Владимир Семёнович (Соломонович) Нильсен (настоящая фамилия — Альпер). Родился 3 марта 1906 года в Санкт-Петербурге — расстрелян 20 января 1938 года в Москве. Советский кинооператор, сценарист, педагог. Снимал фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга».
Владимир Альпер, ставший известным как Владимир Нильсен, родился 3 марта 1906 года в Санкт-Петербурге.
Отец — Шлёма Мовшевич (Соломон Моисеевич) Альпер, инженер, владелец акционерного общества гидротехнических сооружений города Петербурга.
Мать — Софья Моисеевна Альпер, зубной врач.
Младшая сестра — Эрна Соломоновна Альпер (1914 г.р.).
Семья проживала на улице Коломенской, дом № 18, позже на улице Можайской, дом № 12 и далее на улице Таврической, дом № 45.
С 10-ти лет заразился кинематографом, соорудил дома кукольный театр, рисовал схемы проекционных аппаратов.
Поскольку отец был главным инженером на фабрике в Санкт-Петербурге, это стало причиной отчисления Владимира в начале 1923 года с первого курса физико-математического факультета Петроградского университета как «классово чуждого элемента». Свободно владея немецким языком, после отчисления вместе с приятелем Александром Коганом нелегально бежал за границу через Финляндию в Германию.
Окончил Штрелиц-Мекленбургский политехникум, где получил неплохие технические знания, занимался фотографией, познакомился с различными видами съёмочной и проекционной аппаратуры. Самостоятельно освоил на практике профессию оператора, работал как кинохроникёр на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях и даже вступил в профсоюз работников немецкого кино.
В Берлине нашёл своих дальних родственников и проживал на частных квартирах, выдавая себя за шведа по фамилии Нильсен, что обеспечило ему возможность вступления в 1924 году в Коммунистический Союз молодёжи Германии и Компартию Германии, поскольку советских граждан в партию не принимали. Одно время Владимир снимал комнату в Берлине вместе с Николаем Емельяновым — сыном рабочего Н. А. Емельянова, который укрывал В. Ленина от агентов Временного правительства летом 1917 года в шалаше у озера «Сестрорецкий разлив» у Финского залива.
Вскоре после прибытия в Германию Нильсен познакомился с секретарём советского Торгпредства Елизаветой Медведовской, и другими сотрудниками торгпредства в Берлине — Саулом Гофманом, в лице которого он нашёл друга, влюбленного в кино, и соавтора-переводчика, Михаилом Дубсоном, Самуилом Бубриком, оператором торгпредства, а также советским гражданином Лагорио. Они помогли ему глубже познакомиться с новыми типами съёмочных кинокамер. Именно эти люди устроили Нильсену первую встречу с заведующей художественно-промышленным отделом советского Торгпредства в Германии — Марией Фёдоровной Андреевой, актрисой, другом и гражданской женой Максима Горького, которая через некоторое время после знакомства поручила Владимиру несколько заказов как фотографу и оператору.
Нильсен работал оператором на съёмках фильма у Н. А. Лебедева, члена Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Весной 1926 года на одном из закрытых просмотров фильма «Броненосец «Потёмкин»», организованного по инициативе советского Торгпредства, Нильсен познакомился с Сергеем Эйзенштейном.
Владимир Нильсен в молодости
В 1927 году Нильсен вернулся в Советскую Россию, где работал сначала ассистентом оператора в группе Эйзенштейна на картинах «Октябрь» и «Старое и новое». По рекомендации последнего был приглашён во ВГИК.
В 1928 году Владимир Нильсен с головой уходит в комсомольско-молодёжную работу в агитсекции Замоскворецкого райкома комсомола. Он отмечен как хороший «докладчик по интернациональным вопросам», а с февраля 1929 года уже зачислен в МК ВЛКСМ в качестве Председателя интернациональной комиссии. Нильсен часто встречается с иностранной молодёжью на политических диспутах, митингах, торжественных заседаниях, выполняет поручения молодёжной секции Коминтерна.
Несмотря на активную общественную работу, его социальное происхождение, незаконный выезд и проживание за границей, членство в Компартии Германии и женитьба на подданной «буржуазного» государства рассматривались сотрудниками ОГПУ и НКВД как обстоятельства, вызывающие недоверие и подозрение, в итоге приведшие к трагическим последствиям.
Осенью 1929 года по обвинению в незаконном пересечении границы Владимир был заключён в камеру Бутырской тюрьмы и после приговора отправлен в ссылку. Два года провёл с женой Идой Пензо на севере (Няндома в Архангельской области, затем в городе Кудымкаре Коми-Пермяцкого округа), преподавал электротехнику, работал в слесарной мастерской.
В 1931 году, во время ссылки, журнал «Пролетарское кино» опубликовал статьи Нильсена о творческом методе оператора и его работе в «реконструктивный период». Осуществил переводы: «Техника кинотрюка» Г. Зебера (издательство «Теа-кино-печать», 1929 г.; предисловие С. М. Эйзенштейна), «Фильма и техника» Р. Туна (издательство «Теа-кино-печать», 1930 г.).
Нильсен вошел в историю кино не только как кинооператор-новатор, следивший за всеми новинками операторского мастерства, и применявший их в своих фильмах, но и как автор и переводчик литературы по теории кино.
