всегда тянуло к противоположным ролям… Мне и сейчас нравятся отрицательные роли. Хочется ярких, демонических красок, ролей не «от себя», а на сопротивление нутру. Это интереснейшая актёрская задача. А в жизни я совсем домашняя. Как и для всех моих лирических героинь, любовь для меня — главное в жизни».

Личная жизнь Нины Капцовой:

Замужем. Супруг — Алексей Мелентьев, пианист, концертмейстер Большого театра.

В феврале 2014 года у пары родилась дочь Елизавета.

Нина Капцова и Алексей Мелентьев

Нина Капцова и Алексей Мелентьев

«Семья и дом — мой тыл… Лёша меня очень поддерживает. Он — моя опора. Хотя когда мы только познакомились 11 лет назад, Алексею трудно было свыкнуться с мыслью, что я настолько предана сцене, что многим жертвую — развлечениями, отдыхом… Но он понял, что для меня это не просто работа, а жизнь, моё любимое дело. Я на самом деле невероятно эмоциональная. Но бывает время, когда я становлюсь более тихая и сдержанная. Нужно накопить побольше душевных сил для взрыва чувств и эмоций на сцене», — говорила балерина.

Оцените статью
Добавить комментарий