Василий Поленов

Василий Поленов

Василий Дмитриевич Поленов. Родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге — умер 18 июля 1927 года в усадьбе Борок Тульской области. Русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Получил известность как создатель исторических полотен и пейзажист. Народный художник РСФСР (1926).

Василий Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге.

Отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом.

Мать — Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова.

Дядя — Матвей Васильевич Поленов (1823-1882), был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.

У Василия Поленова была сестра-двойняшка Вера — они стали первенцами в многодетной, культурной дворянской семье.

В 10-летнем возрасте родители привезли Василия Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии. Там он впоследствии написал 37 картин, среди которых ряд весьма известных — «Холмы», «Закат», «Северная изба», «Переправа через реку Оять». Несколько картин он посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», а также легендарное полотно «Бабушкин сад».

Его самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, где находилось родовое имение бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой.

Бабушка Вера Николаевна была дочерью известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ — «Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.. Она присуждала — как в академиях — «медаль» за лучшую работу.

Среди самых одаренных детей Поленовых оказались двое — старший сын Василий и младшая дочь Елена. Оба впоследствии стали настоящими художниками.

Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств.

Встреча с Павлом Петровичем Чистяковым (русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств) стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

В 1861-1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.

В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков, П. В. Васин, П. М. Шамшин, А. Е. Бейдеман, К. Б. Вениг.

Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью.

Василий Поленов в молодости

Василий Поленов в молодости

В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи.

Василий Поленов вошел в историю живописи как реформатор, принесший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения.

С января 1868 года возобновил занятия в университете, но уже на юридическом факультете.

Летом 1867 года Поленов осуществил свою первую зарубежную поездку — посетил Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации — «О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент».

Личная жизнь Василия Поленова:

В 1872 году в Риме Поленов познакомился с юной Марусей Оболенской, в которую сразу же влюбился. Маруся обучалась вокалу и мечтала стать профессиональной певицей.

Маруся Оболенская — возлюбленная Василия Поленова

Маруся Оболенская возлюбленная Василия Поленова

Эта любовь окончилась трагически. Маруся заболела корью. Когда ей стало легче, доктор посоветовал сделать прививку. Но после прививки состояние девушки резко ухудшилось, начался жар и кашель. Поленов тогда каждый день навещал Марусю. Но она умерла, что стало сильным ударом для художника.

После смерти возлюбленной он каждый день ходил на кладбище и писал этюды с могилы.

По убеждению историков, именно в эти трагические для художника дни у Поленова и зародился сюжет картины его знаменитой картины «Больная». Он набросал рисунок, где на кровати лежит больная девушка, в ногах её сидит девушка; в комнате темно возле кровати стоит столик; свет лампы освещает руку больной и часть её лица. Картину художник закончит лишь спустя 13 лет.

Василий Поленов — Больная

Василий Поленов Больная

Жена — Наталья Васильевна Якунчикова (1858-1931), дочь московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. Были женаты с 1882 года.

В браке родилось шестеро детей — двое сыновей (сын-первенец Федор умер в младенчестве в августе 1886 года) и четыре дочери:

— Федор Васильевич Поленов (1884-1886);
— Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967);
— Екатерина Васильевна Сахарова-Поленова (1887-1980);
— Мария Васильевна Поленова-Ляпина (1891-1976), с 1924 года жила в эмиграции;
— Ольга Васильевна Поленова (1894-1973);
— Наталья Васильевна Поленова (младшая) (1898-1964).

Наталья Якунчикова — жена Василия Поленова

Наталья Якунчикова жена Василия Поленова

Творчество Василия Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль.

В 1871 году (вместе с И. Е. Репиным, М. М. Зеленским, Е. К. Макаровым, Е. Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» был удостоен большой золотой медали.

Василий Поленов — Воскрешение дочери Иаира

Василий Поленов Воскрешение дочери Иаира

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1871 году, Поленов в 1872 году отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Летом 1874 года работал в Нормандии в курортном местечке Вёль-ле-Роз, куда его пригласил Илья Репин, находившийся там также в качестве пенсионера Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи — «Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

В 1874 году его картина «Право господина» была выставлена на Весеннем Салоне в Париже.

