Free ebooks Library zlib project

Александр Александрович Орлов

Александр Александрович Орлов

Александр Александрович Орлов. Родился 13 (25) октября 1889 года в Ростове-на-Дону — умер 23 октября 1974 года Ленинграде. Советский актер театра и кино, танцор, артист эстрады. Заслуженный артист РСФСР (1936).

Александр Орлов родился 13 (25 по новому стилю) октября 1889 года в Ростове-на-Дону.

Своего отца он не знал.

Мать — Ирина Васильевна Орлова, портниха.

До 1904 года учился на балетном отделении Московского театрального училища, где его педагогами были Василий Гельцер и Николай Домашёв. Затем поступил на балетное отделение Санкт-Петербургской театральной школы, учился у Михаила Обухова, Михаила Фокина и Александра Ширяева (окончил в 1908 году).

Еще будучи учеником, с 1900 года начал выступать на сцене.

В 1908-1924 годах был «первым характерным танцовщиком» и «первым комиком» в Мариинском театре в Петербурге.

Работы Александра Орлова в Мариинском театре (Ленинградском театре оперы и балета):

  • «Тщетная предосторожность», хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова — Никез;
  • «Карнавал», хореография Михаила Фокина — Панталоне;
  • «Арагонская хота», хореография Михаила Фокина — Солист;
  • «Привал кавалерии», хореография Мариуса Петипа — Корнет, Ротмистр;
  • «Арлекинада», хореография Мариуса Петипа — Кассандр, Пьеро;
  • «Конёк-Горбунок», хореография Мариуса Петипа и Александра Горского — малороссийский танец, Иван-дурачок;
  • «Павильон Армиды», хореография Михаила Фокина — Шут;
  • «Капризы бабочки», хореография Мариуса Петипа — Кузнечик-гуляка;
  • «Корсар», хореография Мариуса Петипа — Исаак;
  • «Волшебная флейта», хореография Льва Иванова — Маркиз;
  • «Дочь фараона», хореография Мариуса Петипа — Джон Буль;
  • «Дон Кихот», хореография Александра Горского — Санчо Панса;
  • «Эсмеральда», хореография Мариуса Петипа — цыганский танец;
  • «Раймонда», хореография Мариуса Петипа — мазурка, панадерос;
  • «Лебединое озеро», хореография Мариуса Петипа — испанский танец.

В 1909-1911 годах гастролировал в труппе С. П. Дягилева в Берлине, Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе. Александр Орлов во многом способствовал развитию мимической игры в балете. Его искусство отличалось реалистической выразительностью, особой пластичностью.

Работал на эстраде, исполнял характерные танцы с Е.В. Лопуховой. С 1910 года Лопухина и Орлов становятся партнерами, совмещая работу в театре с постоянными выступлениями на эстраде. Оба были актерски выразительны, владели словом, неплохо пели, что и определило широту их творческого диапазона. Первый исполненный ими эстрадный номер была «Русская-московская пляска» (балетмейстер Куличевская, на песни «Светит месяц», «Ухарь-купец»), в которой они попытались передать подлинный, а не «балетный» характер русской пляски. Еще в большей степени это удалось в «Рязанской пляске», созданной на фольклорном материале (1911). Номер строился на сюжетной основе соревнований персонажей — деревенской девушки и фабричного парня. Упорство борьбы подчеркивалось повторами однообразной мелодии — двухтактовыми репликами — как бы вопрос и ответ. В номере были и лиризм, и гротеск, вихревая кульминация в финале захватывала зрителей. Развивая стиль популярного в те годы «лапотного дуэта», Лопухина и Орлов сумели избежать оглупления своих персонажей, свойственного многим «лапотникам». «Рязанская пляска» пользовалась огромным успехом у любой аудитории. Лопухина и Орлов исполняли ее вплоть до 1941 года (около пяти тысяч раз). В других номерах (шведском, голландском, еврейском) они повторяли прием внешне бесстрастного соревнования. От «Рязанской пляски» пошла на нашей эстраде традиция танцевально-игровой миниатюры со своей драматургией, основанной на нехитром сюжете с хореографической кульминацией в средней или заключительной части номера.

