Free ebooks Library zlib project

Иван Кожедуб

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб. Родился 8 июня 1920 года в Ображиевке Глуховского уезда Черниговской губернии — умер 8 августа 1991 года в Москве. Советский летчик-ас. Сбил лично 64 самолета. Маршал авиации (1985). Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Депутат Верховного Совета СССР (1946-1961). Народный депутат СССР (1989-1991).

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в Ображиевке Глуховского уезда Черниговской губернии.

По национальности — украинец.

Отец — Никита Ларионович Кожедуб, церковный староста, писал стихи, много читал.

Мать — Стефанида Ивановна Кожедуб, домохозяйка.

С ранних лет Иван демонстрировал художественные таланты, отлично рисовал. В юности даже собирался поступать в художественный техникум.

В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Во время учебы начал заниматься в Шосткинском аэроклубе.

В начале 1940 года поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан — в город Чимкент.

В 1942 году Кожедуб едва не погиб во время одного из тренировочных полетов. Сразу после взлета у него заглох мотор. Он вспоминал: «Тяга начала падать. Самолет терял скорость. Как бы не свалиться на крыло — это гибель. Медлить нельзя. Энергично отдаю ручку от себя и перевожу самолет в планирование. Впереди — лес, в стороне — поле. Успею ли развернуться на такой малой высоте, отвернуть от леса? Только не мешкать! Не терять ни секунды! Промедление смерти подобно. Быстро разворачиваю самолет. Стремительно набегает земля. Толчок: самолет прополз на животе по полю и остановился. «Жив», — думаю».

Также он признавался, что ему с трудом давалась огневая подготовка. Впервые выполняя упражнения по стрельбе из пулеметов, Иван Кожедуб был уверен, что уложил в щит все пули, но когда дежурный объявил результаты стрельб, оказалось, что он промахнулся мимо мишени — ни одного попадания. Летчик был разочарован, но инструктор прочитал расстроенному Ивану небольшую лекцию: «Когда Валерий Павлович Чкалов стал служить в воинской части, он уже блестяще пилотировал. Но вначале Чкалов стрелял неважно. Он откровенно и прямо сказал об этом командиру части и начал упорно тренироваться. Валерий Павлович достиг замечательных результатов: вышел на первое место по всем видам стрельбы». Справился со стрельбой и Кожедуб.

Иван Кожедуб в молодости

23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2.7.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формирующийся в Иваново.

В феврале 1943 года 240-й истребительно-авиационный полк, в который был зачислен Иван Кожедуб, был переброшен для ведения военных действий на юго-западное направление. При распределении боевой техники Ивану Кожедубу достался самолет Ла-5 первых серий, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером 75.

В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома Иван попал под удар вражеских истребителей, когда попытался атаковать группу бомбардировщиков, а затем оказался в зоне огня своей же зенитной артиллерии. Самолет Кожедуба получил тяжелые повреждения от пушечной очереди немецкого Me-109 и от попадания двух советских зенитных снарядов. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него.

В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109.

Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7.

Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой во время Великой Отечественной войны, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином.

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

летчик Иван Кожедуб

Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

Кожедуб летал исключительно на самолетах советского производства.

В конце войны Иван Кожедуб сбил два самолета союзников. Это было в апреле 1945 года. Кожедуб увидел, как к американскому тяжелому бомбардировщику В-17 «Фортресс» устремилась группа «мессеров», и попытался отогнать их от «Летающей крепости». Союзнические истребители сопровождения, видимо, не поняли намерений советского летчика, приняли его за немца и открыли заградительный огонь. В пылу боя, уйдя переворотом от их трасс, Иван Никитич в долгу не остался и мгновенно атаковал. Летчик одного подбитого им «Мустанга» успел выброситься с парашютом. А второй взорвался в воздухе. Все это зафиксировал фотокинопулемет самолета Кожедуба. Могли быть серьезные неприятности, но командир полка полковник Чупиков посоветовал Ивану Никитичу помалкивать об этом инциденте и отдал «на память» проявленную пленку, чтобы она не попала в компетентные органы.

Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать — ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.

Сколько самолетов сбил Иван Кожедуб

Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боёв.

