Виталий Павлович Полицеймако (настоящая фамилия — Полицеймакос). Родился 22 апреля (5 мая) 1906 года в Царицыне (ныне Волгоград) — умер 21 декабря 1967 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Народный артист СССР (1957).
Виталий Полицеймако, настоящая фамилия которого Полицеймакос, родился 22 апреля (5 мая по новому стилю) 1906 года в Царицыне (ныне Волгоград).
Был младшим ребёнком в многодетной греческой семье.
В 1927 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств, с этого же года актёр ЛенТЮЗа.
С 1930 года по 1967 год — актёр Большого драматического театра. Лучшие роли дотовстоноговского периода — Егор Булычёв («Егор Булычёв и другие»), Нил («Мещане»), Нестрашный и Достигаев («Достигаев и другие», 1933 и 1952), Двоеточие («Дачники»).
Театральные работы Виталия Полицеймако в БДТ:
1931 — «Патетическая соната» Н. Г. Кулиша; режиссёр К. К. Тверской — матрос Судьба;
1932 — «Егор Булычёв и другие» М. Горького; режиссёры К. К. Тверской и В. В. Люце — Достигаев;
1933 — «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр В. Люце — Нестрашный;
1933 — «Укрощение мистера Робинзона» В. А. Каверина; режиссёры С. А. Морщихин и К. К. Тверской — Джумагалий;
1934 — «Интервенция» Л. Славина; режиссёр В. В. Люце — Бродский;
1937 — «Мещане» М. Горького; режиссёр А. Д. Дикий — Нил;
1938 — «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина; режиссёр Ф. В. Бондаренко — Шадрин;
1939 — «Волк» Л. М. Леонова; постановка Б. А. Бабочкина и П. К. Вейсбрёма — Лука;
1942 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина (по сценарию Р. Рискина); режиссёр Л. С. Рудник — Питер Уорн;
1944 — «На дне» М. Горького; режиссёр Л. С. Рудник — Лука;
1949 — «Дачники» М. Горького; режиссёр Б. А. Бабочкин — Двоеточие;
1950 — «Тайная война» В. Михайлова и Л. Самойлова; режиссёр P. P. Суслович — Андрей Андреевич Минаев;
1950 — «Разлом» Б. А. Лавренёва; режиссёры А. Соколов и И.С. Зонне — Артём Годун;
1951 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов — Роман Кошкин, матрос Швандя;
1952 — «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская — Достигаев;
1953 — «Пролог» А. П. Штейна; постановка А. В. Соколова — солдат Филимонов;
1955 — «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина; режиссёр Г. Г. Никулин — Прокофий Иванович Пазухин;
1957 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Эзоп;
1957 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского; режиссёр Г. А. Товстоногов — Фердыщенко;
1959 — «Варвары» М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Редозубов;
1961 — «Океан» А. П. Штейна; режиссёр Г. А. Товстоногов — Зуб;
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; режиссёр Г. А. Товстоногов — Павел Афанасьевич Фамусов;
1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Режиссёр: Э. Аксер — Догсборо.
В послевоенный период Виталий Полицеймако был одним из ведущих актёров БДТ, именовался даже «главным артистом», однако к середине 1950-х годов стал едва ли не ярчайшим олицетворением кризиса, постигшего театр.
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Годуна в спектакле «Разлом» Б. А. Лавренёва.
С приходом на пост художественного руководителя Георгия Товстоногова в феврале 1956 года всё резко изменилось: Виталий Полицеймако, давно не игравший маленьких ролей, в первый год работы Товстоногова в театре получил лишь крошечную роль трактирщика в спектакле «Преступление Энтони Грэхема». В своих беседах с труппой новый главный режиссёр приводил работы Полицеймако в качестве примера того, как играть нельзя.
Но в 1957 году Товстоногов именно Полицеймако, «актёру большого темперамента, с великолепным голосом», поручил заглавную роль в спектакле «Эзоп» (по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и виноград»), сказав, по воспоминаниям Д. М. Шварц: «Я никому другому в стране не доверил бы эту роль».
С этого момента у Товстоногова не было более преданного соратника, чем Виталий Полицеймако. Он стал одним из лучших актёров новой, товстоноговской труппы, сыграл целый ряд запомнившихся ролей, в том числе в спектаклях «Идиот» (Фердыщенко), «Океан» (Зуб), «Горе от ума» (Фамусов). Одной из самых ярких ролей Полицеймако стал Редозубов в легендарных товстоноговских «Варварах».
С 1938 года снимался в кино. Наиболее заметные работы — фильмы «Богдан Хмельницкий» (Лизогуб), «Трудное счастье» (Баро Широ), «Достигаев и другие» (Василий Ефимович Достигаев), «Конец света» (Филин).
Виталий Полицеймако в фильме «Богдан Хмельницкий»
Виталий Полицеймако в фильме «Достигаев и другие»
Виталий Полицеймако в фильме «Конец света»
Виталий Павлович Полицеймако ушёл из жизни 21 декабря 1967 года (по другим источникам — 28 декабря) в Ленинграде, так и не оправившись после инсульта, настигшего его во время исполнения роли Редозубова в спектакле «Варвары».
Похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.
Личная жизнь Виталия Полицеймако:
Жена — актриса Евгения Михайловна Фиш, первая эстрадная партнёрша Александра Менакера.
Дочь — актриса Марина Витальевна Полицеймако. Зять — актёр Семён Львович Фарада. Внук — актёр Михаил Семёнович Полицеймако.
Фильмография Виталия Полицеймако:
1938 — Маска (короткометражный) — Евстрат Спиридонович
1938 — Год девятнадцатый — Шайтан, комендант
1940 — Шестьдесят дней — Волков, командир запаса (нет в титрах)
1940 — Разгром Юденича — командир 21-й Украинской дивизии (нет в титрах)
1941 — Богдан Хмельницкий — Лизогуб, полковой писарь
1946 — Сыновья — фон Граббе, оберштурмфюрер
1949 — Александр Попов — Лемке, инженер-электрик
1952 — Разлом (фильм-спектакль) — Артем Михайлович Годун
1953 — Любовь Яровая (фильм-спектакль) — Роман Кошкин, председатель ревкома
1955 — Княжна Мери — драгунский капитан
1956 — Приключения Артёмки — Антон Гаврилович, пристав
1957 — Смерть Пазухина (фильм-спектакль) — Прокофий Иваныч Пазухин, купеческий сын
1958 — Трудное счастье — Баро Широ, цыганcкий барон
1958 — Счастье надо беречь — Шандыбович, снятый бригадир колхоза
1959 — Достигаев и другие — Василий Ефимович Достигаев, фабрикант
1960 — Пойманный монах
1960 — Эзоп (фильм-спектакль) — Эзоп
1961 — Первые испытания — судья
1962, 1963 — Женихи и Ножи — Иван Самсонович
1962 — Конец света — Филин
Озвучивание Виталия Полицеймако:
1947 — Возвращение с победой (Mājup ar uzvaru)
1955 — Девушка-джигит (Қыз-жігіт) — Журка