В 1915 году впервые выступил в оперетте. В 1917-1920 годах работал в Петрограде в «Палас-театре».

Вместе с Леонидом Утёсовым создал в середине 1920-х эстрадный театр «Утор» (Утёсов-Орлов).

Как синтетический актёр Орлов сыграл центральную роль «последнего извозчика» в спектакле-обозрении Ленинградского мюзик-холла «Чудеса XXI века» (1928).

На эстраде 1920-1930-х пользовался успехом созданный им хор-квартет бродячих музыкантов (запевала с хрипотцой в голосе — Орлов, хористы-артисты Александрийского театра Е. Тиме, Я. Малютин, артист театра и эстрады Федор Ромш).

Заводной темперамент, особая «орловская» пластика, музыкальность отличали его работы на эстраде, в оперетте, драматическом театре (сыграл Робинзона в «Бесприданнице», Епиходова в «Вишнёвом саде»).

В 1924-1934 и 1941-1959 годах — артист Ленинградского театра музкомедии, где исполнил свыше 100 ролей. Первый и бессменный исполнитель роли боцмана в знаменитом «блокадном» спектакле 1942 года «Раскинулось море широко».

В ночь с 8 на 9 сентября 1941 года при бомбёжке Ленинграда Александр Орлов получил перелом левой руки и контузию лица, долгое время провёл в больнице. Оправившись, в декабре он вернулся в оставшийся в блокадном городе Театр музыкальной комедии и служил там до ухода на пенсию в августе 1958 года. Во время войны Орлов вёл большую военно-шефскую работу, выезжал на отдельные участки фронта, дав, в общей сложности, 1980 концертов. За проделанную работу актёр был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда».

Работы Александра Орлова в Ленинградском театре музкомедии:

  • «Эх, миледи» М. Красева — Тетеркин — первый исполнитель;
  • «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова — Яшка-артиллерист — первый исполнитель;
  • «Раскинулось море широко» В. Витлина, Н. Минха, Л. Круца — Боцман — первый исполнитель;
  • «Сорочинская ярмарка» А. Рябова — Черевик — первый исполнитель;
  • «Девичий переполох» Ю. Милютина — Сапун-Тюфякин — первый исполнитель;
  • «Женихи» И. Дунаевского — Филат Игнатьевич Штобышов, гробовщик;
  • «Вольный ветер» И. Дунаевского — Фома;
  • «Цыганский барон» И. Штрауса — Зупан;
  • «Сильва» И. Кальмана — князь Леопольд Воляпюк;
  • «Баядера» И. Кальмана — Луи-Филипп ла Туретт;
  • «Подвязка Борджиа» М. Краусса — Банкир;
  • «Ночь любви» В. Валентинова — Исправник;
  • «Птички певчие» Ж. Оффенбаха — Губернатор;
  • «Ледяной дом» К. Листова — Тредьяковский.

В 1934-1941 годах — артист Ленинградского Малого оперного театра.

Работы Александра Орлова в Ленинградском Малом театре оперы и балета:

  • «Арлекинада», балетмейстер Ф. Лопухов — Кассандр;
  • «Коппелия», балетмейстер Ф. Лопухов — Коппелиус;
  • «Светлый ручей», балетмейстер Ф. Лопухов — Гармонист — первый исполнитель;
  • «Фадетта», балетмейстер Л. Лавровский — Барбо — первый исполнитель;
  • «Тщетная предосторожность», балетмейстер Л. Лавровский — Матушка Симона — первый исполнитель;
  • «Кавказский пленник», балетмейстер Л. Лавровский — Жених Черкешенки — первый исполнитель;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде», балетмейстер В. Варковицкий — Поп — первый исполнитель;
  • «Ашик-Кериб», балетмейстер Б. Фенстер — Паша — первый исполнитель.

