
Вениамин Ефимович Баснер. Родился 1 января 1925 года в Ярославле — умер 3 сентября 1996 года в Репино, Санкт-Петербург. Советский и российский композитор, автор песен и музыки к кинофильмам. Народный артист РСФСР (1982).
Вениамин Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле в еврейской семье.
Отец — Ефим Семенович Баснер (1899-1965), работал на обувной фабрике «Североход».
Мать — Роза Григорьевна Гредитор (1906-1977), домохозяйка.
Младшие братья — кандидат медицинских наук Герман Ефимович Баснер (1931-2005); кандидат физико-математических наук Марк Ефимович Баснер (род. 1937), математик.
Двоюродный брат — кинорежиссёр Александр Наумович Митта.
Оба деда — Семён Миронович Баснер и Григорий Яковлевич Гредитор — были родом из Двинска.
В Ярославль его семья перебралась из Двинска после начала Первой мировой войны. Оба его деда, а также родители хорошо говорили на идиш. С раннего детства Вениамин Баснер воспитывался в еврейском духе. Большое влияние на Баснера оказал его дед, Хирш Яковлевич Гредитор, портной по профессии, знавший большое количество еврейских народных песен.
Окончил детскую музыкальную школу № 1 в Ярославле по классу скрипки. Как вспоминал Баснер, самым первым большим музыкальным впечатлением в его жизни стало исполнение в Ярославле в 1938 году Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Позже с Дмитрием Шостаковичем его связывала многолетняя дружба, оказавшая существенное влияние на творчество Баснера. Шостакович высоко отзывался о сочинениях Баснера, помогал продвигать их на сцену. Как и Шостакович, Баснер высоко ценил музыку Густава Малера (чьё влияние также заметно в музыке композитора) и еврейский музыкальный фольклор.
В 1942 году, по окончании Ярославского музыкального училища, Баснер был приглашён в Ярославскую филармонию в качестве солиста, но уже через год был призван в армию, где служил в военном оркестре аранжировщиком, а также ремонтировал музыкальные инструменты.
В 1944 году Баснера демобилизовали, и он поступил в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу скрипки и композиции. Окончив консерваторию в 1949 году, он начал выступать как солист и оркестровый музыкант.
В 1955 году Баснер стал членом Ленинградского отделения Союза композиторов СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью.
Композитор много сочинял, наибольшую известность ему принесли его оперетты, военные песни и музыка для фильмов. В его активе песни «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»), «Берёзовый сок» (из к/ф «Мировой парень»), «Целую ночь соловей нам насвистывал» (из т/ф «Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы»), «На всю оставшуюся жизнь» (из одноимённого т/ф).
Популярная песня о Великой Отечественной войне «На безымянной высоте», записанная для кинофильма «Тишина», создана на основе реальных событий — боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против 200 немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года. Вениамин Баснер вспоминал, что музыка к песне была написана не сразу, а мелодия пришла к нему в голову в поезде: «Когда третий вариант её был забракован и поэтом, и режиссёром картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… Записать ее было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть».
Самые успешные и знаменитые песни были написаны в сотрудничестве с поэтом Михаилом Матусовским.

Вениамин Баснер также является автором ряда статей в музыкальных журналах СССР.
В 1994 году Баснер смог осуществить свою давнюю мечту — открыть в Петербурге еврейский театр «Симха» («Радость»), и на первом представлении мюзикла «Еврейское счастье» сам исполнил партию скрипки.
Вениамин Баснер умер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом. Похоронен на Комаровском кладбище.
В честь Вениамина Баснера назван астероид (4267) Basner.
В 2005 году на фасаде дома № 16 на набережной реки Мойки была установлена мемориальная доска памяти Вениамина Баснера.
В 2020 году именем Баснера была названа улица в Ярославле.
Песни Вениамина Баснера
Личная жизнь Вениамина Баснера:
Трижды был женат.
Первая жена — Нина Каплан. Они познакомились в 1947 году в Ленинграде. В браке родились две дочери — Ольга и Елена.
Вторая жена — композитор Людмила Павловна Сухорукова (род. 1950).
