Вера Николаевна Пашенная (в замужестве — Грибунина). Родилась 7 (19) сентября 1887 года в Москве — умерла 28 октября 1962 года в Москве. Русская и советская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943) и Ленинской премии (1961).
Вера Пашенная родилась 7 (19 по новому стилю) сентября 1887 года в Москве.
Отец — Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия — Пашенный, 1861-1899), известный драматический артист.
Сестра — Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (урождённая Пашенная, 1883-1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
В 1904-1907 годах училась у А.П. Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина).
С 1907 года (с перерывом) — актриса Малого театра. Заменив в одном из спектаклей М. Н. Ермолову, быстро добилась признания и стала ведущей актрисой театра.
С 1914 года преподавала в драматических классах Московского императорского театрального училища (с 1918 — Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре России, с 1943 — Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России).
В 1920-е годы играла в нескольких московских театрах: в «3-м театре РСФСР. Комедия» (бывший Театр Корша) (1921), Замоскворецком театре (в 1930-е — Московский театр Ленсовета, ныне — филиал Малого театра) (1923-1924), Музыкальной студии при МХАТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1924). По приглашению К. С. Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа (1922-1923).
Вера Пашенная в молодости
На театральной сцене сыграла более 100 ролей.
Вера Пашенная в Малом театре начинала с ролей, перешедших к ней от Ермоловой. Ближе всего Пашенной были образы бытовой драмы и комедии, она играла героинь Островского и Грибоедова. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом — и его легендой. Об ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра.
Работы Веры Пашенной в Малом театре:
1907 — Вера — «Дельцы» И. И. Колышко;
1907 — Кэт — «Джентльмен» А. И. Сумбатова;
1908 — Аннушка — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1908 — Маша — «Франческа да Римини» А. И. Куприна и А. И. Свирского;
1908 — Франческа — Габриеле д’ Аннунцио;
1908 — Таня Дедявкина — «Казённая квартира» В. А. Рышкова;
1908 — Христиана Мюллер — «В борьбе за мужчину» К. Фибих;
1909 — Липа — «Белая ворона» Е. Н. Чирикова;
1909 — Наденька — «Жены» Д. Я. Айзмана;
1909 — Марья Андреевна — «Бедная невеста» А. Н. Островского;
1910 — Клавдия — «В старые годы» И. В. Шпажинского;
1910 — Татьяна Кондарева — «Старый обряд» А. Н. Будищева;
1910 — Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера;
1910 — Агния Семеновна — «Клеймо» П. Д. Боборыкина;
1911 — Катерина — «Гроза» А. Н. Островского;
1911 — Лариса — «Бесприданница» А. Н. Островского;
1912 — Ганка Бельская — «Пир жизни» С. Пшибышевского;
1912 — Розалинда — «Как вам это понравится» У. Шекспира;
1913 — Опимия — «Побеждённый Рим» Ал. Пароли;
1913 — Герцогиня Падуанская — «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда;
1913 — Анна Демурина — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко;
1913 — Нина Степанова — «Насильники» А. Н. Толстого;
1913 — Татьяна Кунцева — «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина;
1914 — Настасья — «Неприятель» С. С. Мамонтова;
1914 — Елена — «Соучастники» П. Д. Боборыкина;
1914 — Ксения — «Торговый дом» И. Д. Сургучёва;
1914 — Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба;
1914 — Людмила Батунина — «Старый закал» А. И. Сумбатова;
1914 — Наташа Терлецкая — «Первые шаги» В. А. Рышкова;
1915 — М-с Гильдфорд — «Добродетель и добродетель» А. Сютро;
1914 — Ядвига Вародич — «Светочи» А. Батайля;
1915 — Евгения Мироновна — «На бойком месте» А.Н. Островского;
1915 — Олена — «Воевода» А. Н. Островского;
1916 — Кума Настасья — «Чародейка» И. В. Шпажинского;
1916 — Арданова — «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи;
1916 — Татьяна Телегина — «Вторая молодость» П. М. Невежина;
