Вера Панова (писатель)

Вера Панова

Вера Фёдоровна Панова. Родилась 7 (20) марта 1905 года в Ростове-на-Дону — умерла 3 марта 1973 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русская советская писательница, сценарист. Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1950).

Вера Панова родилась 7 (20 по новому стилю) марта 1905 года в Ростове-на-Дону (на тот момент — Область Войска Донского).

Рано потеряла отца. С ранних лет Вере приходилось работать. Параллельно занималась самообразованием, с юности писала стихи.

С 17-ти лет начала работать в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон». В 1926-1927 годах под псевдонимом «Вера Вельтман» писала фельетоны, будучи ведущей отдела фельетона в газете «Советский Юг».

До середины 1930-х годов работала в детских газетах и журналах Ростова — «Ленинские внучата», «Костер», «Горн».

В 1940 году Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио.

Первую повесть написала в 1945 году — «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 года — «Евдокия»).

Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 году (Сталинская премия первой степени, 1947).

В 1947 году выходит роман «Кружилиха» (Сталинская премия второй степени, 1948) о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию.

Вера Панова в молодости

Вера Панова в молодости

В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: «Ясный берег» (1949, в том же году за эту работу ей присвоена Сталинская премия третьей степени), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953).

В 1955 году повестью «Сережа» открывается цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и др.

В середине 1960-х годов обращается к жанру исторической повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей «Лики на заре» (1966).

Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965) и др. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены многие известные фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка» и др.

Отметим, что с экранизации повести Пановой «Серёжа» началась режиссёрская карьера Георгия Данелии — молодого выпускника режиссёрских курсов Панова предпочла опытным постановщикам с «Ленфильма».

Известная в сталинские годы как официально признанный писатель, в дальнейшем Вера Панова сыграла важную роль в истории русской культуры. В 1960-е годы литературным секретарём Пановой в Ленинграде был живший с ней в одном доме Сергей Довлатов, который неоднократно с симпатией упоминал её в своих произведениях.

Во время уголовного преследования Иосифа Бродского муж и сын Пановой были среди его основных защитников.

Умерла 3 марта 1973 года в Ленинграде. Похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом.

Личная жизнь Веры Пановой:

Трижды была замужем.

Первый муж — журналист Арсений Владимирович Старосельский (1904-1953). В браке родилась дочь Наталья.

Второй муж — журналист Борис Васильевич Вахтин (1907-1938), секретарь редакции газеты «Молот», репрессирован за членство в троцкистской организации (расстрелян).

В браке родилось двое сыновей: Борис Вахтин (1930-1981), писатель-диссидент, переводчик, синолог и Юрий Вахтин (1932-2006), учёный-генетик, академик.

Борис Борисович Вахтин — сын Веры Пановой

Борис Борисович Вахтин сын Веры Пановой

Третий муж — писатель-диссидент Давид Яковлевич Дар (1910-1980).

Давид Дар — третий муж Веры Пановой

Давид Дар третий муж Веры Пановой

Сценарии Веры Пановой:

1960 — Серёжа
1961 — Евдокия
1961 — Високосный год
1962 — Вступление
1964 — Поезд милосердия
1965 — Рано утром
1965 — Рабочий посёлок
1966 — Мальчик и девочка
1967 — Четыре страницы одной молодой жизни
1967 — Метелица (фильм-спектакль)
1969 — Проводы белых ночей

Экранизации произведений Веры Пановой:

1960 — Серёжа (реж. Георгий Данелия и Игорь Таланкин)
1961 — Евдокия (реж. Татьяна Лиознова)
1961 — Високосный год (реж. Анатолий Эфрос)
1962 — Вступление (реж. Игорь Таланкин)
1964 — Поезд милосердия (реж. Искандер Хамраев)
1965 — Рабочий посёлок (реж. Владимир Венгеров)
1965 — Рано утром (реж. Татьяна Лиознова)
1966 — Мальчик и девочка (реж. Юлий Файт)
1967 — Четыре страницы одной молодой жизни (реж. Резо Эсадзе)
1969 — Проводы белых ночей (реж. Юлиан Панич)
1974 — Свадьба как свадьба (телеспектакль) (реж. Юрий Сергеев)
1975 — На всю оставшуюся жизнь (реж. Пётр Фоменко)
1975 — Вылет задерживается (реж. Леонид Марягин)
1976 — Сентиментальный роман (реж. Игорь Масленников)

Романы Веры Пановой:

1944 — «Евдокия (Семья Пирожковых)»
1946 — «Спутники»
1959 — «Евдокия (Семья Пирожковых)» (вторая редакция)
1947 — «Кружилиха (Люди добрые)»
1953 — «Времена года. Из летописей города Энска»
1956 — «Времена года. Из летописей города Энска» (вторая редакция)
1958 — «Сентиментальный роман»
1962 — «Который час? Сон в зимнюю ночь». Роман-сказка (опубликован в 1981)

Повести Веры Пановой:

1949 — «Ясный берег»
1955 — «Серёжа»
1964 — «Рабочий посёлок»
1964 — «Рано утром»
1965 — «Саша»
1965 — «Конспект романа»

Рассказы Веры Пановой:

1959 — «Валя»
1959 — «Володя»
1961 — «Трое мальчишек у ворот»
1962 — «Листок с подписью Ленина»
1962 — «Мальчик и девочка». Кинорассказ
1965 — «Сёстры»
1972 — «Про Митю и Настю»
1973 — «Сергей Иванович и Таня». Быль

Драматургия Веры Пановой:

1939 — «Илья Косогор» (опубликована в 1958)
1940 — «В старой Москве. Картины» (опубликована в 1957)
1942 — «Метелица» (Военнопленные) (опубликована в 1957)
1944 — «Девочки» (опубликована в 1958)
1945 — «Бессонница» (опубликована в 1985)
1961 — «Проводы белых ночей»
1962 — «Как поживаешь, парень?» Литературный сценарий
1966 — «Сколько лет, сколько зим»
1967 — «Ещё не вечер»
1967 — «Надежда Милованова» («Верность»; «Поговорим о странностях любви»)
1968 — «Тредьяковский и Волынский». Историческая драма
1973 — «Свадьба как свадьба».

Оцените статью
Добавить комментарий