Франка Соццани (Franca Sozzani). Родилась 20 января 1950 года в Мантуя, Ломбардия (Италия) — умерла 22 декабря 2016 года в Милане (Италия). Итальянская журналистка, главный редактор итальянского издания журнала Vogue (1988—2016).
Франка Соццани родилась 20 января 1950 года в городе Мантуя, область Ломбардия.
Окончила факультет немецкой филологии и философии.
Когда ей исполнилось 20 лет, она вышла замуж и думала, что всю жизнь проведет играя в гольф и воспитывая детей. Но этому не суждено было случиться: спустя три месяца после свадьбы Франка развелась. «Я решила, что нужно сделать что-то хорошее в жизни», — говорила она.
Карьеру Франка Соццани начала строить в 1976 году, когда решила сотрудничать с Vogue Bambini – журналом, посвященным детской моде. Там, по ее словам, она была «ассистентом ассистента ассистента». Спустя четыре года Соццани стала главным редактором известного в Италии модного журнала для молодых женщин LEI, а позже PER LUI.
В 1988 году Соццани становится главным редактором Vogue Италия, а с 1994 года она совмещает этот пост с должностью главы итальянского представительства Conde Nast, где основала некоммерческий фонд Child Proirity, который находит и поддерживает молодые таланты: дает им возможность учиться и помогает найти работу.
Она рассказывала: «Модная система полностью изменилась. То, что было 22 года назад, не имеет ничего общего с сегодняшней ситуацией. Раньше Vogue Italia считался первым экспериментальным журналом. На страницах нашего издания не было слишком много секса, но люди были настолько консервативны, что называли его «экспериментальным» и в течение двух лет мы страдали из-за этого. Vogue – итальянский журнал, он написан на итальянском — языке, на котором здесь говорят. Моя идея состояла в том, чтобы вывести издание на международный уровень, нам нужен был визуальный язык. В то время фотографы ценились по достоинству, но они не воспринимались как художники или имиджмейкеры, кем они являются сегодня. Сейчас все издания гипервизуальны: вы покупаете журнал — и это всегда образ, один за другим. Но мы были первыми, кто поставил в приоритет изображение, и это было, конечно, до цифровой фотографии! В то время было важно освещение, мы отправляли отпечатанные снимки туда и обратно в Federal Express. Теперь вы просто помещаете изображения на FTP, а на следующий день уже можно делать макет. До появления компьютеров мы создавали макеты с помощью клейкой ленты и ножниц. Такое ощущение, что миновало уже 200 лет, но самые большие перемены произошли в последнее десятилетие.
Франка Соццани в молодости
Мне была нужна последовательность, узнаваемый почерк каждой обложки. Моя идея состояла в том, что если даже убрать слово Italia, вы все равно будете знать, что перед вами именно Vogue Italia. Мне кажется, что многие журналы не имеют связи между предыдущей и следующей обложкой. Становится трудно отличить их друг от друга, несмотря на то, что сегодня большинство изображений печатаются в очень высоком качестве. Аналогичная проблема существует и в моде. Все покупают одежду, выбирают наиболее доступные вещи, и они, как правило, не самого лучшего качества. Если вы посмотрите на этикетку, имя производителя вам ни о чем не сообщит. Такая перенасыщенность заставляет задуматься о том, что мы находимся на пороге значительных перемен».
Мировую известность Франка Соццани приобрела благодаря своей яркой деятельности в итальянской редакции Vogue.
С самого начала работы в журнале Соццани шла против течения. Не желая придерживаться надоевшего всем шаблона — писать в каждом номере об одном из итальянских домов моды — она дает «зеленый свет» иностранным модельерам и на обложку первого номера под своей редакцией помещает фотографию Ив Сен-Лорана. Аудитория журнала — продвинутые модники и интеллектуалы — позволяют Соццани экспериментировать.
Ее коллега, главный редактор американской версии Vogue — Анна Винтур — отзывается о ней следующим образом: «Франка видит общую картину, она прекрасно понимает, что работа в Vogue не ограничивается только редактированием журнала каждый месяц, но также заключается и в том, чтобы формировать модные тенденции». В июле 2008 года Франка Соццани бросила вызов расовым стандартам западных изданий.
