Марика Рёкк (нем. Marika Rökk, венг. Rökk Marika). Родилась 3 ноября 1913 года в Каире — умерла 16 мая 2004 года в Бадене (Австрия). Немецкая киноактриса, танцовщица и певица венгерского происхождения.
Мария Каролина Рёкк родилась 3 ноября 1913 в Каире в семье венгерского архитектора и строителя Эдуарда Рёкка и его жены Марии Каролины Шарлотты (венг. Karoly). Вскоре родители вернулись в Будапешт.
В 1924 год семья переехала в Париж, где Марика профессионально занималась хореографией у русской балерины Рудковской.
Эдуард Рёкк по праву гордился тем, что его жена и дети ни в чем не знали отказа. У архитектора со стажем была отличная деловая репутация, прекрасные заказы на проекты фешенебельных особняков в лучших районах Будапешта и немалые сбережения в венгерском банке. Но банк лопнул и семья, уехавшая к тому времени в Париж, еле-еле сводила концы с концами. Фрау Рёкк была вынуждена продавать даже свои драгоценности, чтобы заплатить «за номер в дрянной парижской гостинице».
Когда Марике исполнилось одиннадцать лет, она заявила родителям, что готова прокормить их и старшего брата своими танцами, которыми, потихоньку и с одобрения матери, давно занималась. Эдуард Рёкк, всегда противившийся этому увлечению дочери, посмотрев, как дочь танцует, вынужден был согласиться и даже пообещал, что отныне будет исполнять роль ее импресарио. И вскоре Марика уже солировала с венгерским чардашем – сначала в Париже, чуть позже в Нью-Йорке.
В составе балетной труппы Гертруды Хофман «Hoffmannn Girls» выступала в знаменитом кабаре Мулен Руж.
«В одиннадцать лет я танцевала в варьете «Мулен Руж» в Париже, в двенадцать пробовала свои силы на Бродвее, стала любимицей публики бульварного кольца в Будапеште. В Вене за роль в «Звезде манежа» меня превознесли до небес как новое светило под куполом цирка», – писала Марика Рёкк в своей автобиографической книге «Сердце с перцем», изданной в 1974 году.
В 1925—1929 годах она выступала (в составе той же труппы) на Бродвее в Нью-Йорке, гастролировала по США.
В 1929 году Рёкк вернулась в Европу, выступала в оперетте и варьете в Монте-Карло, Берлине, Лондоне, Париже, Канне, Будапеште и Вене.
В 1930 году дебютировала в кино в эпизодической роли в музыкальной комедии «Почему моряки покидают дом» (Why Sailors Leave Home, 1930) английского режиссёра М. Бэнкса.
В 1933 году актриса получила первую большую роль в комедийном музыкальном фильме «Поезд привидений» (венг. Kísértetek vonata).
В 1934 году немецкая киностудия УФА заключила с ней двухгодичный контракт. В 1935 год Марика Рёкк снялась в своём первом немецком фильме «Лёгкая кавалерия» (экранизация одноимённой оперетты Ф. фон Зуппе). С этой картины на сюжет из жизни артистов цирка началась её головокружительная карьера в кино Третьего рейха.
В 1939 совместо с Царой Леандер снялась в фильме «Средь шумного бала» (Es war eine rauschende Ballnacht, в американском прокате под названием The Life and Loves of Tschaikovsky; реж. К.Фрёлих) на вымышленный сюжет о несчастной любви русской аристократки, ставшей любовницей и меценатом П.И.Чайковского.
В 1939 году снялась в ленте «Хелло, Жанин». Эту работу сама она любила больше всего за то, что там ей вволю позволили бить обожаемую чечетку. Впервые Рекк исполнила новый трюк в фильме «Гаспароне», а в «Хелло, Жанин» уже лихо била степ, но не на полу, а на высоченной лестнице, украшенной ракушками. Она начинала танец на самом верху и, отбивая ритм, медленно спускалась с одной ракушки на другую. Сама лестница оставалась в темноте, и потому создавалась иллюзия, что Марика свободно парит в пространстве.
