Василий Александрович Сухомлинский. Родился 28 сентября 1918 года в селе Василевка Херсонской губернии — умер 2 сентября 1970 года в Павлыше Кировоградской области. Советский педагог, детский писатель. Создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968). Кандидат педагогических наук (1955). Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958). Герой Социалистического Труда (1968).
Василий Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Василевка Херсонской губернии в бедной крестьянской семье.
Отец — Александр Емельянович Сухомлинский, плотник и столяр, после революции был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением по деревообрабатывающему делу в семилетней школе.
Мать — Оксана Авдеевна Сухомлинская, трудилась в колхозе.
Кроме Василия в семье было еще трое детей — Иван, Сергей и Мелания. Все они стали сельскими учителями.
Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт. В 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.
В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным.
В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.
В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, кто был талантлив и любил своё дело. Кто же не соответствовал этим требованиям, уходили сами. Об одном из таких учителей он сказал: «Он был ни горячим, ни холодным, а лишь тёпленьким, поэтому не смог работать с детьми». Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать.
В результате исследований и наблюдений Сухомлинский пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей.
В помещении школы были «зелёные» комнаты, зимний сад, цветы. Кроме того, имелись небольшие уголки, где дети могли уединиться, музыкальная комната, комнаты живописи, сказок, комната мысли и другие. В школе был культ книги, в каждой комнате имелись книги, которые мог взять любой ребёнок.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Он строил процесс обучения как радостный труд, где большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.
Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
В своей книге «Сто советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребенок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но еще и познает самого себя. При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.
«По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным.
Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями», — писал он.
В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ.
«Воспитание в широком понимании — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения одновременно тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают», — считал Сухомлинский.
Василий Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырех миллионов экземпляров на различных языках.
Умер 2 сентября 1970 года в Павлыше Кировоградской области.
На корпусе № 1 Полтавского педагогического университета по ул. Остроградского, 2 Сухомлинскому установлена мемориальная доска. В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.
Личная жизнь Василия Сухомлинского:
Дважды был женат.
Его первая жена во время фашистской оккупации была подпольщицей. Она была схвачена фашистами и после жестоких пыток убита вместе с десятимесячным ребенком.
После войны женился на учительнице. У них родилась дочь.
Дочь — Ольга Васильевна Сухомлинская, доктор педагогических наук, профессор. Работала в Национальной академии педагогических наук Украины.
Василий Сухомлинский с женой и дочерью
Библиография Василия Сухомлинского:
Стыдно перед соловушкой
Сердце отдаю детям
Сто советов учителю
Рождение гражданина
Родина в сердце
Родительская педагогика
Как воспитать настоящего человека
Методика воспитания коллектива
Письма к сыну
О воспитании
Этюды о коммунистическом воспитании
Мудрая власть коллектива