Нина Александровна Капцова. Родилась 16 октября 1978 года в Ростове-на-Дону. Российская артистка балета. Прима-балерина Большого театра России. Заслуженная артистка России (2010).
Нина Капцова родилась 16 октября 1978 года в Ростове-на-Дону.
Имеет сестру Алену.
С ранних лет занималась балетом. По словам Нины, в возрасте 5 лет она объявила родителям, что станет балериной и с тех пор ммечтала станцевать Чёрного лебедя в «Лебедином озере». «Мне казалось, Одиллия — такая роковая, сильная, красивая», — говорила она.
Начинала занятия в балетном кружке. С 1988 года обучалась в Московской государственной академии хореографии, где ее первым педагогом была Людмила Алексеевна Коленченко. Далее с ней занималась Лариса Валентиновна Доброжан, а на последних двух курсах — народная артистка СССР, профессор, ректор академии Софья Николаевна Головкина.
В 1991-1992 годах Капцова стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы «Новые имена», получив её вместе с Николаем Цискаридзе и Дмитрием Белоголовцевым. В 1994-1995 годах была самым молодым лауреатом этой программы.
В 1996 году являлась стипендиатом Олимпийского комитета России.
На 1-м курсе танцевала па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» А. Горского с выпускником Денисом Медведевым, на 2-м курсе — па-де-де из балета «Щелкунчик» В. Вайнонена с выпускником Сергеем Васюченко и на 3-м, выпускном курсе, — па-де-де из балета «Коппелия» А. Горского вместе с однокурсником Андреем Болотиным.
В 1996 году с красным дипломом окончила Московскую государственную академию хореографии.
Далее была принята в труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала профессор, народная артистка СССР Марина Кондратьева. В ноябре 1997 года впервые станцевала вариацию в гран па в балете «Раймонда».
В 1999 году впервые станцевала Машу в балете «Щелкунчик», посвящённом 90-летию Симона Вирсаладзе. За эту роль Капцова выдвигалась на соискание приза «Benois de la dance». В том же году балерина дебютировала в главной партии в балете «Анюта». С сезона 2009-2010 года её педагогом-репетитором является профессор, народная артистка России Нина Семизорова.
В 2000 году она стала дипломантом приза «Benois de la dance» за роль Мари в балете Юрия Григоровича «Щелкунчик». В 2001 году награждена знаком отличия Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
Мировую славу Капцовой принесли лирико-драматические партии в балетах «Жизель», «Спартак», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта».
Партии Нины Капцовой в Большом театре:
- Мари — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Н. Григоровича;
- Анюта — «Анюта» В. Гаврилина, хореография В. В. Васильева;
- Принцесса Аврора — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича;
- Лиза — «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона;
- Сильфида — «Сильфида» Х. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля;
- Зина — «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского;
- Фригия — «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Н. Григоровича;
- Елена — «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Дж. Ноймайера;
- Рита — «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Н. Григоровича;
- Жизель — «Жизель» А. Адана, редакция Ю. Н. Григоровича;
- Ширин — «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича;
- Эсмеральда — «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева;
- Джульетта — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича;
- Сванильда — «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева;
- Корали — «Утраченные иллюзии» П. Десятникова в постановке А. Ратманского;
- Принцесса Флорина — «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича;
- Принцесса Аврора — «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича;
- Китри — «Дон Кихот» Л.Минкуса в редакции А. Фадеечева;
- Анастасия — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича;
- Чистюля — «Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова;
- Татьяна — «Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко;
- Маргарита Готье — «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера;
- Бьянка — «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо;
- Мери — «Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Княжна Мери», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников;
- Дама сердца — «Фантазия на тему Казановы» В. А. Моцарта, хореография Л. Лавровского;
- Солистка — «Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина;
- Солистка — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография Дж. Роббинса;
- Легкомыслие — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии П. И. Чайковского, хореография Л. Ф. Мясина;
- Солистка — «Игра в карты» на музыку И. Стравинского, хореография А. Ратманского;
- Ученица — «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта;
- Страсть — «Предзнаменования» П. И. Чайковского, хореография Л. Ф. Мясина;
- Лиза — «Пиковая дама» П. И. Чайковского, хореография Р. Пети;
- Балерина — «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева;
- Амур — «Дон Кихот»;
- Первое па де труа — «Агон» Дж. Баланчина;
- Второе па де труа — «Агон» Дж. Баланчина;
- Джампе — «Баядерка»;
- Принцесса Флорина — «Спящая красавица»;
- Гюльнара — «Корсар»;
- Аделина и Мирей де Пуатье — «Пламя Парижа»;
- Неаполитанская невеста и сверстницы принца — «Лебединое озеро».
«Когда знакомлюсь с новой ролью, начинаю собирать информацию, читаю произведение, по которому поставлен балет. Обращаюсь к архивам, старым записям с выступлениями наших легендарных артистов, которые могут многому научить в исполнении. Потом вспоминаю свой жизненный опыт, всё, что может пригодиться. Хватаю всё это, смотрю и слушаю, копаюсь… Думаю, как свои чувства посредством жестов донести до зрителя. Всегда иду от самой себя», — рассказывала балерина.
В 2010 году Капцовой присвоено почетное звание Заслуженная артистка Российской Федерации.
28 октября 2011 года выступала на торжественном концерте, посвящённом открытию после реставрации исторической сцены Большого театра («Танго» из «Золотого Века»).
С 19 ноября 2011 года — прима-балерина Большого театра.
Во время гастролей Большого театра в США в мае 2012 года Сванильда в исполнении Капцовой («Коппелия») вызвала единодушный восторг в среде американских балетных критиков.
В 2017 году стала дипломантом приза «Benois de la dance» за партию в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон).
Кроме Большого, танцевала главные роли в других театрах — Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М. Джалиля (Анюта, Принцесса Аврора, Коппелия), Краснодарский музыкальный театр (Жизель, Принцесса Аврора), Московский областной государственный театр «Русский балет» (Принцесса Аврора), Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (Жизель).
Балерина предпочитает яркие, демонические роли, интереснейшей актёрской задачей считает воплощение на сцене отрицательных образов, персонажей, органика которых построена на сопротивлении её нежной, лиричной и романтической натуре: «Я, конечно, по своему внешнему облику и внутреннему складу нежная, лиричная, романтичная. Но меня всегда тянуло к противоположным ролям… Мне и сейчас нравятся отрицательные роли. Хочется ярких, демонических красок, ролей не «от себя», а на сопротивление нутру. Это интереснейшая актёрская задача. А в жизни я совсем домашняя. Как и для всех моих лирических героинь, любовь для меня — главное в жизни».
Личная жизнь Нины Капцовой:
Замужем. Супруг — Алексей Мелентьев, пианист, концертмейстер Большого театра.
В феврале 2014 года у пары родилась дочь Елизавета.
Нина Капцова и Алексей Мелентьев
«Семья и дом — мой тыл… Лёша меня очень поддерживает. Он — моя опора. Хотя когда мы только познакомились 11 лет назад, Алексею трудно было свыкнуться с мыслью, что я настолько предана сцене, что многим жертвую — развлечениями, отдыхом… Но он понял, что для меня это не просто работа, а жизнь, моё любимое дело. Я на самом деле невероятно эмоциональная. Но бывает время, когда я становлюсь более тихая и сдержанная. Нужно накопить побольше душевных сил для взрыва чувств и эмоций на сцене», — говорила балерина.