Каких только мифов о чайных пакетиках не встретишь! Скептики вообще уверяют, что в них фасуют отходы чайного производства или того хуже — измельчённую труху непонятного происхождения, приправленную искусственными красителями. Так ли всё драматично на самом деле? Есть ли в пакетированном чае хоть какая-то польза – и что о нём думает современная наука?
Кто изобрел чайные пакетики
Идея создания пакетированного чая принадлежит коммерсанту из Нью-Йорка Томасу Салливану. Именно он в начале 1900-х годов первым догадался расфасовывать небольшие порции чая в шёлковые мешочки и отправлять клиентам в качестве рекламных пробников. Правда, Салливан не сразу понял, насколько гениальная мысль пришла ему в голову. Он никак не ожидал, что покупатели начнут опускать мешочки прямо в заварочный чайник с кипятком, не вскрывая. Такой способ оказался удобным – он помог решить проблему с плавающими чаинками. В результате Салливан в 1902 году запатентовал своё изобретение. Правда, до массового производства было пока далеко.
Новый виток в продвижении пакетированного чая произошёл в 1929 году – с лёгкой руки немецкого инженера Адольфа Рамбольда, работавшего в чайной компании. Он нашёл альтернативу дорогостоящему шёлковому муслину, предложив изготавливать пакетики из волокон манильской конопли. А позже в ход пошла и специальная бумага.
Кстати, Адольф Рамбольд изобрёл и машину, довольно быстро фасовавшую чай по пакетикам – со скоростью 35 штук в минуту. Так к середине ХХ века пакетированный чай стал одним из самых популярных напитков – а к концу 70-х годов он вытеснил с рынка чаи в таблетках и плитках, спрессованные из чайной крошки и пыли. Сейчас даже в Англии, известной своей любовью к чайными традициям, около 90-96% потребления приходится именно на пакетированный чай.
Влияет ли форма на содержание?
Чаще всего пакетики делают плоскими (англичане любят их класть на дно чашки) или с веревочкой. Встречаются также так называемые кадди – с картонными ярлыками-держателями, и стики – длинные перфорированные трубочки из пищевой фольги или бумаги, которыми можно размешать сахар вместо ложечки. Высоко оценили любители чая и нейлоновые пирамидки, изобретенные известной британской компанией в 1997 году. А некоторые бренды даже стали продавать пустые мешочки из тонкого хлопка, похожего на марлю. Их можно заполнить любым сортом напитка, завязать и взять с собой на работу или в путешествие.
Современные производители порой вносят в дизайн креативные нотки, выпуская пакетики в виде фигурок животных, знаменитостей или с афоризмами известных людей. Одна чайная компания из Европы в честь своего 75-летия в 2005 году выпустила серию чайных пирамидок, украшенных бриллиантами. Пакетики были наполнены элитным чаем и продавались по $15000 за штуку.