Третья жена — композитор Айслу (Лукерья) Расимовна Баснер (в девичестве Губайдуллина). У них родилась дочь Анна (Авиталь).
Дочь Елена Вениаминовна Баснер (род. 16 июня 1956, Ярославль) — советский и российский искусствовед, специалист по российскому и советскому искусству первой трети XX века, исследователь творчества Казимира Малевича и Наталии Гончаровой. Консультант шведского аукционного дома Bukowskis.
С 2004 по 2007 год Елена Вениаминовна Баснер была научным сотрудником Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Один из авторов концепции и создатель Музея петроградского авангарда («Дом Матюшина», филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга).
5 июля 2012 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, а именно: мошенничество в особо крупном размере в составе организованной преступной группы. Елену Баснер обвиняли в мошенничестве при продаже в июле 2009 года поддельного рисунка художника Бориса Григорьева «Парижское кафе». Расследование осуществлялось 2-м следственным отделом 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Оперативное сопровождение уголовного дела осуществляли сотрудники 9-го («антикварного») отдела УУР ГУ МВД России по СПб и ЛО. Уголовное дело слушалось с 11 февраля 2015 по 11 мая 2016 года в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга судьёй Анжеликой Морозовой. 17 мая 2016 года Елена Баснер была оправдана по обвинению в совершении преступления в связи с отсутствием в её действиях состава инкриминируемого ей преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Елена Вениаминовна Баснер

Фильмография Вениамина Баснера (автор музыки):
1956 — Бессмертный гарнизон
  1956 — Человек родился
  1958 — Трое вышли из леса
  1959 — Сверстницы
  1959 — Солнце светит всем
  1959 — Судьба человека
  1960 — Мичман Панин
  1961 — Битва в пути
  1961 — Полосатый рейс
  1963 — Родная кровь
  1964 — Тишина
  1965 — Как вас теперь называть?
  1965 — Первая Бастилия
  1968 — Щит и меч
  1969 — На пути в Берлин
  1969 — Посол Советского Союза
  1970 — Море в огне
  1971 — Мировой парень
  1972 — Опасный поворот
  1972 — Разрешите взлёт!
  1973 — Учитель пения
  1974 — Странные взрослые
  1975 — На всю оставшуюся жизнь…
  1976 — Дни Турбиных
  1977 — Блокада
  1977 — Фронт за линией фронта
  1979 — Задача с тремя неизвестными
  1979 — Родное дело
  1981 — Факты минувшего дня
  1981 — Они были актёрами
  1983 — Водитель автобуса
  1985 — Тайная прогулка
  1985 — Воскресный папа
  1986 — Рысь возвращается
  1986 — Семь криков в океане
  1987 — Железный дождь
  1989 — А был ли Каротин?
  1990 — Мышеловка
  1990 — Неизвестные страницы из жизни разведчика
  1991 — Люми
  1992 — Зачем алиби честному человеку?