Василий Поленов — Право господина

Василий Поленов Право господина

В 1875 году работал над картинами «Заговор гёзов» и «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М. Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе «летучего отряда», Поленов участвовал в боевых сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью «За храбрость», которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица, сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости» за участие в боях 7, 8, 9 октября 1876 г., выданным художнику-добровольцу полковником Андреевым.

В 1877 году, в ходе русско-турецкой войны, состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). Всё это время он сотрудничал с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылал зарисовки и этюды.

В 1877-1878 годах работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».

С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационного искусства (сценографии). В 1882-1895 годы — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».

Василий Поленов — Московский дворик

Василий Поленов Московский дворик

С 1879 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 годах отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма — «Нил у Фиванского хребта», «Первый нильский порог», «Нил, вдали пирамиды» и др.

В 1883-1884 годах в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», которую 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников.

Василий Поленов — Христос и грешница

Василий Поленов Христос и грешница

В 1888 году пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Дом на Оке

Как говорилось выше, в детстве Поленов проводил лето в имении отца «Имоченицы» в Олонецкой губернии (ныне, Лодейнопольский район, Ленинградской области), где полюбил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. С этими местами связаны его ранние пейзажные работы и этюды.

Он мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 году приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме — художественные мастерские. Усадьба была названа Борок.

В 1904 году по проекту художника было возведено здание, получившее название Аббатство. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.

Василий Поленов — Бабушкин сад

Василий Поленов Бабушкин сад

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название — Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967).

В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

Василий Поленов — Исполнялся премудрости

Василий Поленов Исполнялся премудрости

Василий Поленов — Среди учителей

Василий Поленов Среди учителей

В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 года Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.

В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1907 году путешествует по Германии и Италии. В 1910-1911 годах снова посещает Европу.

В 1910-1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1914 году в Москве была проведена выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915-1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров (с 1921 года — это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова — «Театральный дом»).

Поленовский Дом

В декабре 1915 года на Медынке (ныне — Зоологическая, 13) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В. Д. Поленовым и промышленником-меценатом С. И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.

Василий Поленов за работой

Василий Поленов за работой

В 1915-1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.

В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».

С 1925 года основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.

Василий Поленов — Заросший пруд

Василий Поленов Заросший пруд

В 1918-1919 годах живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке».

В 1924 году прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Поленову присвоено звание народного художника Республики.

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Поленов скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Память о Василии Поленове

В январе 1921 года в Москве был создан Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова. В 1925 году он был переименован в Центральный Дом искусства в деревне имени Василия Дмитриевича Поленова. Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 февраля 1930 года был переименован в Центральный дом народного творчества имени Надежды Константиновны Крупской.

19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.

В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.

В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 1980-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.

В 1991 году ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества, сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремёсел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.

29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н. Ф. Поленовой, директором музея заповедника В. Д. Поленова, и невесткой внука Н. Н. Грамолиной, заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова, в соответствии с утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 года № 686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В. Д. Поленова.

29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества возвращено историческое имя В. Д. Поленова.

В Петрозаводске на бывшем здании Олонецкой губернской мужской гимназии, где обучался Василий Поленов (ныне в здании расположен Музей изобразительных искусств Республики Карелия), установлена мемориальная доска в честь Василия Поленова.

В честь В. Д. Поленова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (4940) Polenov, открытый 18 августа 1986 года.

Функционирует Государственный музей-усадьба Василия Дмитриевича Поленова (село Поленово).

Единственный в России памятник художнику установлен 8 октября 2017 года в Подольске, в парке «Дубрава» микрорайона «Климовск». Авторы памятника — заслуженный художник Российской Федерации, скульптор Александр Рожников и архитектор Михаил Тихомиров.

В июле 2015 в городке Вёль-ле-Роз, на побережье французской Нормандии открылся сквер имени Василия Поленова (Square Vassily Polenov).

В Париже на доме № 31 по улице Верон 6 октября 2018 года была открыта мемориальная доска в честь Ильи Репина и Василия Поленова, снимавших здесь мастерскую.

Оцените статью
Добавить комментарий