Натела (Натэлла) Александровна Товстоногова. Родилась 24 мая 1926 года в Тифлисе — умерла 10 марта 2013 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский театральный деятель. Сестра театрального режиссера Георгия Товстоногова. Жена актера Евгения Лебедева.
Натела Товстоногова родилась 24 мая 1926 года в Тифлисе.
При рождении ей было дано имя Натэлла, однако в советское время при смене паспортов одна буква «л» пропала, а «э» была заменена на «е», и официальное написание имени стало «Натела».
Отец — Александр Андреевич Толстоногов (изменил свою фамилию по настоянию жены), потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, был высокопоставленным работником Министерства путей сообщения Российской империи. Был обвинён в русском национализме при наборе студентов и распределении должностей. Арестован в Ростове в августе 1937 года, расстрелян через два дня после ареста. Реабилитирован посмертно.
Мать — Тамара Папиташвили, певица, обучалась в Санкт-Петербургской консерватории по классу вокала, впоследствии домохозяйка (умерла в 1970 году в Тбилиси).
Старший брат — Георгий Александрович Товстоногов, народный артист СССР, режиссёр театра, главный режиссёр Большого Драматического театра им. М.Горького (ныне имени Г.А. Товстоногова) в Ленинграде.
Племянник — Александр (Сандро) Георгиевич Товстоногов, режиссёр театра, заслуженный деятель искусств России.
Племянник — Николай (Нико) Георгиевич Товстоногов.
Племянник — Вадим Георгиевич Милков, сын Г.А. Товстоногова и актрисы Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Марии Милковой, оперный режиссёр.
Внучатый племянник — Георгий Александрович Товстоногов-младший.
Внучатый племянник — Василий Александрович Товстоногов.
Внучатый племянник — Арсений Александрович Товстоногов.
В детстве была очень дружна с братом, они постоянно играли вместе. Ее в семье звали Додо, а Георгия — Гога. Позже это прозвище перешло в театр (за глаза Георгия Александровича так называли все, а вслух только близкие).
Натела Товстоногова и Георгий Товстоногов в детстве
Училась в медицинском институте в Москве, однако по семейным обстоятельствам вынуждена была оставить учёбу, целиком посвятив себя проблемам семьи, что и определило всю её оставшуюся жизнь.
С 17 лет она посвятила себя великой театральной семье Лебедевых-Товстоноговых. Именно вокруг неё, рядом с ней, а во многом и благодаря ей, складывался не только быт, но и все творческие искания брата и мужа. В 1946 году на руках с двумя крошечными сыновьями остался старший брат Нателы Георгий. Младшему Нике было только четыре месяца, когда жена Г.А. Товстоногова актриса Саломе Канчели рассталась с ним, отказавшись даже выкормить младшего сына. Вместе с матерью Тамарой Григорьевной юная Натела заменила сыновьям брата мать.
Натела рассказывала: «Еще в Тбилиси Гога женился на известной актрисе Саломее Канчели. Там же в 1944 и 1945 годах родились двое его детей. Тяжелое это было время, в стране голод. Потом — по причине неверности жены — последовал развод, а детей Саломея себе не взяла. Я не берусь ее судить, годы были трудные, к тому же она жила сценой. Но, по-моему, это единственный случай в Грузии, чтобы мать оставила двоих малышей. Так дети Гоги оказались у меня… Разве я могла отдать в детдом детей любимого брата? Ничего героического в моем поступке нет, просто так сложилась жизнь».
Хотя Натела Товстоногова никогда не занимала никаких официальных постов и не работала официально в Большом драматическом театре, но ее влияние на социально-культурную атмосферу БДТ было очень велико. При этом она никогда не становилась во главе интриг, но никогда не скрывала своего мнения, и, по мнению очевидцев, часто именно её мнение становилось для Товстоногова решающим.
О режиссерском стиле брата она говорила: «Свой метод работы он называл добровольной диктатурой. Георгий сам работал так, как никто и никогда, поэтому людям рядом с ним было просто совестно ничего не делать. Георгий Александрович выпускал по пять спектаклей в год. В первой половине дня занимался творческими вопросами, а вторую посвящал организаторской, директорской работе. Директор у него никогда ничего не делал, это была номинальная должность».
