Free ebooks Library zlib project

Екатерина Крысанова (Ekaterina Krysanova)

Екатерина Крысанова

Екатерина Валерьевна Крысанова. Родилась 22 марта 1985 года в Москве. Российская артистка балета. Прима-балерина Большого театра. Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания (2013). Заслуженная артистка РФ (2018).

Екатерина Крысанова родилась 22 марта 1985 года в Москве.

По словам Екатерины, танцевать начала в возрасте 3-х лет. «В это время мама начала водить меня в кружки. Она говорит, что просто не могла со мной бороться. Я не стояла на месте ни минуты, ни на остановке автобуса, ни у метро. Энергия должна была найти какой-то выход. Педагоги, которые со мной занимались, сказали родителям, что девочка должна учиться балету. У каждого в жизни свой путь, свое предназначение. Можно ему следовать или нет, но сопротивляться всегда труднее», — вспоминала она.

Воспитание в семье было строгим, несмотря на явный талант у дочери, мама ее никогда не хвалила — даже когда она играла центральную партию в спектакле. Екатерина признавалась, что ощущала обиду, но впоследствии поняла: это было мудро. Несмотря на упорные занятия балетом, ее не лишали полноценного детства: с отцом они часто проводили время на катке, катались в лесу на лыжах или на велосипеде. В детстве она любила погонять в футбол с мальчишками во дворе, а с девчонками — попрыгать в резиночку.

В 1995 году принята в центр оперного пения Галины Вишневской. Позже перевелась в хореографическую школу Михаила Лавровского.

В 2001 году поступила в Московскую академию хореографии (МГАХ). Ещё будучи студенткой исполнила партию Лизетты в балете «Волшебная флейта» Р. Дриго. В том же 2001 году она получила I-ю премию Международного конкурса артистов балета в Люксембурге в младшей группе.

В 2003 году окончила МГАХ и принята в Большой театр России. В том же году Екатерина станцевала партию испанской куклы в «Щелкунчике» в постановке Юрия Григоровича. Затем проявила себя в партии Феи Смелости в «Спящей красавице». За годы работы исполнила множество партий классического и современного репертуара. Сама она говорила, что ей особенно нравится танцевать произведения Баланчина: «Его балеты считаются бессюжетными, и это как раз самое сложное для балерины, потому что танец не несет за собой мощного драматургического начала, а лишь дает изящный, воздушный узор».

балерина Екатерина Крысанова

Её репетитором и наставником с 2003 года является народная артистка СССР Светлана Адырхаева.

В течение трех лет танцевала в кордебалете. Говорила, что считает эти годы потерянными для себя. По ее словам, она откровенно тяготилась и всеми силами пыталась идти дальше. «Наверное, столь сильные чувства обуревали потому, что меня изначально везде выделяли, я танцевала сложнейшие па-де-де, становилась лауреатом на престижных международных конкурсах… Вырваться из кордебалетного круга мне помог педагог, счастливый случай и моя собственная борьба за место под солнцем», — признавалась она.

Танцовщица отмечала, что балет требует полного погружения и наивысшей концентрации, ему нужно отдаваться на все сто процентов, только в этом залог успеха.

С 2011 года Екатерина Крысанова — прима-балерина Большого театра.

Прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова

Екатерина Крысанова 3

Екатерина Крысанова 4

«Я счастлива, что ношу звание русской балерины. Балет — моя страсть», — говорила Крысанова.

Лауреат множества престижных российских и международных балетных премий.

В 2018 году ей было присвоено почетное звание Заслуженная артистка России.

Была участницей шоу «Болеро» Ильи Авербуха на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В новаторском проекте классический балет связали с современным танцам. Примы-балерины различных театров танцевали с фигуристами. «Фигуристам, конечно, пришлось нелегко — балетные па на паркете они разучивали как китайскую грамоту», — вспоминала Екатерина.

Прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова

«В настоящий момент балету тяжелее выживать: и попасть на дорогостоящие постановки сложно, и в целом интерес к данному виду искусства далеко не массовый, но балет ведь так хорош сам по себе, а в нашей стране он тем более на особом счету — гордость государства. Сегодня масштабность премьер на порядок меньше, и в основном в репертуаре театров используется классическая, базисная основа. И разумеется, быть 60-й исполнительницей всем известной, неоднократно удачно исполняемой партии гораздо труднее, нежели танцевать ее первой. Поэтому, безусловно, в наши дни удерживать балет на высочайшем уровне действительно непросто. Но это делать необходимо, поскольку балет — подлинное искусство, приводящее в трепет и восторг. Оно — для души», — считает балерина.

Личная жизнь Екатерины Крысановой:

Подробности своей частной жизни скрывает.

Известно о хобби балерины — она вышивает картины — натюрморты, природные пейзажи, виды городов.

