Борис Сергеевич Брунов. Родился 10 июня 1922 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) — умер 2 сентября 1997 года в Москве. Советский и российский конферансье, режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1985), профессор, руководитель Московского государственного театра эстрады.
Борис Брунов родился 10 июня 1922 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Мать — Мария Брунос, обрусевшая итальянка, цирковая артистка. Среди ее предков — известный цирковой акробат XIX века Папи Брунос.
Отец — грузинский князь Микеладзе, после революции работал художником в типографии.
Из-за проблем отца с алкоголем его мать с ним рассталась и вышла замуж за артиста цирка Йозефа Робертса, который воспитывал Бориса как своего собственного сына.
Мать и отчим преимущественно работали на проволоке в качестве эквилибристов и как сверхметкие стрелки из ружей.
Уже в десять лет он впервые вышел на манеж в номере «Вильгельм Телль»: он стрелял в яблоко на голове отчима.
Со временем освоил многие жанры: жонглирование, акробатику, игру на концертино и ксилофоне. С детских лет цирк привил ему чувство публичности, непринужденность, раскованность.
Служил в ВМФ на Дальнем Востоке, принимал участие в художественной самодеятельности. Там же начал вести программу Тихоокеанского ансамбля песни и пляски.
В 1948 году после демобилизации был конферансье небольших концертных бригад, в его тогдашнем репертуаре — монологи и репризы, которые он брал из газет и журналов, а также из репертуара столичных гастролеров.
В 1953 году Борис Брунов приехал в Москву, но отсутствие своего репертуара помешало с первой попытки поступить в Москонцерт. Однако остроумного, обаятельного молодого артиста заметили, а Рина Зелёная взяла его под свою опеку.
Далее известный артист эстрады и оперетты Р. Юрьев познакомил Бориса Брунова с молодым публицистом М. Грином. В результате совместной работы в его репертуаре появились первые «положительные» фельетоны «В шесть вечера после работы» и «Будьте как дома» — о Москве и её будущем. Второй как нельзя более соответствовал теме торжественного концерта в Колонном зале Дома Союзов, и молодой конферансье оказался его участником (23 октября 1954 года), а вслед за тем и штатным конферансье Мосэстрады.
В 1950—1970-е годы стал известным конферансье (нередко и постановщиком, ведущим, режиссёром) всевозможных декад, фестивалей, праздников, проводившихся по всей стране. Борис Брунов выступал на Северном Полюсе (1956), в котловане Братской ГЭС, на открытии Кремлёвского Дворца съездов, в Зеленом театре ЦПКиО Москвы, в маленьких сельских клубах и др. Каждая аудитория требовала особой манеры ведения концерта.
Много работавший с ним Матвей Грин отмечал «удивительное, никогда не подводившее Бориса Брунова чутье на реакцию зрителей». Умел вовремя вставить остроумную реплику, «обыграть» неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Но импровизационный дар и острота реакции — сильнейшие качества Бориса Брунова-конферансье не могли раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утверждённого текста грозило серьёзными неприятностями.
Со временем его собственные «разговорные» номера стали короче, развёрнутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам (авторы Г. Териков, О. Левицкий, А. Цомук, А. Мерлин и др.). Выработал свою манеру исполнения — «проговаривал» куплет, слегка напевал рефрен.
Музыкальность, пластичность, чуть старомодное изящество отличали его — «старого куплетиста» (куплеты «Ах, варьете»). В своих шутливых интермедиях использовал синхробуффонаду, фокусы с платочками (сам же их разоблачал), играл на концертино, на ксилофоне.
Знаменитые советские конферансье
Один из известных номеров в исполнении Бориса Брунова — «Техника», посвящённый исполнению под фонограмму. Персонаж Брунова — исполнитель — не может попасть в постоянно меняющуюся мелодию и вынужден моментально выкручиваться. Номер завершался фразой «Техника!».
С первого момента появления Бориса Брунова на эстраде, с первых слов «Добрый вечер, здрасьте!» устанавливался контакт с залом. Лицо, фигура, всё поведение излучали доброжелательность, оптимизм, его демократичность была без вульгарности, лукавство без язвительности.
Любил публику и радовался предстоящему общению, представлял актёров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки. Способность чувствовать время позволяла Борису Брунову занимать на эстраде ведущее положение в течение четырёх десятилетий.
Особой стороной деятельности Бориса Брунова — конферансье являлись зарубежные гастроли, вёл программы на многих иностранных языках. Использовал эксцентрику, трюки, элементы танца и др. Объездил весь мир, не однажды представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.
В 1971 году окончил Высшие режиссёрские курсы, получив диплом режиссёра эстрады и массовых зрелищ.
Борис Брунов и Юрий Никулин
В 1980 году был награжден Орденом «Знак Почёта» за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады.
С 1983-го по 1997-й — художественный руководитель и директор Московского театра эстрады. Член жюри многих Всесоюзных и Всероссийских конкурсов артистов эстрады. Вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства (МСДЭИ). Член ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ, Московского городского фонда мира и др.
Под его руководством (часто с непосредственным участием) проходили бенефисы, вечера памяти выдающихся артистов — Рины Зелёной, Андрея Миронова, Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко и других.
Активно выдвигал талантливую молодёжь. Помогая советами, в своем конферансе стремился наиболее выгодно подать молодых артистов.
Борис Брунов и Ефим Шифрин
С 1976 года преподавал на факультете эстрады ГИТИС (руководитель курса). Художественный вкус, любовь к эстраде и её артистам в лице Бориса Брунова удачно сочетались с талантом организатора.
В 1996 году снялся в фильме «Возвращение «Броненосца»», в котором исполнил роль одесского куплетиста Феди Боярова.
Борис Брунов в фильме «Возвращение Броненосца»
Борис Брунов умер 2 сентября 1997 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Бориса Брунова:
Жена — Мария Васильевна, бывшая манекенщица. До Брунова она была замужем за летчиком-испытателем Александром Ершовым, погибшим при испытаниях самолета МиГ-16. У нее была дочь Мила, которую он воспитывал как родную.
Мария — жена Бориса Брунова
Борис Брунов с женой Марией Васильевной
Фильмография Бориса Брунова:
1963 — Короткие истории. Слоны из мух
1976 — Ансамбль неудачников (короткометражный) — Борис Брунов (сценка «На экзамене»)
1996 — Возвращение «Броненосца» — Федя Бояров, актёр Посредрабиса, одесский куплетист