Фарух Садуллаевич Рузиматов. Родился 26 июня 1963 года в Ташкенте. Советский, таджикский и российский артист балета, премьер Мариинского театра (1986-2007). Заслуженный артист Таджикской ССР (1988). Народный артист РФ (2000).
Фарух Рузиматов родился 26 июня 1963 года в Ташкенте.
По национальности — таджик.
Отец – Садулло Шакирович Рузиматов (1941 г.р.), педагог теоретических музыкальных дисциплин.
Мать – Майя Амоновна Рузиматова (1943 г.р.), педагог по вокалу.
Родители родом из Ленинабадской области Таджикской ССР.
Вскоре после его рождения семья перебралась в Душанбе. С ранних лет Фарух занимался хореографией. В 1973 году в Душанбе приехал педагог из Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой, который отбирал самых талантливых детей. Был отобран и Фарух. Так он стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы, где его педагогами были Г. Н. Селюцкий, Н. В. Балтачеева, Н. Н. Серебренников.
На выпускном спектакле в 1981 году ему, как одному из лучших учеников курса, доверили исполнить сложнейшее па-де-де из полюбившегося Фаруху балета – «Дон Кихот».
После выпуска в 1981 году по классу педагога Геннадия Селюцкого был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В 1986 году был выдвинут на положение солиста. Исполнял ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара.
В 1990-1991 годах был приглашенным солистом Американского театра балета (Нью-Йорк).
В 1992 году участвовал наравне с такими звёздами, как Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, в первом концерте на Красной площади, знаменующим конец СССР и начало новых времён в России, станцевав с Маргаритой Куллик па-де-де из балета «Корсар».
Танцевал с Татьяной Тереховой, Маргаритой Куллик, Алтынай Асылмуратовой, Юлией Махалиной, Ларисой Лежниной, Ириной Чистяковой, Светланой Захаровой.
После 1995 года у него сложился яркий дуэт с молодой балериной Дианой Вишнёвой.
Репертуар Фаруха Рузиматова:
- Тариэл — «Витязь в тигровой шкуре»;
- Али — «Корсар»;
- Солор — «Баядерка»;
- Блудный сын — «Блудный сын» Дж. Баланчина;
- «Проба», хореография Антала Фодора;
- Гран па из балета «Пахита»;
- Базиль — «Дон Кихот»;
- Юноша — «Шопениана»;
- Призрак Розы — «Видение Розы»;
- принц Зигфрид — «Лебединое озеро»;
- принц Дезире — «Спящая красавица»;
- Принц — «Щелкунчик»;
- Джеймс — «Сильфида»;
- Альберт — «Жизель»;
- Солист Grand Pas Classique, музыка Обера;
- Ферхад — «Легенда о любви»;
- Абдерахман — «Раймонда»;
- Гойя — «Гойя-Дивертисмент»;
- «Тема с вариациями» Дж. Баланчина;
- «Аполлон» Дж. Баланчина;
- Золотой раб — «Шехеразада» Михаила Фокина в редакции Изабель Фокиной;
- «Бхакти» и «Адажиетто» Мориса Бежара;
- Хосе — «Кармен» Ролана Пети (Кармен — Диана Вишнёва);
- Юноша — «Юноша и смерть» Ролана Пети;
- Мавр — «Павана мавра», хореография Хосе Лимона;
- Распутин — «Распутин», хореография Г. Ковтуна, музыка В. Качесова;
- Тахар — «Поклонение Болеро, или Тахар и свободные люди», постановка Н. Андросова;
- Фея Карабос — «Спящая красавица», хореография Начо Дуато;
- Ода Набунага — «Самурай Набунага», балет-экшн;
- Помпей — «Спартак», хореография Г. Ковтуна;
- Индийский гость — «Сказка о рыбаке и рыбке», постановка И. Сафоновой.
В 2006 году создал фонд «Возрождение танцевального искусства», который учредил стипендии для лучших студентов Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, а также оказывал поддержку новым балетным постановкам, мастер-классам ведущих зарубежных педагогов в России. Был его президентом до 2011 года, когда фонд был ликвидирован.
С 2007 по 2009 год — художественный руководитель балета Михайловского театра. За время работы Рузиматова в этой должности труппа подготовила семь новых постановок, выступила в Лондоне, Венеции, Токио и других городах Японии, они были номинированы на высшую британскую премию в области танцевального искусства — National Dance Awards.