Александр Орлов в кино

Сниматься начал с 1919 года, дебютировав в фильме «Мать» в роли Андрея Находки.

Снимался до 1970 года, исполняя в основном небольшие комические роли. Его можно было видеть в таких известных фильмах, как «Антон Иванович сердится», «Укротительница тигров», «Улица полна неожиданностей», «Крепостная актриса», «Каин XVIII», «Три толстяка», «Республика ШКИД», «Свадьба в Малиновке», «Старая, старая сказка», «Интервенция» и др.

Александр Орлов в фильме «Антон Иванович сердится»

Александр Орлов в фильме Антон Иванович сердится

Александр Орлов в фильме «Укротительница тигров»

Александр Орлов в фильме Укротительница тигров

Александр Орлов в фильме «Свадьба в Малиновке»

Александр Орлов в фильме Свадьба в Малиновке

Александр Орлов в фильме «Три толстяка»

Александр Орлов в фильме Три толстяка

Александр Орлов в фильме «Интервенция»

Александр Орлов в фильме Интервенция

Ушёл из жизни 23 октября 1974 года Ленинграде. Похоронен на территории крематория в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь Александра Орлова:

Жена — Мария Васильевна Резникова-Снежина, артистка балета Ленинградского театра музкомедии.

Фильмография Александра Орлова:

1919 — Мать — Андрей Находка
1925 — Аэро НТ-54
1928 — Ледяной дом
1929 — Новый Вавилон — Менелай (в «Прекрасной Елене»)
1931 — Итальянка
1932 — Для вас найдётся работа
1941 — Антон Иванович сердится — Яков Григорьевич Кибрик, артист Музкомедии
1946 — Солистка балета — Аполлон Владимирович Иволгин, аккомпаниатор
1954 — Укротительница тигров — Василий Васильевич Воронцов, отец Лены
1954 — Запасной игрок — старик на теплоходе
1955 — Дело Румянцева — доктор
1957 — Улица полна неожиданностей — продавец зоомагазина, друг Воднева
1958 — Шофёр поневоле — руководитель самодеятельности
1958 — Шли солдаты… — человек из высшего общества (нет в титрах)
1958 — У тихой пристани — член «Клуба пенсионеров» (нет в титрах)
1958 — Дом напротив (короткометражный) — старичок, пациент больницы
1958 — В дни Октября — конферансье (нет в титрах)
1960 — Осторожно, бабушка! — старик из «старой гвардии»
1960 — Дама с собачкой — артист с гитарой
1961 — Старожил — служитель цирка
1961 — Две жизни — уголовник (нет в титрах)
1961 — Горизонт — артист
1962, 1963 — Женихи и Ножи — эпизод
1963 — Мандат — исполнитель концертного номера (нет в титрах)
1963 — Крепостная актриса — вахмистр
1963 — Каин XVIII — чиновник на балу (нет в титрах)
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — дедушка Толика Шульгина
1964 — Верьте мне, люди — «Дядя Митя», швейцар шашлычной
1965 — Большая кошачья сказка (фильм-спектакль) — Советник
1966 — Три толстяка — Август, странствующий артист
1966 — Республика ШКИД — нэпман, танцующий в ресторане (нет в титрах)
1966 — В городе С. — уличный музыкант
1966 — 12 стульев (фильм-спектакль) — Дядьев, хозяин «Быстроупака» (нет в титрах)
1967 — Татьянин день — артист
1967 — Свадьба в Малиновке — поп
1967 — Зелёная карета — актер
1968 — Старая, старая сказка — часовой у шлагбаума
1968 — Интервенция — конферансье
1970 — Король Лир — старик, арендатор Глостера

Оцените статью
Добавить комментарий