После выхода «Хелло, Жанин» ее пригласили на прием к Гитлеру. Не представляя, как она в вечернем платье будет традиционно приветствовать вождя, Рёкк неожиданно для себя сделала книксен, а Гитлер, видимо, тоже неожиданно, поцеловал ей руку. Позже ей припомнят и этот поцелуй, и комплименты, которыми фюрер осыпал актрису в тот вечер. Рёкк вспоминала, что Гитлер интересовался, сама ли она проделывает эти головокружительные трюки в кино, или, может быть, у нее есть дублерша? Узнав, что никаких дублерш у Марики отродясь не было, продолжил: «Скажите же мне в таком случае, милая чудесница, чего вы не умеете делать?» И получил в ответ: «Говорить правильно по-немецки!».
В 1940 году Марика Рёкк вышла замуж за немецкого режиссёра Георга Якоби (1882—1965), который с тех пор снимал фильмы с её участием.
В 1941 году в паре с Вилли Фричем она сыграла главную роль в первом цветном немецком фильме «Женщины — всё же лучшие дипломаты» (Frauen sind doch bessere Diplomaten; реж. Г.Якоби).
Фильм и сама Марика Рёкк со своей песенкой «In der Nacht bleibt der Mensch nicht gern allein…» («Ночью человек неохотно остается один…») стали буквально символом германского тыла Второй мировой. Находчивая и забавная, само обаяние и темперамент, героиня Рёкк Юлия Кестнер, звезда варьете, мечтает об отдыхе, но суровый директор не отпускает ее. Тогда актриса решает тайно бежать, и тут начинаются сплошные веселые недоразумения. Впрочем, все заканчивается хорошо, и Юлия в финале соединяется со своим возлюбленным, горным инженером (Вилли Фроман).
Вершиной её кинокарьеры стала музыкальная комедия «Девушка моей мечты» (Die Frau meiner Träume, вар. перевода «Женщина моих грёз», 1944; реж. Г.Якоби, цветной).
«Девушка моей мечты» стала для Марики самой звездной ролью. Хотя она и ждала в то время ребенка, отказаться от съемок с уже выбранной натурой было невозможно. Съемки проходили в Праге. Кстати, в кинофильме Александрова «Весна» Орлова бьет чечетку на том же полу, что и Марика Рёкк: фильмы снимали в одном павильоне — когда съемочная группа Григория Александрова приехала туда, вокруг еще стояли декорации «Девушки».
Позже Михаил Ромм в «Обыкновенном фашизме» назовет Рёкк «главной звездой гитлеровского кино» и «кошкой секса». После этого фильм «Девушка моей мечты» надолго исчезнет в пыли запасников. Кстати, на «Мосфильме», помимо кинематографических трофеев, оказалась и большая часть гардероба Марики Рёкк, который стали использовать для нужд советской киноиндустрии. Инна Макарова, тогда студентка, занятая в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», именно в платье «кошки секса» исполняла танец Любы Шевцовой.
Марика Рёкк в фильме «Девушка моей мечты»
Начиная с 1947 года фильм «Девушка моей мечты» с огромным успехом демонстрировался как «трофейный» в советском прокате — после окончания войны из пригородов Берлина, где находились киностудии, советские спецы вывезли богатейший архив немецких, австрийских, американских фильмов.
Многие картины, благодаря Сталину, попали на наши экраны. Зарубежные фильмы ему тогда переводил тогдашний руководитель кинематографии Большаков, человек с феноменальной памятью, который выучивал тексты реплик по специальным переводам. Перед показом трофейных картин на экране появлялся текст: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».
Образ здоровой, энергичной, предприимчивой женщины, созданный Марикой Рёкк, был действительно востребован в Германии Третьего рейха, но актриса никогда не снималась в политико-пропагандистских картинах нацистов.
В прессе муссировались слухи, что актриса сотрудничала с советской разведкой, принадлежала к разведывательной группе Яна Черняка, который завербовал её в 1937 году, впрочем, как и прямо противоположные слухи.
В 1945 г. по подозрению в шпионаже в пользу нацистов американская оккупационная администрация запретила ей выступления в Германии и Австрии. Позднее обвинения в шпионаже были сняты.
После войны Рёкк возобновила карьеру киноактрисы, снялась в австрийских фильмах «Фрегола» (Fregola, 1948) и «Дитя Дуная» (Kind der Donau, 1950, первый австрийский цветной фильм), выпущенных студией «Вин-Фильм Розенхюгель» (Wien-Film Rosenhügel, до 1955 года официально находилась под советским контролем).
С 1951 года Марика Рёкк снова играла в немецких фильмах своего мужа, снятых по старому рецепту.
