Александр Степанович Ворошило. Родился 15 декабря 1944 года в Днепропетровске (ныне Днепр). Советский и российский оперный певец (баритон), актер, педагог, театральный деятель, предприниматель. Народный артист РСФСР (1982). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1981).
Александр Ворошило родился 15 декабря 1944 года в Днепропетровске (ныне Днепр).
Отец — Степан Семенович Ворошило, работал на одном из заводов Днепропетровска.
Александр был пятым ребенком в семье. Сразу после его рождения мать на год попала в больницу, за ним ухаживали сестры.
Когда Александру исполнился год семья перебралась в деревню, чтобы спастись от голода. Жили они в землянке. Родители работали в совхозе. В совхозном клубе Ворошило с ранних лет приобщился к кино и музыке. Он вспоминал, что огромное впечатление на него произвел фильм «Музыкальная история», в котором знаменитый тенор Большого театра Сергей Лемешев играл голосистого таксиста Петю Говоркова, волею случая ставшего солистом Большого театра. Так получилось, что киномеханик долго не мог заменить ленту и все совхозные мальчишки по многу раз смотрели то, что было — «Музыкальную историю». В т.ч. и Ворошило.
В детстве самостоятельно обучился игре на аккордеоне и баяне. Хорошо пел. Его часто звали на свадьбы и гулянья, где он мог зарабатывать пропитание для себя и семьи.
После школы стал токарем, работал на заводе.
Далее была служба в армии (служил в Подмосковье). В армии вступил в партию, пел в художественной самодеятельности.
После демобилизации решил ехать в Днепропетровск, поступать в музыкальное училище. Был принят на дирижерско-хоровое отделение.
Спустя два года талантливого парня перевели в Одесскую консерваторию. Начиная с четвертого курса консерватории он стал выступать на сцене знаменитого Одесского государственного театра оперы и балета. Получил вторую премию на Всесоюзном вокальном конкурсе им. Глинки.
Работы Александра Ворошило в Одесском театре оперы и балета:
Ротный — «Евгений Онегин»;
Елецкий — «Пиковая дама» П. И. Чайковского;
Эскамильо и Моралес — «Кармен» Ж. Бизе;
Шарплес — «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини.
В 1975 году, когда он готовился к конкурсу в Барселоне (Испания), Александру Ворошило предложили пройти прослушивание в Большой театр. Он спел подряд несколько сложнейших арий и обошел 138 (!) других претендентов.
В Большом театре дебютировал 27 мая 1975 года с партией Роберта в опере Чайковского «Иоланта».
Александр Ворошило в молодости
В репертуаре Ворошило были ведущие лирические и драматические баритональные партии классической и современной русской и западноевропейской оперы.
Работы Александра Ворошило в Большом театре:
Елецкий и Томский — «Пиковая дама» П. И. Чайковского;
Онегин — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского;
Роберт — «Иоланта» П. И. Чайковского;
Веденецкий гость — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова;
Андрей Щелкалов — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского;
Ди Поза — «Дон Карлос» Дж. Верди;
Ренато — «Бал-маскарад» Дж. Верди;
Яго — «Отелло» Дж. Верди;
Сильвио и Пролог — «Паяцы» Р. Леонкавалло;
Эскамильо — «Кармен» Ж. Бизе;
Скарпиа — «Тоска» Дж. Пуччини;
Наполеон — «Война и мир» С. С. Прокофьева;
Фердинанд — «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева;
Алексей — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева;
Чичиков — «Мертвые души» Р. К. Щедрина.
Особенно большой успех принесло певцу исполнение партии Чичикова в опере «Мёртвые души» Родиона Щедрина. Ворошило пел мировую премьеру этой оперы в 1977 году. Известно, что Ворошило упросил Щедрина еще до премьеры изменить одно место, чтобы подчеркнуть эмоции своего героя. О его роли Чичикова написал похвальный отзыв сам Сергей Лемешев, которым он когда-то заслушивался в детстве.
Александр Ворошило пел не только оперные партии. Он был частым гостем на всех правительственных концертах, на «Огоньках», исполнял сцены из оперетт со знаменитой Татьяной Шмыгой.