Натела Товстоногова входила в высший круг театральной и творческой элиты России. Не будучи связана ни с одним печатным изданием, она была устным ленинградским, позже петербургским глубоким театральным критиком, подвергая детальному разбору драматические постановки Ленинграда и Москвы. Ее оценки были откровенны. Она не воспринимала комплиментарный стиль общения и не принимая некоторых решений товстоноговских спектаклей.
Натела Александровна была уникальной личностью. Она всегда была рядом со своим мужем и братом, с артистами Большого драматического театра и вписала своё имя в историю этой прославленной труппы. Её присутствие создавало ту неповторимую творческую атмосферу, в которой рождались великие шедевры. Без неё невозможно представить успехи и славу БДТ.
Натела Товстоногова и Георгий Товстоногов
Близкими друзьями Нателы Товстоноговой были режиссер Галина Волчек, критик Натела Лордкипанидзе, семья Зураба Церетели, писатель и театральный критик Виталий Вульф.
До конца жизни ей удавалось оставаться женщиной, интересовавшейся не только выставками, спектаклями, но и веяниями моды. Безукоризненно одетая, с величайшим вкусом выбиравшая элементы и аксессуары одежды, Натела Товстоногова всегда оставалась эталоном женственности, гордости, пристрастности.
Долгое время, после ухода из жизни Г.А. Товстоногова и Е.А. Лебедева, именно она оставалась связующей нитью между эпохой товстоноговского театра и современностью.
Активной общественной деятельностью Натела Александровна способствовала пропаганде лучших традиций российского драматического театра, увековечению памяти Георгия Товстоногова, Евгения Лебедева и других корифеев БДТ. Натела Товстоногова — автор многочисленных статьей, посвящённых жизни и творчеству Г.А. Товстоногова и Е.А. Лебедева.
В 2006 году Натала Товстоногова озвучила роль Матери Девида Шера, главного героя спектакля «Сыч и кошечка», поставленного на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова заслуженным деятелем искусств России Юлианом Паничем и Людмилой Панич по мотивам одноимённой бродвейской комедии.
Натела Товстоногова против Марка Розовского
Тяжелым ударом для Нателы Товстоноговой стала вышедшая в 2006 году «разоблачительная» книга «История о конокрадстве» режиссёра Марка Розовского. Последний рассказал свою, во многом, скандальную, версию постановки в БДТ им. М. Горького знаменитого спектакля Г.А. Товстоногова «История лошади». Вслед за многими деятелями культуры, причастными к созданию спектакля — Олегом Басилашвили, Георгием Штилем, Изилем Заблудовским — Нателе Товстоноговой публично пришлось отстаивать честь и достоинство своей семьи и творчества брата.
Натела Товстоногова говорила: «Я не представляла себе такой меры неправды. Появление книги было для меня ударом. Я была возмущена. И эта лживая линия про КГБ… Розовский негодует: мол, почему его спектакль не выпустили за границу, и связывает это с Товстоноговым. Но это полный абсурд — подозревать Георгия Александровича в том, что он мог бороться с Марком через КГБ. Разговоров может быть сколько угодно. Но у Георгия Александровича была такая установка: он ответственен за всё, что выходит в театре. И он бы не выпустил спектакль ниже определённого уровня. Хорошо это или плохо — это уже тема отдельного разговора. А что касается плагиата… Я бы сказала, он предпочитал больше отдавать, чем брать. Было много случаев, когда ставил он, а подписывал именем того, кто репетировал до него… А ещё Розовский пишет, что Лебедев специально какую-то интригу затеял. Лебедев был сложный, требовательный к себе и другим, порой неудобный в работе человек, но он не был интриганом…. Вся театральная Москва возмущена. Но сейчас люди в основном внутренне равнодушны, они выражают своё несогласие больше кулуарно. Но все понимают, кто есть кто. За эти двадцать лет Розовский уж что-нибудь да мог бы поставить значительное, но этого же нет! Такого уровня спектакли, как «История лошади», он не ставил. И не поставит, смею вас уверить».
Драматизм ситуации обострялся и тем, что внук Товстоногова, его полный тёзка, был приглашён на работу в театр у Никитских ворот. После выхода книги бабушка обратилась к внуку с требованием покинуть театр Розовского и вернуть ему постановочные деньги. Егор Товстоногов остался в театре Розовского, а Н.А. Товстоногова прекратила общение с внуком.