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Таким образом, документально подтверждены 64 воздушных победы.

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба.

С июня 1962 по август 1963 год — командующий 76-й воздушной армией.

В 1964-1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа.

С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году ему присвоено воинское звание Маршал авиации.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР II-V созывов, народным депутатом СССР.

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка.

Макет самолёта Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.

Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Именем Кожедуба названы многие улицы, площади, проспекты. Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники, расположенный в Кубинке. На территории центра установлены мемориальная доска и бюст.

Иван Кожедуб

Личная жизнь Ивана Кожедуба:

Жена — Вероника Николаевна Кожедуб (1928 — 28.01.2001).

Они познакомились 8 ноября 1945 года, Кожедуб учился тогда в московской Академии Генштаба, а его часть размещалась в подмосковном Монино. Возвращаясь домой в электричке, он и встретил красавицу Веронику. Молодой майор сидел напротив девушки, но так не решился познакомиться. Позже сам стал ее искать по всем проходящим мимо Монино электричкам. И когда снова встретил Веронику, то подошёл и пригласил на танцы. В Доме Культуры монинского гарнизона Вероника заметила, что её кавалеру все офицеры, даже старшие по званию, отдавали честь. В гардеробе Иван скинул верхнюю одежду и на его груди сверкнули три звезды Героя Советского Союза. Только тогда Вероника вспомнила, что видела портреты Ивана в газетах. Новый 1946 год они встречали вместе, а уже второго января поженились.

В 1947 году у них родилась дочь Наталья. Внук — Василий (род. 12.01.1970), он медик, работает в Москве.

Сын — Никита Иванович Кожедуб (25.11.1952 — 27.11.2002), капитан 3 ранга ВМФ СССР. Внучка — Анна Никитична (род. 06.08.1982).

Иван Кожедуб и жена Вероника

Иван Кожедуб и жена Вероника

Иван Кожедуб с женой Вероникой

Сын и дочь Ивана Кожедуба

Сын и дочь Ивана Кожедуба

У легендарного лётчика Ивана Кожедуба было три золотых звезды Героя. Но Иван Никитович часто говорил, что имеется и четвёртая. Ею он считал свою жену Веронику.

В семье Кожедубов царила любовь. Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга. Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме.

Кожедуб никогда не жаловался на здоровье, пока летал. Но, когда по возрасту с небом пришлось расстаться, начал болеть. В 1976-ом году у Ивана Никитовича случился инсульт. Вероника Николаевна сама ухаживала за мужем, учила его писать, занималась с ним речью, возила в санатории. И Кожедуб поправился. К сожалению, от инфаркта, который случился в 91-ом году, Вероника Николаевна спасти мужа не успела — её просто не было дома и некому было вызвать «скорую помощь».

Внучка Анна про своего знаменитого деда рассказывала: «Он вообще-то был всеядным, неприхотливым. Ел все, что бабушка готовила. А там такие разносолы случались — мама дорогая! И чахохбили из курицы с грецким орехом, и рыба-фиш, и ножки куриные фаршированные, и лимонный конфитюр (я его обожала), и варенье из лепестков роз. Все это Вероника Николаевна делала сама. И, конечно, вино во время обедов и ужинов лилось рекой. Деду много дарили разных красивых бутылок. Это тоже здоровья не прибавляло. А к нему разные друзья валили. С тем выпей, тому не откажи. Бабушка, женщина гостеприимная и компанейская, порой жутко психовала, когда, бывало, дед не просыхал. А он: «Верониченька, ну что ты злишься? Ты же знаешь: «три танкиста выпили по триста, бравый сокол выпил девятьсот!..»».

Анна — внучка Ивана Кожедуба

Анна внучка Ивана Кожедуба

Библиография Ивана Кожедуба:

1945 — Три сражения
1969 — Верность отчизне

Награды и звания Ивана Кожедуба:

— Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3);
— Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944;21.02.1978);
— Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483);
— Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500);
— Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985);
— Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955);
— Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990);
— Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975);
— Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия);
— Кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР);
— Кавалер ордена Возрождения Польши;
— Кавалер ордена Свободы и Независимости (КНДР);
— Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и других.

Оцените статью
Добавить комментарий