Free ebooks Library zlib project

Девика Рани (Devika Rani)

Девика Рани

Девика Рани (Devika Rani). Полное имя — Девика Рани Чоудхури Рерих (Devika Rani Choudhuri Roerich). Родилась 30 марта 1908 года в Вишакхапатнаме (Индия) — умерла 9 марта 1994 года в Бангалоре (Индия). Индийская актриса и продюсер. «Первая леди индийского экрана». Жена художника Святослава Рериха.

Девика Чоудхури родилась 30 марта 1908 года в индийском городе Вишакхапатнам.

Отец — М. Н. Чоудхури, полковник, был первым индийским начальником медицинского управления Мадраса (с 1996 года — Ченнай).

Она являлась правнучкой родной сестры Рабиндраната Тагора.

Образование получила в частной школе Лондона. Там же параллельно изучала различные искусства — музыку, театр, дизайн, архитектуру. Уже в школе получила премию Королевской Академии драматического искусства.

После окончания школы поступила по конкурсу на учёбу в Королевскую академию драматических искусств (RADA) и в Королевскую академию музыки. Окончила курсы прикладного искусства. Работала в Лондоне в художественной студии по росписи ткани.

Принимала участие в первой широковещательной телепередаче Би-Би-Си, вела первые коротковолновые радиопередачи Би-Би-Си на Индию.

В 1926 году начала работать в кинематографе как художник-оформитель в фильме «Свет из Азии» о жизни Будды Шакьямуни.

С начала 1930 годов начала сниматься в кино, взяв творческий псевдоним Рани.

В 1933 году вышел фильм «Карма», в котором она сыграла главную роль. После этой картины Девика Рани стала звездой первой величины.

Получила неформальное звание «Первая леди индийского экрана». Национальный лидер Индии и поэтесса Сароджини Найду, соратница Махатмы Ганди, называла Девику «магическим романтическим цветком».

Актриса Девика Рани

Девика Рани 2

Девика Рани 3

Девика Рани 4

Девика Рани 5

Снималась на студиях Великобритании и Германии. После захвата нацистами власти в Германии вернулась в Индию (тогда Британская Индия). Там вместе с первым мужем основала в 1934 году первую в стране звуковую киностудию Bombay Talkies. После смерти супруга Девика Рани как глава студии запустила в производство несколько фильмов, из которых наибольшим успехом пользовался «Кисмет», вышедший в 1943 году.

В 1945 году оставила кинематограф.

В 1958 году президент Индии присвоил Девике Рани награду Падма Шри, четвёртую из высших государственных наград страны. В 1970 году она первой была награждена Премией имени Дадасахеба Фальке — высшей наградой Индии за вклад в киноиндустрию.

Имела зарубежные награды, среди них — советская премия имени Дж. Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984).

Умерла 9 марта 1994 года в Бангалоре.

Личная жизнь Девики Рани:

Дважды была замужем.

Первый муж — Химаншу Рай (Himanshu Rai; হিমাংশু রায়) (1892—1940), актер, режиссер, продюсер, сценарист, один из пионеров индийского кино. Именно Рай рассмотрел в Рани талантливую актрису. Были в браке с 1929 по 1940 год, до смерти супруга.

Девика Рани и Химаншу Рай

Девика Рани и Химаншу Рай

Второй муж — Святослав Николаевич Рерих (10 (23) октября 1904 — 30 января 1993), русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства.

Девика Рани встретилась со Святославом Рерихом в 1944 году, когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику.

В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Куллу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать девушку. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.

Девика Рани и Святослав Рерих

Девика Рани и Святослав Рерих

Девика Рани и Святослав Рерих 2

Девика Рани и Святослав Рерих 3

Девика Рани и Святослав Рерих 4

В 1993 году, после смерти Святослава Рериха и за год до своей смерти, для сохранения и развития духовного и материального наследия семьи Рерихов в Индии, Девика Рани Рерих основала Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР). ММТР находится в селении Наггар в долине Куллу (штат Химачал Прадеш, округ Куллу).

На территории ММТР, неподалеку от места кремации Николая Рериха, находится место кремации Девики Рани Рерих. Именно здесь, под липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами, на маленькой скамеечке больше всего любила отдыхать Девика Рани, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха. На месте захоронения установлена простая каменная плита со знаком «Ом» и её именем.

Фильмография Девики Рани:

1933 — Судьба или Карма (режиссёр J.L. Freer-Hunt)
1935 — Jawani Ki Hawa (режиссёр Франц Остен)
1936 — Miya Bibi (режиссёр Франц Остен)
1936 — Mamta (режиссёр Франц Остен)
1936 — Jeevan Naya (режиссёр Франц Остен)
1936 — Janmabhoomi (режиссёр Франц Остен)
1936 — Неприкасаемая (Achhut Kanya) (режиссёр Франц Остен)
1937 — Savitri (режиссёр Франц Остен)
1937 — Jeevan Prabhat (режиссёр Франц Остен)
1937 — Izzat (режиссёр Франц Остен)
1939 — Дурга (режиссёр Франц Остен)
1941 — Anjaan (режиссёр Амия Чакраборти)
1943 — Hamari Baat (режиссёр M.I. Dharamsey)

Продюсерские работы Девики Рани:

1940 — Пунар Милан
1941 — Джхула
1941 — Ная Сансар
1942 — Басант
1943 — Кисмет

Оцените статью
Добавить комментарий