Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven). Родился 16 декабря 1770 года в Бонне (Кельнское курфюршество, Священная Римская Империя) — умер 26 марта 1827 года в Вене (Эрцгерцогство Австрия, Австрийская империя). Немецкий композитор, пианист, дирижер. Один из наиболее исполняемых композиторов в мире.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне.

Отец — Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле.

Мать — Мария-Магдалина (в девичестве Кеверих; 1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце.

Дед — Людвиг Бетховен (1712-1773), родом из Мехелена (Южные Нидерланды), служил в придворной капелле сначала певцом (бас), а затем капельмейстером.

Отец Людвига уже в ранние годы обнаружил в сыне большой музыкальный потенциал и решил сделать из него второго Моцарта, поэтому стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кельне состоялось первое выступление Людвига. Однако чудо-ребенком Бетховен так и не стал. Отец перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.

В 1782 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе, который стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с клавиром Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой других современников, в т.ч. Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, итальянский и французский, много читал, среди его любимых писателей были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гете и Шиллер.

Тогда же Бетховен начал сочинять музыку, хотя и не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

Людвиг ван Бетховен в детстве

Людвиг ван Бетховен в детстве

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!».

Моцарт хотел дать ему несколько уроков, но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн (умерла 17 июля 1787). Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издает сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».

Проездом из Англии в Бонне остановился Йозеф Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится еще известнее. Осенью 1792 года, когда юный Бетховен собирается покинуть Бонн, он встречает Гайдна, и Гайдн после их знакомства, увидев талант еще юного Бетховена, решается учить его.

Творчество Бетховена

С 1792 по 1802 год он провел в Вене. Сразу по приезде, он начал занятия с Гайдном. Впоследствии Людвиг утверждал, что тот ничему его не научил, занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям, а Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространенным. Так, Гайдн как-то писал Бетховену: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».

Затем Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далекий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («Почти Фантазия»). Сонату № 14 поэт Л. Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, оно закрепилось за всем произведением.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричесанным.

Он отличался крайней резкостью суждений и поведения. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли. В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Князь очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущенный композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!».

Несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Сам он говорил: «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелек мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды».

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведенных в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

Людвиг ван Бетховен в молодости

Людвиг ван Бетховен в молодости

В 1796 году Бетховен начал терять слух: у него развивался тиннитус — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединился в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшили его самочувствия. Бетховен начал понимать, что глухота неизлечима.

В эти трагические дни он написал письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказал в нем о своих переживаниях и признался, что был близок к самоубийству: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным».

Его друг И. Н. Мельцель, механик, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки (сейчас они хранятся в музее Бетховена в Бонне), которыми Бетховен стал пользоваться наряду с записями разговоров.

В Хайлигенштадте композитор приступил к работе над новой Третьей симфонией, которую назвал Героической.

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы — «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи. Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжег их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточенные выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это была излюбленная тема Бетховена, в разговоре он постоянно возмущался властями предержащими, их законами и постановлениями».

Однажды Бетховен и Гете, гуляя вместе в Теплице, встретили находящегося там в это время императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гете, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон объявил себя императором. И Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». На титульном листе рукописи «Патетической» можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создает свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришел лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех».

Музыкальные инструменты Бетховена

Одним из инструментов Бетховена было фортепиано от венской фирмы «Брат и сестра Штайн», которой управляла его близкий друг Нанетта Штрейхер. 19 ноября 1796 года Бетховен написал в письме Андреасу Штрейхеру, одному из основателей компании, следующее: «Я получил твой инструмент позавчера. И он действительно изумителен, каждый бы хотел иметь у себя подобный рояль».

Карл Черни в своих записях упоминал, что в 1801-м в доме у Бетховена стоял инструмент от Вальтера. В 1802-м Бетховен также просил своего друга Змескалла обратиться к Вальтеру для изготовления для него однострунного инструмента. В 1803 году Бетховен получил инструмент от французской фирмы Эрар. Но, по словам Ньюмана, «Бетховен был недоволен инструментом с самого начала, частично из-за того, что английский механизм рояля был неисправимо тяжелым».

Еще одним инструментом Бетховена был рояль «Бродвуд» – подарок композитору от английского мастера в 1817 году. Бетховен хранил его в Шварцшпаниерхаусе вплоть до своей смерти.

Последним инструментом композитора был четырехструнный рояль Конрада Графа. Граф сам передал Бетховену в аренду 6,5-октавный инструмент и позже, после его смерти, продал рояль семье Виммер. В 1889 году инструмент был приобретен Бетховенхаусом и перевезен в Бонн.

Ученики Бетховена

Давать уроки музыки он начал еще в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио».

В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди.

Ученицей Бетховена была Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одаренностью — прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей.

Ученицей Бетховена была Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребенок, Бетховен долго играл ей.

В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил ее наизусть. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему: «Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!».