Фарух Рузиматов — «Болеро» Равеля
Пробовал себя в журналистике, даже вошел в тройку финалистов Национальной премии в области печатных СМИ «Искра» за профессионализм и качество в работе лучшим журналистам из всех регионов России, в номинации «Дебют».
C 2009 года возобновил танцевальную карьеру, подготовив собственную программу, к которой привлёк артистов Мариинского, Большого и Михайловского театров.
В 2014-2015 годах возглавлял балетную труппу Ростовского государственного музыкального театра.
В сентябре-декабре 2018 года — художественный руководитель балета Большого театра Узбекистана.
«Я считаю, что искусство не должно опускаться на уровень публики. Наоборот, к нему должны тянуться. И лично для меня в искусстве никаких компромиссов нет. Не нужно это делать, это только опошляет искусство. С одной стороны, наверное, неплохо, что появляется интерес к балету. Но с другой стороны он родился, как камерный вид искусства. Балет появился при дворе, был абсолютно закрыт, элитарен. Императорский театр был достаточно закрытым, для высших слоев общества. Кстати, то, что балет в итоге приобрел такой высокий статус — это все-таки заслуга большевиков, как ни странно. Они поняли, что балет нельзя уничтожать, что сказка должна существовать хотя бы на сцене, так как в жизни никакой сказки нет», — говорил Фарух Рузиматов.
В 2020 году Фарух Рузиматов стал членом жюри 4 сезона шоу «Большой балет» на телеканале «Россия К», в котором молодым российским и зарубежным артистам балета предоставляется возможность заявить о себе, показать свои способности, реализовать творческие амбиции и взять новые вершины. Кроме него членами жюри стали прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Диана Вишнёва; заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» хореограф Алексей Мирошниченко; художественный руководитель балета Новосибирского театра оперы и балета Денис Матвиенко. Ведущие четвертого сезона проекта «Большой балет» — звезда мирового балета, лауреат Государственной премии Российской Федерации — Светлана Захарова и всемирно известный оперный певец, дважды лауреат премии «Грэмми» Ильдар Абдразаков.
Личная жизнь Фаруха Рузиматова:
Первая жена — Ольга Обуховская, актриса, поэтесса, режиссер, продюсер.
В браке родился сын Станислав.
С конца 1990-х у него был роман с балериной Дианой Вишнёвой. Диана вспоминала: «Фарух стал моей первой любовью. Он сложный человек, все время был недоволен — и собой, и мной. Но были минуты такого счастья, что ради них стоило все терпеть. Когда мы с ним танцевали «Кармен», это было что-то невероятное. Как будто что-то посылалось нам сверху. Он был старше меня на тринадцать лет, но на сцене мы были равны, он меня и в жизни воспринимал равной. А я была совершенным ребенком. И сценическая жизнь так перепуталась с личной, что были моменты, когда я думала: «Господи, только бы живой остаться!» Мы расставались, снова сходились — это была страсть, которая могла закончиться только трагически. И тогда я решила, что мне надо уехать на Запад».
В середине 2000-х пара рассталась.
Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва
Вторая жена — Виктория Викторовна Кутепова, артистка балета Мариинского театра.
У них родился сын Далер.
Фарух Рузиматов и Виктория Кутепова
Фильмография Фаруха Рузиматова:
1988 — Гран па в белую ночь — Адам
1990 — Сломанный свет — артист балета
Награды и звания Фаруха Рузиматова:
— Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (1983);
— Лауреат (Prix de la Fondation de la Danse) Международного конкурса артистов балета в Париже (Concours International de Danse de Paris) (1984);
— Почетное звание «Заслуженный артист Таджикской ССР» (1988);
— Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (1995);
— Лауреат премии «Золотой софит» (1995) — за партию Золотого Раба в балете «Шехерезада» на музыку Н. Римского-Корсакова;
— Лауреат Приза Benois de la Danse (Бенуа де ла Данс) (1997) — за исполнение партии Гойи в балете «Гойя-Дивертисмент» на музыку М. Глинки;
— Лауреат премии «Золотая маска» (1998);
— Лауреат премии «Балтика» (1998);
— Почётное звание «Народный артист Российской Федерации» (2000) — за большие заслуги в области искусства.