В 2009-2010 годах Натела Товстоногова совместно с Рудольфом Фурмановым приложили много усилий для увековечения памяти Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. По согласованию с губернатором Петербурга В.И. Матвиенко Натела Товстоногова выбрала место для сквера, в котором мог бы быть установлен памятник Г.А. Товстоногову, рядом с домом на Петровской набережной.
Когда памятник был почти готов, финансирование было на время приостановлено, и потребовались усилия со стороны Н.А. Товстоноговой и Р.Д. Фурманова, чтобы форсировать продолжение финансирования работ и установку памятника. 5 октября 2010 года в сквере между домом № 4 по Петровской набережной, домом № 3 по Троицкой площади и домом № 3 по улице Куйбышева, в честь 95-летия со дня рождения Товстоногова, был открыт памятник работы скульптора Ивана Корнеева. Скверу, где был установлен памятник, так же присвоили имя Г.А. Товстоногова.
Смерть Нателы Товстоноговой
Летом 2012 года Натела Товстоногова собиралась начать работу над книгой воспоминаний о жизни семьи, к написанию которой её не раз подвигала Г. Б. Волчек. Но 19 ноября 2012 года у Товстоноговой случился ишемический инсульт. В этот момент пожилая женщина находилась в квартире одна. Трагическая история выявилась случайно. После посещения премьеры в БДТ вечером 18 ноября, днём 19-го ноября она перестала отвечать на звонки, но, зная целеустремлённый характер женщины, близкие посчитали, что она вышла из дома по делам. Однако во второй половине дня другу семьи Р.Д. Фурманову удалось дозвониться до Нателы Товстоноговой. Речь её была по-прежнему тверда, напориста, но строй слов оставался непонятен. Из интонационной окраски можно было понять, что пожилая женщина просит о помощи, и только одно слово Товстоногова произносила чётко, обрисовывая трагизм ситуации, в которую попала, это было такое характерное для неё экспрессивное слово: «Кошмар!». Дверь оказалась запертой изнутри, и в течение трёх часов, пока ломались замки, на площадке дежурили врачи «Скорой помощи», а сама Товстоногова продолжала отвечать на звонки.
В феврале 2013 года ослабленное здоровье Нателы Товстоноговой подкосили инфекция и эпидемия гриппа.
Скончалась 10 марта 2013 года в 2 часа. Натела Товстоногова ушла из жизни в полном сознании, отказавшись от госпитализации.
Отпевание состоялось в Спасо-Преображенском соборе на улице Пестеля. В этой церкви в 1912 году венчались родители Товстоноговых, затем, в 1915 крестили, а спустя семьдесят четыре года, в 1989-м отпевали Г. А. Товстоногова, и ещё позже, в 1997 году, Е. А. Лебедева. Отпевал Товстоногову тот же священник, что и Е. А. Лебедева в 1997 году.
Похоронили Нателу Товстоногову 13 марта 2013 года в Некрополе Деятелей искусств Литераторские мостки на Волковом кладбище рядом с супругом Е. А. Лебедевым. В последний путь Нателу Товстоногову провожали все артисты сохранившейся труппы БДТ товстоноговского призыва — Валерий Ивченко, Геннадий Богачёв, Людмила Шувалова, Валерий Дегтярь, Анатолий Петров, Валерий Матвеев, артисты петербургских театров.
Евгений Лебедев и Натела Товстоногова. Больше, чем любовь
Личная жизнь Нателы Товстоноговой:
Муж — Евгений Алексеевич Лебедев (1917-1997), актер театра и кино, народный артист СССР.
Познакомились в 1949 году в Ленинграде. Мать Нателы Товстоноговой была против брака дочери не столько из-за возраста будущего мужа (Лебедев был старше Нателы Товстоноговой на 10 лет), но и потому, что в то время у него ещё была семья и дочь от первого брака.
В браке 5 марта 1952 года родился сын Алексей Евгеньевич Лебедев, кинорежиссёр, постановщик фильмов «Фуфло», «Личные обстоятельства», «Защита свидетелей» («Гоблины», совместно с Владом Фурманом). Был женат на журналистке Полине Тропилло, правнучке писательницы Антонины Голубевой. В браке с Полиной Тропилло родился внук Нателы Товстоноговой, полный тёзка артиста Е.А. Лебедева — Евгений Алексеевич Лебедев-младший.
Натела Товстоногова и Евгений Лебедев