Екатерина Валерьевна Крысанова

Балетные партии Екатерины Крысановой:

  • Испанская кукла («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича, 2003);
  • «две пары» в III части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина);
  • солистка III части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина);
  • первая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
  • партия в балете «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна в постановке Р. Пети);
  • Фея Смелости («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
  • первое па де труа («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина, 2004);
  • девушки («Магриттомания» Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова) — участница премьеры балета в Большом театре, 2004;
  • Гвадалквивир («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа, 2004);
  • подруги Зины («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского);
  • вариация в гран па («Раймонда» А.Глазунова, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича);
  • вторая вариация в картине «Грезы Раймонды» («Раймонда» А.Глазунова, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича;
  • подруги Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича);
  • машинистки («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) — участница премьеры;
  • Соблазн («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина);
  • Сверстницы принца(«Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского);
  • Польская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского);
  • солистка IV части («Симфония до мажор»);
  • три дриады («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
  • первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
  • подруги Жизели («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
  • сильфиды («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М.фон Розен);
  • солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) — участница премьеры;
  • Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
  • Осень (первая исполнительница)(«Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
  • солисты вальса (была в числе первых исполнителей)(«Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
  • Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
  • Люська («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича);
  • Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина);
  • Гамзатти («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа) — дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло;
  • Зина («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) — дебют состоялся на гастролях театра в Новосибирске;
  • Фея Сирени («Спящая красавица») — дебют состоялся на гастролях театра в Новосибирске;
  • Одетта-Одиллия («Лебединое озеро») — дебют состоялся на гастролях театра в Баден-Бадене, 2006;
  • солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) — участница премьеры в Большом театре;
  • солистка («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона);
  • солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера);
  • Одалиска (вторая)(«Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
  • Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
  • Сильфида («Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга);
  • Солистка I части («Симфония до мажор»);
  • Амур (первая исполнительница) («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена);
  • Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена);
  • Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
  • вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки) — участница премьеры;
  • пара в фиолетовом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) — участница премьеры в Большом театре;
  • Мари («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
  • L’Aurore / Заря («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) — первая исполнительница в Большом театре;
  • Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича);
  • пара в желтом («Русские сезоны» Л.Десятникова, хореография А. Ратманского) — дебют состоялся на гастролях Большого театра в Санкт-Петербурге;
  • Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского);
  • Флер де Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева);
  • солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина);
  • Джульетта («Ромео и Джульетта» в постановке Ю. Григоровича);
  • Медора («Корсар» хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
  • Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки);
  • Аспиччия («Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография М. Петипа в редакции П. Лакотта);
  • главная партия в балете «Рубины» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина);
  • Флорина («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского, 2011) — первая исполнительница;
  • партия в балете «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта (хореография У. МакГрегора) — участница премьеры в Большом театре;
  • Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в новой редакции Ю. Григоровича, 2011);
  • Жизель («Жизель» А. Адана, ред. Ю. Григоровича, 2012);
  • Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского);
  • ведущая партия в «Бриллиантах» (III части балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина, 2012);
  • ведущая пара («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова);
  • Терпсихора («Аполлон Мусагет» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина, 2012);
  • Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 2013);
  • Анжела, дочь бандита («Марко Спада» Л. Делиба, хореография П. Лакотта, 2013);
  • Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева, 2013);
  • Катарина («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо, 2014) — первая исполнительница;
  • Татьяна («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко, 2017);
  • Новенькая (Клетка на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Роббинса, 2017);
  • Балерина («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера, 2017);
  • Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина в постановке А. Алонсо, 2017);
  • Джульетта («Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева в хореографической редакции А. Ратманского, 2017 г.) — первая исполнительница в Большом театре;
  • Балерина («Петрушка» И. Стравинского в постановке Э. Клюга, 2018) — первая исполнительница в Большом театре.

Награды и звания Екатерины Крысановой:

2001 — I премия Международного конкурса артистов балета в Люксембурге (младшая группа);
2001 — III премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (в категории «Солисты», младшая группа);
2002 — III премия конкурса учеников хореографических училищ «Ваганова-prix» (АРБ им. Вагановой, Санкт-Петербург);
2005 — II премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (в категории «Дуэты», старшая группа);
2008 — Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания;
2008 — приз журнала «Балет» «Душа танца» (в номинации «Восходящая звезда»);
2013 — Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания;
2015 — Премия «Золотая маска» в номинации за лучшую женскую роль (балет) — («Укрощение строптивой» (Катарина));
2016 — приз «Бенуа, Москва — Мясин, Позитано» (вручался на сцене Большого театра);
Заслуженная артистка Российской Федерации (3 мая 2018) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
2019 — Премия «Золотая маска» в номинации «Балет-современный танец/Женская роль» (Джульетта, «Ромео и Джульетта»).

Оцените статью
Добавить комментарий