Один из самых запоминающихся номеров «Vogue Italy» — это вышедший в середине 2011 года «черный» выпуск, на страницах которого говорилось о красоте чернокожих женщин. Скептики считали, что читатели не станут покупать журнал подобного содержания, но цифры говорят обратное. В Великобритании и США журнал раскупили за три дня, а издательство Conde Nast было вынуждено сделать еще 60. 000 копий этого номера. Таким образом, скандальный выпуск стал самым продаваемым за всю историю издательства.
На этом Франка Соццани не остановилась. Следующим всемирно известным выпуском стал номер о женщинах с большими формами. Она создала проект на сайте vogue.it, получивший название Vogue Curvy. Здесь блоггеры с пышными формами дают модные советы полным женщинам. Позднее Соццани выступила с петицией к правительству с призывам упразднить все сайты, пропагандирующие анорексию.
Затем она выпустила журнал с тремя полными женщинами в нижнем белье на обложке. На фотографиях, опубликованных в номере под заголовком «Женщины мечты», plus-size модели потягивали шампанское, курили и растягивались на мебели. Все это было сделано ради того, чтобы подчеркнуть, что пышные женщины намного сексуальнее худых.
Соццани не обошла стороной и весьма далекое от мира моды событие — экологическую катастрофу в Мексиканском заливе. В августе 2010 года вышел номер Vogue с Кристин МакМенами на обложке. Модель была одета в шубу из лисьего меха от Dior, на которую стекала нефть с перчаток от Alexander McQueen. Фотосессия проходила на загрязненном пляже.
На всю критику, сыпавшуюся на Соццани после выхода ее скандальных номеров она отвечала: «Я просто делаю то, что сама считаю нужным».
В 2012 году в Вене на благотворительном вечере Life Ball была представлена модель MINI Roadster, дизайн которой разработала Франка Соццани. Редактор Vogue Italia оформила крышу автомобиля, сиденья, фирменные полоски на капоте и бампере изображениями в виде цветочного орнамента. «На создание этого образа меня вдохновили элегантные женщины, которые в прошлом столетии повязывали на голову тонкий воздушный шарф, садясь за руль кабриолета. Цветы — это символ радости и жизни. Именно за эти ценности выступает Life Ball», — говорила она.
Автомобиль был продан на аукционе AIDS Solidarity Gala за 54 000 евро. Вырученные средства были перечислены в фонды по борьбе с ВИЧ.
Соццани являлась автором нескольких книг, посвященных фотографии, моде и дизайну. Самые известные среди них: 30 лет итальянскому Vogue, «Visitors» («Посетители» — путеводитель, рассказывающий о 20 музеях флорентийской биеннале моды и искусства), «A Noir» (исследование черного цвета в моде и искусстве), «Valentino’s Red Book» («Красная книга Валентино») и «Artists At Work» («Художники за работой» — книга, рассказывающая о самых важных художниках Британии).
В 2012 году Франка Соццани получила Орден Почетного Легиона из рук президента Франции Николя Саркози. Также она стала послом доброй воли в Fashion 4 Development, которая вместе с Организацией Объединенных Наций занимается решением проблем бедности и неравенства полов. Помимо этого, Соццани неоднократно была отмечена за вклад в искусство и культуру и получила множество премий, среди которых: La Lupa — за весомый вклад в общемировую известность итальянской моды, the Ambrogino d’oro — за привлечение интереса к Милану и вклад в его развитие, Montblanc de La Culture — за покровительство различным видам искусства.
В 2016-м на кинофестивале в Венеции дебютировала лента Franca: Chaos and Creation о главном редакторе итальянского Vogue, которую снял ее собственный сын, режиссер Франческо Карроззини. Говорят, Франка была очень близка с сыном, и он вдохновлялся ею и как личностью, и как профессионалом.
«Когда умер мой отец, я понял, что мать — единственное, что у меня осталось. Я решил снимать ее, чтобы наша связь стала крепче. Также я хотел понять, почему она принимала те или иные решения в разные периоды своей жизни, хотел увидеть изнанку модной индустрии и рассказать историю ее невероятной карьеры», — говорил Франческо.
Умерла 22 декабря 2016 года в городе Милан.
Личная жизнь Франки Соццани:
Имела сына Франческо Карроццини.