В 1933 году Нильсен возвращается с женой в Москву, активно работает над статьями в области техники кинопроизводства. Работал в научно-исследовательском кино-фото институте (НИКФИ) и на студии «Союз кинохроника», продолжал писать и печатать статьи о киноискусстве. В том же 1933 году начальник Главного Управления кинематографии СССР Б. З. Шумяцкий, восхищённый представлением «Музыкальный магазин» с участием джаз-коллектива Леонида Утёсова, предложил последнему превратить его в кинокомедию. Постановку поручили ученику и бывшему помощнику С. М. Эйзенштейна Григорию Александрову. Утёсов настоял, чтобы сценарий написали авторы «Музыкального магазина» Н. Р. Эрдман и В. З. Масс, а композитором был выбран И. О. Дунаевский. По воспоминаниям И. П. Пензо, Шумяцкий предложил Александрову пригласить Нильсена в качестве оператора, поскольку тот «давно мечтает применить свои новые технические методы в комедийном жанре».
С 1933 года началась съёмка знаменитого фильма «Весёлые ребята», где по воспоминаниям современников, Нильсен выступал не только оператором, но и сорежиссёром, участвовавшим в работе над сценарием, в подборе актёров и планов для съёмок, в разработке и постановке множества трюков, например, придумал заставку к фильму в виде рисованных портретов Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда, которые «в картине не участвуют», а также сцену с ласточками на проводах в виде «живых нот» и др.
Владимир Нильсен и Григорий Александров
В 1935 году Нильсен был включён Б. З. Шумяцким в состав делегации, посетившей Францию и Голливуд с целью изучения опыта кинопроизводства, также по рекомендации С. М. Эйзенштейна основал и возглавил кафедру операторского мастерства во ВГИКе, был членом коллегии Управления кино и фотопромышленности.
В 1935-1936 годах Нильсен работает вместе с командой Александрова над фильмом «Цирк», в 1937 году сотрудничает с Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ при создании фильма «Бежин луг».
В конце 1936 года работает шеф-оператором в документальном фильме «Доклад тов. Сталина И. В. о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов». Зимой 1937 года Владимир Нильсен был награждён орденом «Знак почёта» и получил легковую машину М-1.
Весной и летом 1937 года Нильсен активно работает над фильмом «Волга, Волга» в качестве соавтора сценария, оператора и сорежиссёра. В РГАЛИ хранится машинописный вариант режиссёрского сценария кинокартины с фундаментальной правкой Нильсена. В фильме Нильсен впервые применил метод рир-проекции и транспарантной съёмки. «Волга, Волга» был любимым фильмом Владимира Нильсена, о процессе создания которого он мечтал написать книгу.
Арест и расстрел Владимира Нильсена
22 сентября 1937 года он возвращается в Москву после съёмок на Урале. Многих его друзей, коллег с «Мосфильма» и «Ленфильма» объявляют врагами народа. Вечером 8 октября 1937 года Владимир Семёнович Нильсен был арестован в номере 276 отеля «Метрополь», где проживал с супругой.
Владимир Нильсен во время ареста
Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» УК РСФСР и 20 января 1938 года расстрелян. Место захоронения — Бутово-Коммунарка.
Почти все друзья поспешили отказаться от репрессированного оператора. Из титров фильмов, созданных с его участием, упоминание о нём вырезали, заменив на имя Б. А. Петрова.
Реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР.
11 июня 2017 года в Москве на фасаде дома 4 в Малом Палашёвском переулке был установлен мемориальный знак «Последний адрес» Владимира Семеновича Нильсена.
Личная жизнь Владимира Нильсена:
Вскоре после прибытия в Германию Нильсен познакомился с секретарём советского Торгпредства Елизаветой Медведовской, которая впоследствии стала его гражданской женой. Позже, вернувшись в СССР, она вышла замуж за личного секретаря писателя Максима Горького Петра Крючкова и в 1937 году была вместе с ним репрессирована.
Жена — Итте Пензо (Ида Петровна Пензо, во втором браке Фиттерман; 1 января 1906 — 1 июля 1992), актриса и балерина, родилась в России, но являлась гражданкой Италии с «видом на жительство в СССР для иностранцев».
Ида Пензо танцевала на сцене Большого театра, работала в Одесском национальном оперном театре. В 1927 году Итте снялась в фильме А. П. Довженко «Сумка дипкурьера». Снималась у режиссёров В. Журавлёва и С. И. Юткевича, появилась в эпизоде картины «Новый Вавилон» Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, а в начале 1930-х годов перешла в Театр-студию под руководством Р. Н. Симонова.
Поженились в 1927 году. После ареста в 1929 году Владимир Соломонович предложил жене на время развестись, она согласилась, но в ссылку поехала вместе с ним. Вторым браком была замужем за автоконструктором Б. М. Фиттерманом.
Ида Пензо — жена Владимира Нильсена
По воспоминаниям биографа Леонида Утёсова, Валерия Сафошкина, на съёмках фильма «Веселые ребята» Владимир Соломонович якобы стал соперником Григория Александрова в борьбе за внимание тогда ещё малоизвестной Любови Орловой. Поначалу она явно симпатизировала Нильсену, флиртовала и с тем, и с другим, но остановила свой выбор на Александрове.
Фильмография Владимира Нильсена:
1928 — Октябрь (ассистент оператора)
1934 — Веселые ребята
1936 — Цирк
1937 — Бежин луг
1938 — Волга, Волга
Сценарии Владимира Нильсена:
1938 — Волга-Волга
Библиография Владимира Нильсена:
1933 — Техника комбинированной киносъёмки
1936 — Справочник кинооператора (совместно с А. Сахаровым)
1936 — Изобразительное построение фильма: Теория и практика операторского мастерства (Посвящается Сергею Михайловичу Эйзенштейну)
1928 — Американская кинематография (после ареста и расстрела совместная книга Б. З. Шумяцкого и В. С. Нильсена так и осталась в рукописи).
Образ Владимира Нильсена в кино:
2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь — в роли Владимира Нильсена актер Юрий Якуша
2015 — Орлова и Александров — в роли Владимира Нильсена актер Сергей Чирков
Сергей Чирков в роли Владимира Нильсена