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлеченный, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».

У Бетховена начал заниматься Карл Черни, который был единственным ребенком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Карл Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Черни знал наизусть все фортепианные сочинения учителя. Позже у Черни занимался Ференц Лист.

Учеником Бетховена являлся также кардинал Рудольф Австрийский.

композитор Людвиг ван Бетховен

Смерть Бетховена

После 1812 года творческая активность композитора на время падает, однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть русские и украинские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали ее прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!».

Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал ученым или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось.

У композитора развивается тяжелое заболевание печени.

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года.

Уже на следующий день после смерти судмедэксперты вскрыли его череп, чтобы выяснить причину его глухоты, но поставить диагноз так и не удалось. 29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведенные Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон на Верингском кладбище была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером: «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нем можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного».

В 1862 году останки композитора были эксгумированы для исследования, а в 1888 году перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

После смерти композитора осталось несколько заметок в тетради, которые позже получили название «Неоконченная Десятая симфония Бетховена». В конце 2010-х годов у команды музыковедов и программистов появилась идея завершить это музыкальное произведение при помощи искусственного интеллекта и приурочить это событие к 250-летию со дня рождения композитора в 2020 году.

Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене — городе, тесно связанном с творчеством музыканта. По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников.

К 250-летию композитора немецким скульптором-концептуалистом Оттмаром Херлем были установлены 700 пластиковых статуй на Родине Бетховена в Бонне на площади Мюнстерплац. Концептуальная инсталляция, имеющая название «Наш Людвиг. Граждане для Бетховена», заняла более 1000 квадратных метров.

Бетховен — Лунная соната

Бетховен — К Элизе

Личная жизнь Людвига ван Бетховена:

Никогда не был женат.

По воспоминаниям современников, он был робок с женщинами. В его жизни было несколько романов, но до брака ни один не дошел. Часто дамы видели в нем лишь средство для достижения своих корыстных целей, а замуж выходили за другого.

Тереза фон Брунсвик де Коромпа (нем. Therese von Brunsvik de Korompa, венг. Brunszvik Teréz; 27 июля 1775, Прессбург — 23 сентября 1861, Пешт) — австрийская и венгерская воспитательница, педагог, основательница ряда детских садов в Венгрии.

Тереза Брунсвик и Людвиг ван Бетховен познакомились в Вене между 1796 и 1799 годами. Тереза стала ученицей Людвига ван Бетховена в игре на фортепиано, в течение 16 дней она брала уроки у Бетховена. Сам композитор был очень доволен своей ученицей, несколько раз он приезжал в поместье Брунсвиков и подружился с братом Терезы Францем. Долгое время Тереза занимала незначительное место в жизни Бетховена, который увлекался сначала ее кузиной Джульеттой, а потом и сестрой Жозефиной (есть версия, что он был отцом девочки по имени Минона, которая родилась у Жозефины в 1813 году). Тереза писала в своих дневниках о многочисленных встречах с Бетховеном, а в мае 1806 года якобы стала невестой, получив согласие только от брата Франца. По каким причинам брак так и не был заключен, до сих пор неизвестно — по одной версии, Бетховен сам разорвал союз из-за своего характера и невозможности скрывать правду о встречах; по другой версии, сама семья выступила против.

По слухам, они были тайно помолвлены.

По легенде, 27 марта 1827 года на следующий день после смерти Бетховена во время осмотра комнаты композитора в шкафу был найден портрет Терезы Брунсвик и некое письмо с признанием в любви. В письме Бетховен обращался к некоей «бессмертной возлюбленной», и многие исследователи творчества и жизни Бетховена полагают, что возлюбленной была Тереза Брунсвик, но конкретных подтверждений этому нет. Портрет Терезы был подарен Бетховену самой графиней, а на портрете была подпись «Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку».

Тереза фон Брунсвик — возлюбленная Людвига ван Бетховена

Тереза фон Брунсвик

Графиня Джульетта Гвиччарди (нем. Julie Guicciardi, итал. Giulietta Guicciardi; 23 ноября 1784, Премзель, — 22 марта 1856, Вена), в замужестве графиня Галленберг (Gallenberg) — австрийская пианистка и певица итальянского происхождения.

В возрасте семнадцати лет Джульетта переехала из родной Галиции в Вену, где жили родственники ее матери — семья венгерских графов Брунсвиков. Вслед за своими кузинами, Терезой и Жозефиной фон Брунсвик, Джульетта начала брать уроки музыки у Бетховена, который не взимал с нее денег за занятия. Вместо этого она дарила ему вышитые ею самой сорочки.

В биографиях Бетховена описывается как бойкая, кокетливая и пустая женщина. Возможно, она и есть та «очаровательная девушка» из высшего общества, о женитьбе на которой мечтал композитор в письме к Вегелеру (ноябрь 1801 г.).

