Василий Качалов

Василий Качалов

Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия — Шверубович). Родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне — умер 30 сентября 1948 года в Москве. Русский и советский актер театра и кино, мастер художественного слова (чтец), педагог. Один из самых знаменитых актеров МХАТа. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Василий Шверубович, ставший широко известным как Василий Качалов, родился 30 января (11 февраля по новому стилю) 1875 года в Вильне Виленской губернии (ныне Вильнюс в Литве.

Отец — Иоанн Шверубович, священник, настоятель Никольской церкви в Вильно, из белорусского шляхетского рода.

Мать в девичестве — Воржековская, была полулитовской (Гинтовт по матери), происходила из полупольской, но давно обрусевшей православной семьи.

Дядя — Хрисанф, священник, имел намерение убедить своих прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться — и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со строгой епитимьей.

Брат — Анастасий, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, служил в Привисленском статистическом управлении главным статистиком.

Брат — Эразм, военнослужащий Малороссийского драгунского, а потом Приморского драгунского полка, которым под конец своей службы командовал.

Василий учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Дзержинским, Борисом Горевым и Константином Галковским. Уже тогда приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого. Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом. Сам он только по окончании гимназии с трудом избавился от этого акцента.

В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по пьесе Германа Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра.

Василий Качалов в молодости

Василий Качалов в молодости

В 1896 году стал актёром петербургского Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был Алексей Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов» вместо «неблагозвучной» фамилии актёра. По другой, сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Николая Качалова, решил взять его фамилию; в дальнейшем он познакомился с его сыном Николаем Николаевичем Качаловым и рассказал ему эту историю.

Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. В 1897-1900 годах выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством Михаила Бородая.

Работы Василия Качалова в Казанско-Саратовском товариществе актёров:

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя;
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин;
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской;
  • «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный;
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого;
  • «Гамлет» У. Шекспира — Горацио;
  • «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий;
  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент.

В 1900 году был принят в труппу Московского Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» Островского. Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал Константина Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах Чехова «Чайка» и «Три сестры». В течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра. Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал, что как актёр он был вынужден уступить первенство Качалову.

Среди его лучших работ дореволюционного периода — чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, а также Барон в пьесе Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Достоевского. Увлечённый поисками Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену. Инна Соловьёва писала: «Обладая неотразимым сценическим обаянием, чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обострённостью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа «героя-неврастеника», Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста «театра живого человека», который строили создатели МХТ».

актер Василий Качалов

Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.

После Октябрьской революции в 1919-1922 годах с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.

В 1922-1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве.

Работы Василия Качалова в МХАТ:

  • 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей;
  • 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек;
  • 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной;
  • 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов;
  • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин;
  • 1901 — «Дикая утка (пьеса)» Г. Ибсена — Экдаль;
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин;
  • 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман;
  • 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов;
  • 1902 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда;
  • 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах;
  • 1902 — «На дне» М. Горького — Барон;
  • 1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен;
  • 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь;
  • 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат;
  • 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов;
  • 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед;
  • 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой;
  • 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов;
  • 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев;
  • 1905 — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев;
  • 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс;
  • 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов;
  • 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев;
  • 1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
  • 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд;
  • 1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин;
  • 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен;
  • 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер;
  • 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено;
  • 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма;
  • 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
  • 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов;
  • 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин;
  • 1911 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст;
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин;
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет;
  • 1912 — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский;
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий;
  • 1913 — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин;
  • 1914 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
  • 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан;
  • 1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович;
  • 1918 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров;
  • 1922 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор;
  • 1923 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев;
  • 1924 — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман;
  • 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов;
  • 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I;
  • 1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова — Вершинин;
  • 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин;
  • 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора;
  • 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков;
  • 1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин;
  • 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий

Василий Иванович Качалов

Значительное место в творчестве Качалова занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинкок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.

В 1928 году сыграл роль губернатора Мишеля в фильме «Белый орёл» по повести Леонида Андреева «Губернатор». В фильме, кроме него, снялись известные актёры того времени Анна Стэн и Всеволод Мейерхольд. По сюжету действие фильма разворачивается в 1905 году. Губернатор-либерал пытается предотвратить забастовку в городе, но рабочие отказываются повиноваться. Губернатор даёт приказ стрелять в забастовщиков и силой подавляет восстание, при этом в перестрелке погибают дети. В награду его представляют к ордену «Белого Орла», но губернатора не оставляют муки совести.

Василий Качалов в фильме «Белый орёл»

Василий Качалов в фильме Белый орёл

Скончался 30 сентября 1948 года от рака лёгкого в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Имя актёра присвоено Казанскому БДТ.

Рост Василия Качалова: 185 сантиметров.

Личная жизнь Василия Качалова:

Известно, что в Василия Качалова была влюблена Фаина Раневская. Она собирала его фотографии, писала пылкие письма, но не отправляла их адресату. Однажды в Столешниковом переулке увидела его в реальности и упала в обморок. После этого случая Фаина Раневская написала Качалову письмо и все же отправила его. Качалов ей быстро ответил и оставил билеты на ее имя. С тех пор они стали дружить, даже ходили друг к другу в гости.

Жена — Нина Николаевна Литовцева (1878-1956), актриса и режиссёр. Народная артистка РСФСР (1948).

Они познакомились в Казанском театре в сезоне 1898/99 годов. Поженились летом 1900 года в Кисловодске. Впоследствии Нина вынуждена была покинуть сцену из-за болезни.

Сын — Вадим Шверубович (1901-1981), театральный деятель, мемуарист.

Во время гастролей по Югу России в начале 1920-х, переезжая за отступающими частями Белой армии Качалов оказался в Екатеринославе, где случайно нашёлся его сын, служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли. Сын Качалова вспоминал: «Мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел, градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку, только отец был как-то странно, напряжённо спокоен. Когда мать, которая была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с исступлённым воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его отравила… это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не может быть». И мать успокоилась».

Внук — Алексей Бартошевич (род. 1939), шекспировед, театровед.

Внучка — Мария Вадимовна Шверубович (1949-2018), театральная актриса, артистка театра «Современник».

Правнучка — Ольга Борисовна Любимова, министр культуры РФ (с 21.01.2020 года).

Василий Качалов и Нина Литовцева

Василий Качалов и Нина Литовцева

Василий Качалов и жена Нина Литовцева

У Качалова было много связей на стороне, его любовницами были Алиса Коонен, Мария Лилина и другие актрисы.

В Москве Качалов вёл активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». Поэту Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его биографичных романах «Роман без вранья» и «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» много написано о Василии Качалове и его семье, окружении. Дружба с Марией Андреевой привела к тому, что на адрес Качалова из-за границы стали приходить директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры». По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Николаем Тарасовым.

Качалов имел высокий рост, был худ, бледен, близорук и несколько узкоплеч.

Фильмография Василия Качалова:

1928 — Белый орел — губернатор Мишель
1931 — Путёвка в жизнь — вступительное и заключительное слово
1946 — Мастера сцены (документальный)

Озвучивание Василия Качалова:

1936 — Стрекоза и муравей (анимационный)
1942, 1943 — Георгий Саакадзе (გიორგი სააკაძე) — Шадиман Бараташвили
1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — от автора
1965 — Картина (анимационный) — текст от автора

Награды и звания Василия Качалова:

— Заслуженный артист Республики (1924);
— Народный артист Республики (1927);
— Народный артист СССР (1936);
— Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся заслуги в области театрально-драматического мастерства;
— Два ордена Ленина (03.05.1937, 1945);
— Орден Трудового Красного Знамени (1935);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Оцените статью
Добавить комментарий