Ларс фон Триер (Lars von Trier)

Ларс фон Триер

Ларс фон Триер (Lars von Trier), урожденный Ларс Триер (Lars Trier). Родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене (Дания). Датский режиссер, сценарист и актер.

Ларс фон Триер родился 30 апреля 1956 года в городе Копенгаген.

Отец — Ульф Триер, государственный служащий, социал-демократ.

Мать — Ингер Триер, государственный служащий, коммунистка.

Его мать Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», из-за чего Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, но с другой бросил среднюю школу, не сумев вписаться в ее жесткие рамки.

Позже уже в зрелом возрасте, режиссер узнал, что он не еврейской крови. По его словам, Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — датчанин Фриц Михаэль Хартманн, который когда-то был ее работодателем. Попытки Триера наладить контакты с биологическим отцом не удались.

В детстве интересовался киноиндустрией. Его дядя был известным в стране документалистом и мать поддерживала увлечение сына. Она отдала ему свою восьмимиллиметровую камеру и приносила с работы старые пленки, с помощью которых Триер учился монтажу. Однажды среди кинообрывков ему попался фрагмент фильма «Страсти Жанны д’Арк» и он вдохновился. Свой первый фильм — минутную мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну» Ларс создал в 11 лет.

Спустя год снялся в фильме «Тайное лето», во время работы над которым его больше всего интересовала техническая сторона. Когда через полгода он вернулся на студию, ему ставить свет и др.

В 17 лет пытался поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приемном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу.

В титрах своих первых фильмов Триер стал добавлять к своей фамилии аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссера Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер», окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер». Говоря о своем псевдониме, Триер также указывал на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имен дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым также использовали частицу «фон».

В 1983 году окончил Национальную датскую киношколу. Первым короткометражным фильмом, который он выпустил в кино был «Садовник, выращивающий орхидеи».

Сниматься в большом кино начал с 1984 года. Дебютировал в триллере «Элемент преступления» в эпизодической роли.

В 1987 году исполнил главную роль — Ларса / доктора Месмера — в фильме ужасов «Эпидемия». Ларс фон Триер и Нильс Версель почти закончили сценарий нового фильма «Полицейский и проститутка». Работа должна быть вскоре представлена эксперту Датского института кинематографии Хансену, но писатели обнаруживают к своему ужасу, что файл в компьютере стерт.

Ларс фон Триер в фильме «Эпидемия»

Ларс фон Триер Эпидемия

В 1991 году выступил в роли еврея в драме «Европа».

«Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым.

В 1992 году фон Триер и продюсер Петер Ольбек Енсен основали кинокомпанию «Zentropa».

В начале 1990-х вместе со своим сценаристом Нильсом Верселем Ларс анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год. Но в конце 1990-х режиссер забросил эту идею. В 2010 году были выпущены 25 минут «Измерения», которые фон Триер успел отснять.

В 1994 году фон Триер прославился сериалом «Королевство». Картину назвали «европейским ответом на «Твин Пикс»».

Через 2 года выпустил психологическую мелодраму «Рассекая волны». Лента повествует о женщине, которая движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах.

Религиозная тематика и этическое послание были хорошо восприняты. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте. Картина получила множество наград.

20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвященная столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест «Догма 95». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звезд».

Кадр из фильма Ларса фона Триера «Рассекая волны»

Кадр из фильма Ларса фона Триера Рассекая волны

В 1998 году по правилам «Догмы 95» Триер срежиссировал фильм «Идиоты». «Идиоты» рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота». Драма вызвали скандал откровенными сценами. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1998 года, где «Идиоты» остались без наград.

В 2000 году фон Триер опубликовал музыкальную драму «Танцующая в темноте», в котором главные роли исполнили Катрин Денев и исландская певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса.

Кадр из фильма Ларса фона Триера «Танцующая в темноте»

Кадр из фильма Ларса фона Триера Танцующая в темноте

«Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце». Название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких.

Через несколько лет после «Идиотов» фон Триер повторил эксперимент с созданием фильма в соответствии с заданными условиями и ограничениями. Он предложил датскому кинодокументалисту-экспериментатору и своему учителю и кумиру Йоргену Лету сделать пять ремейков своего фильма 1967 года «Совершенный человек», каждый раз формулируя условия и запреты, которые должен был соблюсти режиссер. Совместный фильм, в аллегорической манере изображавший процесс творчества, получил название «Пять препятствий» и вышел в 2003 году.

Далее Ларс решил создать еще одну трилогию, которую назвал «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль» с Николь Кидман в главной роли, вторым — «Мандерлей» в главной роли с Брайс Даллас Ховард.

Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, однако он не был реализован, после полугодовой работы фон Триер забросил сценарий.