В том же 1801 году была написана «Лунная соната», посвященная Джульетте. Время, проведенное влюбленными вместе, было самым счастливым в жизни композитора. Из их переписки отчетливо прослеживаются терзания Бетховена, его страсть, но все мечты о счастливом браке были разрушены романом Джульетты с графом Робертом фон Галленбергом, ставшего в последствии ее мужем.

Спустя несколько лет Джульетта с мужем и детьми возвращается в Вену и обращается за помощью к Бетховену. Позже, через много лет после этого события Бетховен пишет письмо своему другу Шиндлеру: «Джульетта, возвратившись в Вену, домогалась меня в слезах, но я презрел ее. Если бы я хотел отдаться этой любви целиком, то чтобы осталось от меня Высшего? Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии».

Джульетта Гвиччарди — возлюбленная Людвига ван Бетховена

Джульетта Гвиччарди

Одно время он был увлечен Элизабет Рекель, считается, что именно ей посвящено произведение «К Элизе».

Произведения Людвига ван Бетховена:

симфония № 1 (1799-1800)
симфония № 2 (1803)
симфония № 3 «Героическая» (1803-1804)
симфония № 4 (1806)
симфония № 5 (1804-1808)
симфония № 6 «Пасторальная» (1808)
симфония № 7 (1812)
симфония № 8 (1812)
симфония № 9 (1824)
Opus 2: Три сонаты для фортепиано
№1: Соната №1 f-moll
№2: Соната №2 A-dur
№3: Соната №3 C-dur
Opus 7: Соната №4 Es-dur
Opus 10: 3 сонаты для фортепиано
№1: Соната №5 C-moll
№2: Соната №6 F-dur
№3: Соната №7 D-dur
Opus 13: Соната №8 C-moll («Патетическая»)
Opus 14: 2 сонаты для фортепиано
№1: Соната №9 E-dur
№2: Соната №10 G-dur
Opus 22: Соната №11 B-dur
Opus 26: Соната №12 As-dur («С Похоронным маршем»)
Opus 27: Две сонаты для фортепиано
№1: Соната №13 Es-dur Sonata quasi una fantasia
№2: Соната №14 Cis-moll Sonata quasi una fantasia («Лунная»)
Opus 28: Соната №15 D-dur («Пасторальная»)
Opus 31: 3 сонаты для фортепиано
№1: Соната №16 G-dur
№2: Соната №17 D-moll («Буря»)
№3: Соната №18 Es-dur («Охота»)
Opus 49: 2 сонаты для фортепиано
№1: Соната №19 G-moll
№2: Соната №20 G-dur
Opus 53: Соната №21 C-dur («Вальдштейн» или «Аврора»)
WoO 57: Andante Favori
Opus 54: Соната №22 F-dur
Opus 57: Соната №23 F-moll («Appassionata»)
Opus 78: Соната №24 Fis-dur («A Thérèse»)
Opus 79: Соната №25 G-dur
Opus 81a: Соната №26 Es-dur («Прощальная/Les adieux/Lebewohl»)
Opus 90: Соната №27 E-moll
Opus 101: Соната №28 A-dur
Opus 106: Соната №29 in B-dur («Хаммерклавир»)
Opus 109: Соната №30 E-dur
Opus 110: Соната №31 As-dur
Opus 111: Соната №32 C-moll
8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3
5 концертов для фортепиано с оркестром
музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»
6 юношеских сонат для фортепиано
«32 вариации до-минор»
60 пьес для фортепиано
10 сонат для скрипки и фортепиано
концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»)
5 сонат для виолончели и фортепиано
соната для валторны и фортепиано
16 струнных квартетов
балет «Творения Прометея»
опера «Фиделио»
Торжественная месса
вокальный цикл «К далекой возлюбленной».

Образ Людвига ван Бетховена в кино:

1936 — Великая любовь Бетховена (Un grand amour de Beethoven) — в роли Бетховена актер Арри Бор;
1949 — Героическая симфония — в роли Бетховена актер Эвальд Бальзер;
1955 — Наполеон: путь к вершине — в роли Бетховена актер Эрих фон Штрогейм;
1976 — Бетховен. Дни жизни — в роли Бетховена актер Донатас Банионис;

Донатас Банионис в роли Бетховена

Донатас Банионис в роли Бетховена

1978 — Жизнь Бетховена;
1989 — Невероятные приключения Билла и Теда — в роли Бетховена актер Клиффорд Дэйвид;
1994 — Бессмертная возлюбленная — в роли Бетховена актер Гэри Олдмен;

Гэри Олдмен в роли Бетховена

Гэри Олдмен в роли Бетховена

2003 — Героическая симфония — в роли Бетховена актер Ян Харт;
2006 — Переписывая Бетховена — в роли Бетховена актер Эд Харрис;
2020 — Людвиг ван Бетховен — в роли Бетховена актер Тобиас Моретти

Оцените статью
Добавить комментарий