  1996 — Возвращение «Броненосца»
Музыка Вениамина Баснера:
Оперы:
«Вешние воды» (по роману И. Тургенева, 1975)
  «Отель «Танатос»» (по новелле А. Моруа, 1991; не окончена)
Балет:
«Три мушкетёра» (1964)
Оперетты и мюзиклы:
«Полярная звезда» (1966)
  «Требуется героиня» (1968)
  «Южный крест» (1971)
  «Год голубого зайца» («Белый танец»; 1978)
  «Между небом и землёй» (1980)
  «Блистающие облака» (1982)
  «Моя хата с краю» (1985)
  «Мы из Одессы, здрасьте!» (1988, не окончена)
  «Ты — великая актриса» (1990)
  «Еврейское счастье» (1994)
Вокально-симфонические сочинения:
«Весна, песни, волнения» (текст Л. Мартынова) для голосов соло, хора и оркестра (1963)
  «Вечный огонь» (текст М. Матусовского) для баритона, хора мальчиков и оркестра (1971)
  Пять стихотворений М. Лермонтова для баритона и оркестра (1979)
  Симфония № 2 «Блокада» (текст М. Матусовского) для баритона, хора и оркестра (1983)
  Симфония № 3 «Любовь» (текст Э. Верхарна) для тенора и оркестра (1988)
Сочинения для оркестра, концерты:
«Поэма об осаждённом Ленинграде» (1957)
  Симфония № 1 (1958), посвящена Д. Д. Шостаковичу
  Концерт для скрипки с оркестром (1966)
  Концерт для виолончели с оркестром «Царь Давид» (1967-1980)
  Симфониетта для флейты и струнных (1972)
  Симфония «Катерина Измайлова» (по опере Шостаковича, 1993)
Камерные сочинения:
Пять струнных квартетов (1948, 1953, 1960, 1969, 1975)
  Соната для скрипки и фортепиано (1982)
Камерно-вокальные сочинения:
«Парабола» (текст А. Вознесенского) для баритона и фортепиано (1962)
  «Гойя» (текст А. Вознесенского) для баритона, английского рожка, фагота и фортепиано (1965)
  Восемь стихотворений А. Ахматовой для меццо-сопрано и гитары (1977)
  «Памяти Владимира Высоцкого», шесть баллад для голоса и инструментального ансамбля (1981)
  Сюита на стихи О. Мандельштама и других авторов для баритона, гобоя, английского рожка, двух фаготов и фортепиано (1983)
  Романсы и песни для голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных авторов
Песни Вениамина Баснера:
Бронепоезд «Пролетарий» («…Песня как дальний гром слышится где-то: «Смело мы в бой пойдем за власть Советов»…») (Слова: М. Матусовский);
  Идёт рабочий класс («Руки рабочих, вы даете движенье планете…») (Слова: М. Матусовский);
  Махнём не глядя («Солдату лишнего имущества не надо, махнем не глядя, как на фронте говорят…») (Слова: М. Матусовский);
  Мир всем, кто трудится («Пусть будет счастлив тот, кто на заре встает…») (Слова: Михаил Матусовский);
  На безымянной высоте («Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…») (Слова: М. Матусовский);
  С чего начинается Родина («С чего начинается Родина — с картинки в твоем букваре…») (Слова: М. Матусовский);
  Белый цвет, алый цвет («Молодая заря занялась вдали. Без пути, без дорог люди в битву шли..») (Слова: М. Светлова, В. Попова);
  Было много трудных дней, будет много трудных дней («Как скажи тебя зовут? — И она ответила: «Победа!») (Слова: Михаил Матусовский);
  Девушка из Бреста («…Ты не только Надеждою, Надею — ты надеждою Бреста была») (Слова: М. Матусовский);
  Дожить до рассвета («Летит за фугасом фугас В крови вся планета Но есть командирский приказ: «Дожить до рассвета») (Слова: Михаил Матусовский);
  И только потому мы победили (Слова: Михаил Матусовский);
  И только потому мы победили («…Нет, мой друг, мы не позабудем, день за днём в памяти вернём, как с тобой мы служили людям под огнём, под огнём, под огнём…») (Слова: М. Матусовский);
  Ленинградский метроном (Слова: М. Матусовский);
  Мне вспомнились снова лесные края («…мы забыть не вправе ваш путь, ваши имена») (Слова: Михаил Матусовский);
  Моя родимая земля (Слова: М. Матусовский);
  На всю оставшуюся жизнь (Слова: Б. Вахтин и П. Фоменко);
  На лицах наших свет (Слова: Михаил Матусовский);
  Пограничная застава («До свидания, прощай, пограничная застава…») (Слова: М. Матусовский);
  Праздничная ленинградская («Ты так хорош, родной Ленинград, что румын и индус, и поляк, и француз о тебе говорят!») (Слова: Ю. Прицкер);
  Уходили парни на войну (Слова: Р. Казакова);
  Шинель («Верная подруга, боевой товарищ, видевший снаряды, пули и шрапнель…») (Слова: М. Матусовский).
Награды и звания Вениамина Баснера:
— Орден Дружбы (29 декабря 1994 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами;
  — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974);
  — Народный артист РСФСР (1982);
  — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) — за музыку к фильму «Блокада» (1973, 1977).