Александр Ворошило и Татьяна Шмыга
Много и успешно гастролировал за рубежом. Каждый год с труппой Большого театра он пел в Берлине и во Франкфурте, несколько лет подряд выступал на сцене Мюнхенской оперы, гастролировал в Италии (Болонья, Неаполь, Катания), Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Люксембурге и других странах Европы, а также в Японии, Африке, Австралии.
В 1979 году он стал одним из первых советских оперных певцов, который выступал на сцене сиднейского «Опера-хаус» (Австралия) в год открытия этого зала, исполнив сцены из «Дона Карлоса» и «Евгения Онегина», партии Роберта («Иоланта») и Мазепы («Мазепа»).
Он стал лауреатом нескольких престижных премий, в т.ч. премии Ленинского комсомола (1978) и Государственной премии РСФСР им. Глинки (1981).
В 1982 году певцу было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В начале 1990-х из-за тяжелой болезни у певца стал пропадать голос. Александр Ворошило признавался, что для него это был сильный удар: «Потеря голоса… Это было трагическое событие в моей жизни… В тот момент я отчаянно боролся, пытался найти причину своего недуга. К сожалению, поздно смог понять, что со мной происходит. Голос как таковой исчез. Я сейчас даже говорю хрипло, неустойчиво — результат сосудистых проблем. В конце концов, я пришёл к выводу: Бог так распорядился… Он дал мне счастье выходить на сцену, значит, нужно за это заплатить личной драмой. Голос тебя покидает — надо научиться дальше жить без него. Что я и делал. И всё равно нашёл себя в жизни — в бизнесе, когда открыл колбасный цех, потом в администраторской работе. Но… По-прежнему ощущаю себя именно певцом. Мне помогает то, что я профессор консерватории. Когда вижу, что мои студенты делают успехи в пении, мне это невероятно приятно. Значит, не зря работаю».
После этого он занялся бизнесом — сначала вместе с друзьями они производили сосиски. Позже решил вместе с единомышленниками создать собственное производство по переработке мяса. Было закуплено импортное оборудование, приглашены зарубежные технологи. Бизнес стал процветающим.
Далее реализовал себя как театральный менеджер. С сентября 2000 года по март 2002 года занимал пост исполнительного директора ГАБТ России. С сентября 2002 по июнь 2003 года — генеральный директор строящегося на тот момент Московского международного дома музыки на Красных Холмах. С 2004 года возглавлял строительство многофункционального концертного зала в Барвихе.
С 2003 года Александр Ворошило стал вести класс сольного пения в МГК имени П. И. Чайковского.
Снимался в кино. Сыграл роль Козьмы в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли».
Александр Ворошило в фильме «Ширли-мырли»
Позже снялся в Владимира Меньшова в картине «Зависть богов», сыграв роль гэбиста Владислава Андреевича Крапивина. Его герой говорит: «Всё знать — входит в мои скромные обязанности».
Александр Ворошило в фильме «Зависть богов»
В 2006 году сыграл депутата Петра Владимировича Володина в криминальном детективе «Сыщики-5».
Александр Ворошило в сериале «Сыщики-5»
Александр Ворошило занимается благотворительной деятельностью, помогает молодым музыкантам.
Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2017 года № 266 был награжден Орденом Дружбы.
Рост Александра Ворошило: 180 сантиметров.
Личная жизнь Александра Ворошило:
Жена — Светлана Ворошило, они вместе с музыкального училища. Как говорил Александр Ворошило, у него долгий и счастливый брак.
Дочь — Ольга Ворошило, окончила МГИМО, работает в модном бизнесе.
Имеет внука и внучку.
Светлана Ворошило — жена Александра Ворошило
Дискография Александра Ворошило:
1977 — «Кармен» Ж. Бизе, дирижёр Ю. И. Симонов — Моралес
1982 — «Мертвые души» Р. К. Щедрина, дирижёр Ю. Х. Темирканов — Чичиков
1984 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского, дирижёр А. М. Жюрайтис -Томский
1985 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, дирижёр М. Ф. Эрмлер -Андрей Щелкалов
Фильмография Александра Ворошило:
1995 — Ширли-мырли — Козьма
2000 — Зависть богов — Владислав Андреевич Крапивин
2006 — Сыщики-5 — Пётр Владимирович Володин, депутат
2014 — Тайны советского кино. Ширли-Мырли (документальный)
Вокал Александра Ворошило в кино:
1979 — Отелло — Яго (роль А.Воронцова)
1982 — Операция на сердце (фильм-спектакль)