Валерий Павлович Янклович. Родился 20 декабря 1938 года. Советский и российский театральный деятель, актер театра и кино, продюсер. Близкий друг Владимира Высоцкого.
Валерий Янклович родился 20 декабря 1938 года.
В 1964 году был актером Брянского театра драмы.
Позже работал заместителем директора Театра русской драмы в Кишиневе. Именно там он познакомился с актером и бардом Владимиром Высоцким. В задачу Янклович входило привлечение публики в театр. Для этого он часто приглашал в спектакли столичных звезд — привозил в Кишинев Георгия Жженова, Евгения Евстигнеева, Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Михаила Козакова и др. Благодаря этому Кишиневский театр набрал авторитет и стал популярным у зрителей. Обратился он и к Высоцкому, чтобы тот выступил с концертом. Пройдя ряд сложностей, концерты удалось провести. «Володя собрал два аншлага. Я попросил его после этого встретиться с артистами нашего театра. Высоцкий просидел с нами всю ночь, рассказывал, пел», — вспоминал Янклович. Но тогда жизнь их развела.
В начале 1970-х Валерий Янклович перебрался в Москву. Благодаря фиктивному браку обзавелся комнатой в коммуналке. А его друг Семен Фарада порекомендовал Валерия заместителю директора Театра на Таганке Левинсону. Так Валерий Янклович стал главным администратором Театра на Таганке.
О начале своей работы в знаменитом театре он вспоминал: «В мой первый рабочий день давали «Вишневый сад». Открываю окошечко администратора: стоит солист «Песняров» Валера Яшкин, за его спиной Олег Ефремов, дальше Смоктуновский — все в ожидании контрамарок, но мне-то их не оставили! Понял — первый день в театре может стать последним. Захлопнул окошко и собрал контролеров: «Несите все свободные стулья в зал и расставляйте в проходах». Образовалось два ряда, куда и посадил гостей. Действие началось. В фойе нервно ходил Анатолий Васильевич Эфрос. Он никогда не заглядывал в зрительный зал, если шел поставленный им спектакль. Чтобы не мешать, я прошел за кулисы, вдруг навстречу Высоцкий в гриме Лопахина: «Старик, я так счастлив, что ты теперь у нас!» — и чмокает в щечку».
Предприимчивый Янклович решил организовать подработку как для себя, так и для актеров театра. Он предложил обществу «Знание» цикл вечеров — музыкально-поэтические страницы Театра на Таганке. Там за идею ухватились. Он тут же организовал четыре бригады: первая — Высоцкий, вторая — Золотухин, третья — Славина, Смехов и Хмельницкий, четвертая — Дыховичный, Филатов, Сайко и два мима. «Мы работали совершенно официально, артистам платили до семидесяти пяти рублей за концерт. Как-то после выступления в Москве Высоцкий пригласил меня к себе. Так мы стали тесно общаться», — рассказывал он.
Его дружба с Высоцким была очень близкой.
«Мы сблизились с Высоцким, когда он уже был состоявшимся гением. И сам знал об этом. Может, он меня и приблизил к себе, поскольку я это прекрасно понимал. Во всяком случае Высоцкий никогда не был для меня Володькой. Рядом с Владимиром Семеновичем я пробыл последние семь лет его жизни. Он объединил вокруг себя самых разных людей. После его смерти все разбежались по углам, стали, по сути, врагами. Потому что ничего духовного в нас по сравнению с ним не было и вряд ли уже будет», — говорил Валерий Янклович в одном из интервью.
Валерий Янклович и Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий помог Янкловичу обзавестись престижной квартирой в центре Москвы — лично ходил в Мосгорисполком: «Начальник управления учета и распределения жилплощади откликнулся на просьбу любимого артиста и дал поручение выписать мне смотровой на равную по метражу квартиру в только что сданном доме на Большой Спасской». Также Высоцкий очень привязался к сыну Янкловича — Илье.
«Когда у меня возникла серьезная проблема со здоровьем, он договорился с известным доктором и сам к нему отвез. Тот выписал лекарство, которое в Союзе достать было нереально. Высоцкий позвонил Марине, и Влади купила препарат во Франции», — вспоминал Валерий.
По словам Янкловича, перед Высоцким открывались самые высокие кабинеты: «Это миф, что власти Высоцкого запрещали. Володя мог зайти в любой высокий кабинет: его везде принимали. Мы частенько заглядывали к заместителю министра внешней торговли. У того в кабинете имелась кнопочка, когда он ее нажимал, на стене отъезжала панель, за ней висел Володин портрет и начинали звучать его песни… Володю запрещали на уровне редакторов, местных руководителей — на всякий случай, как бы чего не вышло. Эта мелкая сволочь боялась огорчить начальство и ставила препоны Высоцкому, чтобы выслужиться».