1916 — Порция — «Венецианский купец» У. Шекспира;
1917 — Варенька Дьякова — «Романтики» Д. С. Мережковского;
1917 — Лауренсия — апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона;
1917 — Анна Павловна Оброшенова — «Шутники» А. Н. Островского;
1917 — Бианка — «Флорентийская трагедия» О. Уайльда;
1917 — Лиза — «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1918 — Сюзанна — «Женитьба Фигаро» Бомарше;
1919 — Девица — «Старик» М. Горького;
1919 — Электра — «Электра» Г. Гофмансталя;
1920 — Леди Анна — «Ричард III» У. Шекспира;
1921 — Бригитта Клейполь — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского;
1923 — Вера Филипповна — «Сердце не камень» А. Н. Островского;
1924 — Порция — «Юлий Цезарь» У. Шекспира;
1924 — Эсфирь — «За океаном» Я. М. Гордина;
1924 — Маргарет — «Волчьи души» Дж. Лондона;
1925 — Татьяна Русских — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. П. Смолина;
1925 — Настасья Минкина — «Аракчеевщина» И. С. Платона;
1925 — Нипгал Умми — «Загмук» А. Г. Глебова;
1926 — Любовь Яровая — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва;
1928 — Вера Михайловна Грушина — «Жена» К. А. Тренёва;
1929 — Ирина — «Огненный мост» Б. С. Ромашова;
1929 — Маланья — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому);
1930 — Клеопатра Кондратьевна Белосельская — «Вьюга» М. В. Шимкевича;
1931 — Василиса — «Ясный лог» К. А. Тренёва;
1932 — Варя — «Разгром» по А. А. Фадееву;
1932 — Таня — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого;
1935 — Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского;
1935 — Эмилия — «Отелло» У. Шекспира;
1936 — Долорес — «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова;
1937 — Гурмыжская — «Лес» А. Н. Островского (ввод);
1937 — Поля Семенова — «На берегу Невы» К. А. Тренёва;
1938 — Анна Андреевна — «Ревизор» Н. В. Гоголя;
1938 — Серафима Ивановна Горюнова — «Дружба» В. М. Гусева (ввод);
1940 — Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1943 — Таланова — «Нашествие» Л. М. Леонова;
1945 — Евфросинья Старицкая — «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Режиссеры: П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский;
1948 — Кукушкина — «Доходное место» А. Н. Островского;
1948 — Рыбачка — «Южный узел» А. А. Первенцева;
1948 — Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского;
1949 — Хлестова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1950 — Наталья Ковшик — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука;
1952 — Васса Железнова — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Борисовна Железнова;
1956 — Прасковия Шарабай — «Деньги» А. В. Софронова;
1957 — Хозяйка Нискавуори — «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки;
1960 — Ламбрини Кирьякули — «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский — Ламбрини;
1961 — Колесова — «Честность» А. В. Софронова;
1962 — Кабаниха — «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: В. Н. Пашенная, М. Н. Гладков
Работы Веры Пашенной в МХАТ:
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Варя;
«На дне» М. Горького — Василиса;
«Три сестры» А. П. Чехова — Ольга;
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — Ирина
Работы Веры Пашенной в Музыкальной студии при МХАТ под руководством В. И. Немировича-Данченко:
«Лисистрата» Аристофана — Лисистрата
Работы Веры Пашенной в Московском мюзик-холле:
1934 — «Как 14-я дивизия в рай шла» Д. Бедного. Режиссёр: Ф. Н. Каверин
Работы Веры Пашенной в других театрах:
«Анжело — тиран Падуанский» В. Гюго — Тизба;
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстого — Анна Каренина;
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева;
«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Н. Урванцева — Вера Мирцева;
«Вишни цветут» И. В. Чекина — Зина;
«В новой семье» В. А. Александрова — Наталья Николаевна;
«Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита;
«Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти Гаттенберг;
«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева — Ольга Николаевна;
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Соня;
«Евреи» Е. Н. Чирикова — Хана Френкель;
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Елена Кармина;
«Живой труп» Л. Н. Толстого — Лиза;
«Забава» («Без любви») А. Шницлера — Христина;
«За океаном» Я. М. Гордина — Эсфирь;
«Идиот» по Ф. М. Достоевскому — Настасья Филипповна;
«Казнь» Г. Г. Ге — Кэт;
«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Анна Клейнбауэр;
«Лес» А. Н. Островского — Аксюша;
«Мадам Сан-Жен» В. Сарду и Э. Моро — Катрина Юбше;
«Марион де Лорм» В. Гюго — Марион;
«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана — Марикка;
«Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому — Дуня;
«Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг;
«Рабочая слободка» Е. П. Карпова — Лукерья;
«Склеп» В. А. Рышкова — Вера Васильевна Томилина;
«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова — Люба;
«Царь Эдип» Софокла — Иокаста;
«Чайка» А. П. Чехова — Полина / Маша / Нина Заречная;
«Электра» Софокла — Электра.
В 1924 году вместе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре Театр-студию и стала его директором.
С 1933 года руководила несколькими курсами Театрального училища им. М. С. Щепкина при Малом театре, с 1941 — профессор. С 1945 года — руководитель кафедры актерского мастерства училища.
В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала там Народный театр.
В кино снималась с 1912 года, дебютировав с роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице».
Далее были работы в лентах «Гроза» (Катерина), «Тайна дома номер пять» (куртизанка Эльза), «Поликушка» (Акулина), «Хромой барин» (Катенька Мордвинская).
Вера Пашенная в фильме «Поликушка»
С 1920-го сниматься перестала, сосредоточившись на работе в театре. Позже стала появляться на экране в 1950-е — в фильмах-спектаклях и кино.
Вера Пашенная в фильме-спектакле «Васса Железнова»
Вера Пашенная в фильме «Идиот»
Награды и звания Веры Пашенной:
— Заслуженная артистка Республики (1925);
— Народная артистка СССР (1937);
— Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства;
— Ленинская премия (1961) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Васса Железнова» М. Горького и роли хозяйки Нискаувори вспектакле «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки (1957);
— Два ордена Ленина (1937, 1949);
— Орден Трудового Красного Знамени (1957);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы».
В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Короленко, М. Горького, Б. Полевого, В. Пановой.
Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная умерла 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь Веры Пашенной:
Дважды была замужем.
Первый муж — Витольд Альфонсович Полонский (1879-1919), актёр.
В браке родилась дочь Ирина. Внук — Владимир Сергеевич Сверчков (1933-1973), актёр и режиссёр Малого театра.
Вера Пашенная и Витольд Полонский
Второй муж — Владимир Фёдорович Грибунин (1873-1933), актёр.
Вера Пашенная и Владимир Грибунин
Фильмография Веры Пашенной:
1912 — Бесприданница — Лариса
1912 — Гроза — Катерина
1912 — Тайна дома номер пять — куртизанка Эльза
1919 — Поликушка — Акулина
1920 — Хромой барин — Катенька Мордвинская
1952 — Горе от ума (фильм-спектакль) — Хлёстова
1952 — Волки и овцы (фильм-спектакль) — Мурзавецкая
1952 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Манефа
1953 — Васса Железнова (фильм-спектакль) — Васса Борисовна Железнова
1956 — Дорога правды — Ремизова
1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
1958 — Идиот — Генеральша Епанчина
1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома
1959 — Растеряева улица (фильм-спектакль) — Балканиха
1960 — Женщины в искусстве (документальный)
Библиография Веры Пашенной:
1934 — Моя работа над ролью
1954 — Искусство актрисы
1964 — Ступени творчества