В 2009 году режиссер представил на Каннском кинофестивале фильм «Антихрист», в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. «Антихрист» рассказывает о семейной паре, которая после трагической гибели ребенка уезжает в уединенный дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, дало триллеру специальную антинаграду за женоненавистничество, выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре».

С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съемки психологической драмы о конце света «Меланхолия». Ее премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофестивале 2011 года. Позже в интервью критику The Times Кейту Муиру о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма, Триер упоминал, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своем немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру.

Несмотря на скандалы Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актерской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера.

Совет директоров фестиваля немедленно запросил у режиссера объяснений, и фон Триер опубликовал заявление, в котором просил извинений и пояснял, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Тем не менее совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата, пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства».

Высказывание фон Триера на пресс-конференции стало также предметом расследования прокурора французского города Грас. В декабре 2011 года было объявлено о закрытии дела, поскольку в выступлении режиссера не нашли «оправдания военных преступлений».

В конце 2013 года состоялась премьера эротики Триера «Нимфоманка». В главной роли была Шарлотта Генсбур, героиня которая рассказывает историю своей жизни. Отличительной чертой «Нимфоманки» стало обилие несимулированных половых актов, которые снимались с дублерами — профессиональными порноактерами. Затем с помощью цифровых технологий на экране совмещались тела дублеров и лица актеров.

Для кинотеатрального проката «Нимфоманка» вышла в виде двух двухчасовых фильмов. Полная режиссерская версия длится пять с половиной часов. Ее первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале, премьера второй части полной режиссерской версии состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале.

В 2018 году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля состоялась премьера психологического триллера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Главную роль в триллере сыграл Мэтт Диллон. Фильм рассказывает о человеке по имени Джек, который за 12 лет стал искусным серийным убийцей в американском штате Вашингтон.

С премьерного показа на Каннском кинофестивале из зала ушло около ста зрителей. Многие зрители и критики сходились во мнении, что в фильме очень много неоправданной жестокости над женщинами и детьми. Редактор Variety Рамин Сэтудех написал: «Просмотр фильма был одним из самых неприятных в моей жизни». Несмотря на жестокость, после окончания фильма зрительский зал аплодировал стоя.

Рост Ларса фона Триера: 170 сантиметров.

Личная жизнь Ларса фона Триера:

С 1987 по 1995 год был женат на Сесилии Хольбек, режиссере детских фильмов. У них есть совместные дочери Агнес и Сельма.

Ларс фон Триер и Сесилия Хольбек

Ларс фон Триер и Сесилия Хольбек

В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фреге. Позже у пары родились близнецы Людвиг и Беньямин.

Ларс фон Триер и Бенте Фреге

Ларс фон Триер и Бенте Фреге

Ларс Фон Триер является основателем и акционером международной кинопроизводственной компании «Zentropa Films».

Режиссерские работы Ларса фона Триера:

1977 — Садовник, выращивающий орхидеи (Orchidégartneren)
1979 — Блаженная Менте (Menthe — la bienheureuse)
1980 — Ноктюрн (Nocturne)
1981 — Последняя деталь (Den sidste detalje)
1982 — Картина освобождения (Befrielsesbilleder)
1984 — Элемент преступления (Forbrydelsens element)
1987 — Эпидемия (Epidemic)
1988 — Медея (Medea)
1991 — Европа (Europa)
1994 — Королевство (Riget)
1996 — Рассекая волны (Breaking the Waves)
1997 — Королевство II (Riget II)
1998 — Идиоты (Idioterne)
2000 — День «Д» (D-Dag — Lise)
2000 — Танцующая в темноте (Dancer in the Dark)
2003 — Догвилль (Dogville)
2003 — Пять препятствий (De Fem benspænd)
2005 — Мандерлей (Manderlay)
2006 — Самый главный босс (Direktøren for det Hele)
2007 — У каждого свое кино (Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur)
2009 — Антихрист (Antichrist)
2011 — Меланхолия (Melancholia)
2013 — Нимфоманка (Nymphomaniac)
2018 — Дом, который построил Джек (The House that Jack Built)

Сценарии Ларса фона Триера:

1977 — Садовник, выращивающий орхидеи (Orchidégartneren)
1979 — Блаженная Менте (Menthe — la bienheureuse)
1980 — Ноктюрн (Nocturne)
1982 — Картина освобождения (Befrielsesbilleder)
1984 — Элемент преступления (Forbrydelsens element)
1987 — Эпидемия (Epidemic)
1988 — Медея (Medea)
1991 — Европа (Europa)
1994 — Королевство (Riget)
1996 — Рассекая волны (Breaking the Waves)
1997 — Королевство II (Riget II)
1998 — Идиоты (Idioterne)
2000 — Танцующая в темноте (Dancer in the Dark)
2003 — Догвилль (Dogville)
2005 — Мандерлей (Manderlay)
2006 — Самый главный босс (Direktøren for det Hele)
2009 — Антихрист (Antichrist)
2011 — Меланхолия (Melancholia)
2013 — Нимфоманка (Nymphomaniac)
2018 — Дом, который построил Джек (The House that Jack Built)

