Василий Дмитриевич Поленов. Родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге — умер 18 июля 1927 года в усадьбе Борок Тульской области. Русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Получил известность как создатель исторических полотен и пейзажист. Народный художник РСФСР (1926).
Василий Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге.
Отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом.
Мать — Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова.
Дядя — Матвей Васильевич Поленов (1823-1882), был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.
У Василия Поленова была сестра-двойняшка Вера — они стали первенцами в многодетной, культурной дворянской семье.
В 10-летнем возрасте родители привезли Василия Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии. Там он впоследствии написал 37 картин, среди которых ряд весьма известных — «Холмы», «Закат», «Северная изба», «Переправа через реку Оять». Несколько картин он посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», а также легендарное полотно «Бабушкин сад».
Его самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, где находилось родовое имение бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой.
Бабушка Вера Николаевна была дочерью известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ — «Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.. Она присуждала — как в академиях — «медаль» за лучшую работу.
Среди самых одаренных детей Поленовых оказались двое — старший сын Василий и младшая дочь Елена. Оба впоследствии стали настоящими художниками.
Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств.
Встреча с Павлом Петровичем Чистяковым (русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств) стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.
В 1861-1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.
В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков, П. В. Васин, П. М. Шамшин, А. Е. Бейдеман, К. Б. Вениг.
Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.
Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью.
Василий Поленов в молодости
В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи.
Василий Поленов вошел в историю живописи как реформатор, принесший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения.
С января 1868 года возобновил занятия в университете, но уже на юридическом факультете.
Летом 1867 года Поленов осуществил свою первую зарубежную поездку — посетил Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации — «О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент».
Личная жизнь Василия Поленова:
В 1872 году в Риме Поленов познакомился с юной Марусей Оболенской, в которую сразу же влюбился. Маруся обучалась вокалу и мечтала стать профессиональной певицей.
Маруся Оболенская — возлюбленная Василия Поленова
Эта любовь окончилась трагически. Маруся заболела корью. Когда ей стало легче, доктор посоветовал сделать прививку. Но после прививки состояние девушки резко ухудшилось, начался жар и кашель. Поленов тогда каждый день навещал Марусю. Но она умерла, что стало сильным ударом для художника.
После смерти возлюбленной он каждый день ходил на кладбище и писал этюды с могилы.
По убеждению историков, именно в эти трагические для художника дни у Поленова и зародился сюжет картины его знаменитой картины «Больная». Он набросал рисунок, где на кровати лежит больная девушка, в ногах её сидит девушка; в комнате темно возле кровати стоит столик; свет лампы освещает руку больной и часть её лица. Картину художник закончит лишь спустя 13 лет.
Василий Поленов — Больная
Жена — Наталья Васильевна Якунчикова (1858-1931), дочь московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. Были женаты с 1882 года.
В браке родилось шестеро детей — двое сыновей (сын-первенец Федор умер в младенчестве в августе 1886 года) и четыре дочери:
— Федор Васильевич Поленов (1884-1886);
— Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967);
— Екатерина Васильевна Сахарова-Поленова (1887-1980);
— Мария Васильевна Поленова-Ляпина (1891-1976), с 1924 года жила в эмиграции;
— Ольга Васильевна Поленова (1894-1973);
— Наталья Васильевна Поленова (младшая) (1898-1964).
Наталья Якунчикова — жена Василия Поленова
Творчество Василия Поленова
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль.
В 1871 году (вместе с И. Е. Репиным, М. М. Зеленским, Е. К. Макаровым, Е. Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» был удостоен большой золотой медали.
Василий Поленов — Воскрешение дочери Иаира
Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1871 году, Поленов в 1872 году отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.
Летом 1874 года работал в Нормандии в курортном местечке Вёль-ле-Роз, куда его пригласил Илья Репин, находившийся там также в качестве пенсионера Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи — «Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».
В 1874 году его картина «Право господина» была выставлена на Весеннем Салоне в Париже.