Валерий Янклович снялся в нескольких небольших ролях в кино. Самая известная — администратор Большого театра в картине «Место встречи изменить нельзя».
Валерий Янклович в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Ходили слухи, что Янклович был казначеем поэта и даже доставал Высоцкому наркотики. В момент смерти рядом с Владимиром Семеновичем, кроме врача, находились Оксана Ярмольник и Валерий Янклович.
Янклович помогал Юрию Любимов в постановке спектакля о Высоцком: «Я принес ему стихи, которые мэтр никогда не слышал, и Юрий Петрович растерялся. Поначалу у него ничего не получалось, но поскольку он поставил множество поэтических спектаклей, в конце концов сочинил и этот. Любимов с Боровским нашли художественное решение — зрительный зал на сцене. В постановке участвовала вся труппа театра, спектакль зазвучал».
Спустя год после смерти актера он уехал в США. Белла Ахмадулина дала ему рекомендательное письмо к Иосифу Бродскому, чтобы тот помог издать стихи Высоцкого. «К сожалению, выяснилось, что очень плохо сделанную книгу уже успел напечатать некто Берест, который снимал тексты песен с пленок. Но идею сохранить память о Володе мы не оставили. Друг Вадима Туманова Павел Палей достал восемнадцать тысяч долларов, и режиссер Михаил Богин и оператор Григорий Сигалов сняли в Америке фильм «Пророков нет в Отечестве своем». Милош Форман, преподававший на кинофакультете в Колумбийском университете, помог со съемочной аппаратурой и монтажной. Я предоставил материал, снятый Ксенией Марининой для «Кинопанорамы» и не пошедший в эфир. О Высоцком вспоминали Миша Барышников, Вася Аксенов, Михаил Шемякин, Юз Алешковский, Михаил Гулько», — рассказывал Янклович.
Когда в 1982-м он вернулся из США, его уже уволили из театра по статье за прогулы. Но Леонид Филатов организовал кампанию в его защиту, собрал множество подписей, и Янкловича восстановили.
Вместе с Всеволодом Абдуловым, сценаристом Игорем Шевцовым, Григорием Антимони (ныне живет в Канаде, руководит собственной телекомпанией) они сделали программу о Высоцком «Гражданин, поэт, артист» — разбирали на сцене архив Высоцкого, читали неизвестные стихи, показывали видеоматериалы.
В 2000-е занимался продюсcированием театральных проектов.
Личная жизнь Валерия Янкловича:
Неоднократно был женат.
Сын — Илья Порошин.
У Валерия Янкловича был роман с актрисой Светланой Тома в период, когда он работал заместителем директора Театра русской драмы в Кишиневе. Однако Светлана бросила его ради Эмиля Лотяну. Янклович вспоминал: «Она приехала в наш театр из Тирасполя, успев сняться в нескольких фильмах. Завязались отношения, и вскоре мы стали жить вместе. Света представила меня родителям: ездили вдвоем к ним в Бельцы. Я познакомил ее с сыном Илюшей… Но вскоре Тома получила приглашение от Эмиля Лотяну на главную роль в фильме «Табор уходит в небо». Меня просто разрывало от ревности, а поделать ничего не мог. Лотяну стал ее путеводной звездой, создал из Светы актрису». Именно под воздействием неудачного романа со Светланой Тома он решил уехать в Москву.
Одной из его жен была американка польского происхождения Барбара Немчик. Их брак устроил Высоцкий. Янклович рассказывал: «Володя был настоящим другом. Именно он устроил один из моих браков — с американкой польского происхождения Барбарой Немчик. Она в Москве писала диссертацию, была поклонницей Театра на Таганке, пришла ко мне за контрамаркой. Так и познакомились. А Высоцкий активно участвовал в нашем сближении. Мечтал, чтобы поженились, — тогда у нас с ним появилась бы возможность вместе разъезжать по миру. «Это было бы так здорово!» — говорил он. Мы расписались, когда Володи уже не было в живых».
Фильмография Валерия Янкловича:
1975 — Семейные дела Гаюровых — эпизод
1977 — Ветер «Надежды» — радист
1979 — Место встречи изменить нельзя — администратор Большого театра
1981 — Шестой — эпизод
1981 — Куда он денется! — зритель в зале
1997 — Война окончена. Забудьте… — Олег Иванович Федотов
1998 — Чтобы помнили. Владимир Высоцкий (документальный)
2003 — Французский сон (документальный)
2005 — Владимир Высоцкий. 205 дней (документальный)
2011 — Высоцкий. Последний год (документальный)