Продюсерские работы Ларса фона Триера:

2003 — Юг (Zuiden)
2004 — Образы Европы (Visions of Europe)
2004 — Королевский госпиталь (Kingdom Hospital)
2005 — Все об Анне (All About Anna)
2010 — Мужчина в поисках эротики (Erotic Man)
2012 — Королевский роман (Royal Affair)

Фильмография Ларса фона Триера:

1977 — Садовник, выращивающий орхидеи (Orchid Gardener) — Виктор
1979 — Мята блаженства (Menthe — la bienheureuse) — Водитель
1980 — Ноктюрн (Nocturne) — эпизод
1984 — Элемент преступления (Element of Crime) — эпизод
1987 — Эпидемия (Epidemic) — Ларс / доктор Месмер
1989 — Мир разнообразия (World of Difference) — таксист
1991 — Европа (Europa) — еврей
1994 — Королевство (Kingdom)
1997 — Королевство 2 (Kingdom II) — эпизод
1998 — Идиоты (Idiots) — интервьюер
2000 — Униженные (Exhibited)
2001 — Настоящий мужчина (Truly Human)

Озвучивание Ларса фона Триера:

1998 — Идиоты (Idiots)
2006 — Самый главный босс (Boss of It All)
2007 — Эрик Ницше (Unge år: Erik Nietzsche sagaen del 1)

Награды Ларса фона Триера:

1984 — Каннский кинофестиваль — Vulcan Awards — Элемент преступления
1985 — Бодиль — Лучший датский фильм — Элемент преступления
1985 — Роберт — Лучший датский фильм — Элемент преступления
1991 — Каннский кинофестиваль — Best Artistic Contribution — Европа
1991 — Каннский кинофестиваль — Приз жюри — Европа
1991 — Каннский кинофестиваль — Vulcan Awards — Европа
1992 — Бодиль — Лучший датский фильм — Европа
1992 — Роберт — Лучший датский фильм — Европа
1995 — Бодиль — Лучший датский фильм — Королевство
1995 — Роберт — Лучший сценарий — Королевство
1996 — Премия Европейской киноакадемии — Приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии — Рассекая волны
1996 — Каннский кинофестиваль — Гран-при — Рассекая волны
1997 — Бодиль — Лучший датский фильм — Рассекая волны
1997 — Сезар — Лучший иностранный фильм — Рассекая волны
1997 — Роберт — Лучший датский фильм — Breaking the Waves
1997 — Роберт — Лучший сценарий — Breaking the Waves
1997 — Спутник — Лучший фильм на иностранном языке — Рассекая волны
2000 — Премия Европейской киноакадемии — Лучший европейский фильм (выбор зрителей) — Танцующая в темноте
2000 — Каннский кинофестиваль — Золотая пальмовая ветвь — Танцующая в темноте
2001 — Гойя — Лучший европейский фильм — Танцующая в темноте
2001 — Независимый дух — Лучший иностранный фильм — Танцующая в темноте
2001 — Спутник — Лучшая песня («I’ve Seen It All») — Танцующая в темноте
2003 — Премия Европейской киноакадемии — Лучшая режиссура — Догвилль
2004 — Бодиль — Лучший датский фильм — Догвилль
2004 — Давид ди Донателло — Лучший европейский фильм — Догвилль
2004 — Роберт — Лучший сценарий — Догвилль
2008 — Премия Европейской киноакадемии — Премия за достижения в мировом кинематографе
2010 — Бодиль — Лучший датский фильм — Антихрист
2010 — Роберт — Лучший датский фильм — Антихрист
2010 — Роберт — Лучшая режиссура — Антихрист
2010 — Роберт — Лучший сценарий — Антихрист
2011 — Премия Европейской киноакадемии — Лучший фильм — Меланхолия
2012 — Бодиль — Лучший датский фильм — Меланхолия
2012 — Gopo Awards — Лучший европейский фильм — Меланхолия
2012 — Роберт — Лучший датский фильм — Меланхолия
2012 — Роберт — Лучшая режиссура — Меланхолия
2012 — Роберт — Лучший сценарий — Меланхолия
2015 — Роберт — Лучший датский фильм — Нимфоманка
2015 — Роберт — Лучшая режиссура — Нимфоманка
2015 — Роберт — Лучший сценарий — Нимфоманка

Оцените статью
Добавить комментарий