Василий Поленов — Право господина
В 1875 году работал над картинами «Заговор гёзов» и «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».
Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М. Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе «летучего отряда», Поленов участвовал в боевых сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью «За храбрость», которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица, сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости» за участие в боях 7, 8, 9 октября 1876 г., выданным художнику-добровольцу полковником Андреевым.
В 1877 году, в ходе русско-турецкой войны, состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). Всё это время он сотрудничал с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылал зарисовки и этюды.
В 1877-1878 годах работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».
С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационного искусства (сценографии). В 1882-1895 годы — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.
В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».
Василий Поленов — Московский дворик
С 1879 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.
В 1881-1882 годах отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма — «Нил у Фиванского хребта», «Первый нильский порог», «Нил, вдали пирамиды» и др.
В 1883-1884 годах в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», которую 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников.
Василий Поленов — Христос и грешница
В 1888 году пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
Дом на Оке
Как говорилось выше, в детстве Поленов проводил лето в имении отца «Имоченицы» в Олонецкой губернии (ныне, Лодейнопольский район, Ленинградской области), где полюбил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. С этими местами связаны его ранние пейзажные работы и этюды.
Он мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 году приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме — художественные мастерские. Усадьба была названа Борок.
В 1904 году по проекту художника было возведено здание, получившее название Аббатство. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
Василий Поленов — Бабушкин сад
В настоящее время в усадьбе Борок (современное название — Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967).
В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.
Василий Поленов — Исполнялся премудрости
Василий Поленов — Среди учителей
В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 года Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.
В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».
В 1907 году путешествует по Германии и Италии. В 1910-1911 годах снова посещает Европу.
В 1910-1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.
В 1914 году в Москве была проведена выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.
В 1915-1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров (с 1921 года — это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова — «Театральный дом»).
Поленовский Дом
В декабре 1915 года на Медынке (ныне — Зоологическая, 13) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В. Д. Поленовым и промышленником-меценатом С. И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.
Василий Поленов за работой
В 1915-1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.
В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».
С 1925 года основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.
Василий Поленов — Заросший пруд
В 1918-1919 годах живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке».
В 1924 году прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Поленову присвоено звание народного художника Республики.
Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.
Василий Поленов скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.
Память о Василии Поленове
В январе 1921 года в Москве был создан Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова. В 1925 году он был переименован в Центральный Дом искусства в деревне имени Василия Дмитриевича Поленова. Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 февраля 1930 года был переименован в Центральный дом народного творчества имени Надежды Константиновны Крупской.
19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.
В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.
В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.
В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 1980-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.
В 1991 году ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества, сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремёсел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.
29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н. Ф. Поленовой, директором музея заповедника В. Д. Поленова, и невесткой внука Н. Н. Грамолиной, заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова, в соответствии с утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 года № 686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В. Д. Поленова.
29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества возвращено историческое имя В. Д. Поленова.
В Петрозаводске на бывшем здании Олонецкой губернской мужской гимназии, где обучался Василий Поленов (ныне в здании расположен Музей изобразительных искусств Республики Карелия), установлена мемориальная доска в честь Василия Поленова.
В честь В. Д. Поленова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (4940) Polenov, открытый 18 августа 1986 года.
Функционирует Государственный музей-усадьба Василия Дмитриевича Поленова (село Поленово).
Единственный в России памятник художнику установлен 8 октября 2017 года в Подольске, в парке «Дубрава» микрорайона «Климовск». Авторы памятника — заслуженный художник Российской Федерации, скульптор Александр Рожников и архитектор Михаил Тихомиров.
В июле 2015 в городке Вёль-ле-Роз, на побережье французской Нормандии открылся сквер имени Василия Поленова (Square Vassily Polenov).
В Париже на доме № 31 по улице Верон 6 октября 2018 года была открыта мемориальная доска в честь Ильи Репина и Василия Поленова, снимавших здесь мастерскую.