С 1958 года она вернулась на сцену, играла и пела в опереттах в Вене, Мюнхене, Гамбурге и Западном Берлине.
Марика Рёкк снялась в сорока кинокартинах (половина из них – до 1949 года), получила премию «Золотая кинолента» за многолетнюю деятельность в кино.
16 мая 2004 года Марика Рёкк умерла от инфаркта в возрасте 90 лет в Бадене (недалеко от Вены). Похоронена на местном кладбище.
Марика Рёкк
Рост Марики Рёкк: 167 сантиметров.
Личная жизнь Марики Рёкк:
С 1940 года была замужем за немецким режиссёром Георгом Якоби. У них родилась дочь Габи.
Марика Рёкк с первым мужем
Марика Рёкк с дочерью
Второй муж — Фред Рауль.
Марика Рёкк со вторым мужем
Фильмография Марики Рёкк:
1930 — Почему моряки покидают дом (Why Sailors Leave Home) (Великобритания)
1932 — Целуй меня слаще (Kiss Me Sergeant)
1932 — Поцелуй меня, дорогой (Csókolj meg, édes) (Венгрия) — Терике
1933 — Поезд привидений (Ghost Train / Kísértetek vonata) (Великобритания — Венгрия) — Мари
1935 — Лёгкая кавалерия (Leichte Kavallerie) — Розика
1936 — Горячая кровь (Heißes Blut) — Марика фон Кёрёши
1936 — Нищий студент (Der Bettelstudent) — Бронислава
1937 — Гаспароне (Gasparone) — Ита
1937 — А ты, дорогой, поедешь со мной (Und Du mein Schatz fährst mit) — Мария Зейдлиц
1937 — Карусель (Karussell) — Эрика Хюбнер
1938 — Однажды майской ночью (Eine Nacht im Mai) — Инге Флеминг
1939 — Средь шумного бала (Es war eine rauschende Ballnacht) — Настасья Петровна Ярова
1939 — Танцующее сердце (Tanzendes Herz) (не завершен)
1939 — Дикая роза (Vadrózsa)
1939 — Привет, Жанин (Hallo Janine) — Жанин
1940 — Кора Терри (Kora Terry) — Кора Терри / Мара Терри
1940 — Цирковая кровь (Zirkusblut) (не завершен)
1940 — Концерт по заявкам (Wunschkonzert) (танцевальный номер)
1941 — Женщины всё же лучшие дипломаты (Frauen sind doch bessere Diplomaten) — Мари-Луиза Палли
1941 — Танец с кайзером (Tanz mit dem Kaiser) — Кристина фон Альфин
1942 — Люби меня (Hab mich lieb) — Моника Кох
1944 — Девушка моей мечты (Die Frau meiner Träume) — Юлия Кёстнер
1948 — Фрегола (Fregola) — Фрегола
1950 — Дитя Дуная (Kind der Donau) — Марика
1951 — Королева чардаша (Die Csárdásfürstin) — Сильва Вареску
1951 — Сенсация в Сан-Ремо (Sensation in San Remo) — Корнелия
1953 — Разведенная женщина (Die geschiedene Frau) — Гонда ван дер Лоо
1953 — Маска в голубом (Maske in Blau) — Юлишка Варади
1957 — Ночью в «Зелёном какаду» (Nachts im grünen Kakadu) — Ирене Вагнер
1958 — Сцена свободна для Марики (Bühne frei für Marika) — Марион Мюллер/Марика Карой
1958 — Это было лишь однажды (Das gab’s nur einmal)
1959 — Ночь перед премьерой (Die Nacht vor der Premiere) — Карола Лорм
1960 — Мой муж, экономическое чудо (Mein Mann, das Wirtschaftswunder) — Илона Фаркаш
1962 — Летучая мышь (Die Fledermaus) — Адель
1962 — Сегодня мы идем шляться (Heute gehen wir bummeln) — Марика Шабо
1962 — Свадебная ночь в раю (Hochzeitsnacht im Paradies) — Илонка Даварош
1973 — Шёнгруберы (Die Schöngrubers) — Тереза Шёнгрубер
1988 — Замок Кёнигсвальд (Schloß Königswald) — баронесса фон Бёме
Библиография Марики Рёкк:
1974 — Сердце с перцем
1999 — Марика Рёкк. Составитель Урсула Мейер