Валентина Харлампиевна Владимирова (урожденная Дубина). Родилась 22 ноября 1927 года в селе Васильевка Беляевского района Одесской области — умерла 23 марта 1994 года в Москве. Советская актриса кино и театра. Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Валентина Дубина, ставшая широко известной под фамилией Владимирова, родилась 22 ноября 1927 года в селе Васильевка Беляевского района Одесской области.
После войны работала на восстановлении разрушенного во время фашистской оккупации, строила избы, пахала в поле, ухаживала за скотиной. Затем отправилась в Харьков и поступила в Инженерно-экономический институт. Там же впервые оказалась в театре и поняла, что хочет стать актрисой.
Проучившись два года на экономиста, Валентина уехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. На вступительном экзамене читала стихи Твардовского и отрывок из рассказа Алексея Толстого «Русские люди». Во время учебы она исполняла роли героинь в драмах А. Островского и комедийные роли в украинской классике — играла старух и девчонок, весёлых и страдающих, влюблённых и обиженных.
В 1955 году окончила ВГИК и вошла в труппу Театра-студии киноактёра.
Валентина Владимирова в кино
Сниматься начала с 1955 года. В 1958-м режиссер Александр Довженко предложил ей сыграть роль Марии Кравчины в его фильме «Поэма о море».
Валентина Владимирова в фильме «Поэма о море»
В 1966 году исполнила главную роль в киноповести Александра Муратова «Авдотья Павловна», где ее героиня — учитель ботаники, жена директора школы Hина. В центре сюжета — история руководителя селекционной станции Авдотьи Павловны (Зинаида Дехтярёва), которая уезжает в колхоз рядовым агрономом и работает над выведением нового сорта пшеницы.
Валентина Владимирова в фильме «Авдотья Павловна»
По настоящему широкую известность актрисе принесла роль Марьи Кирилловны Громовой в драме 1968 года «Угрюм-река» режиссера Ярополка Лапшина по одноименному роману Вячеслава Шишкова. Героиня Владимировой — мать Прохора Громова (Георгий Епифанцев), жена Петра Данилыча Громова (Виктор Чекмарёв). Лента рассказывает о становлении золотодобычи в Сибири и человеческих трагедиях, сопровождающих этот процесс.
Валентина Владимирова в фильме «Угрюм-река»
Заметными стали роли, исполненные актрисой в картинах «Донская повесть» (Фрося), «Председатель» (Полина Коршикова), «Женщины» (Елизавета Фёдоровна), «Виринея» (Анисья Егоровна), «Старики-разбойники» (Мария Тихоновна Воробьёва), «Тени исчезают в полдень» (Марфа), «Любовь земная» (Нина Ивановна), «Семья Ивановых» (Валентина Запрягаева), «Молодая жена» (Руфина), «Расписание на послезавтра» (Прасковья Павловна Игнатова).
Валентина Владимирова в фильме «Виринея»
Валентина Владимирова в фильме «Тени исчезают в полдень»
Валентина Владимирова в фильме «Молодая жена»
В основном героини Валентины Владимировой — простые женщины, часто с тяжелой судьбой. Актриса умела раскрывать человеческую сложность своих неброских героинь, выявлять в них характеры и личность, будь то любящие жёны, немногословные солдатки или даже чёрствые соседки. Зрители ценили Владимирову за правдивость и узнаваемость созданных ею образов простых русских женщин.
Особняком стоит роль злой соседки Ивана Ивановича (Вячеслав Тихонов) в драме «Белый Бим Черное ухо» режиссера Станислава Ростоцкого. Владимирова так убедительно создала на экране образ скандальной тетки, третирующей собаку без всякого повода, что не только зрители, но даже ее знакомые стали ассоциировать актрису с той бездушной героиней, что сала несчастного пса «собачникам».
Валентина Владимирова в фильме «Белый Бим Черное ухо»
После выхода ленты на экраны от Владимировой отворачивались знакомые, или, встречая ее на улице, делали вид, что не не заметили ее. Поклонники, которые еще вчера рукоплескали актрисе, сыпали вслед проклятиями и присылали полные гнева письма, называя Владимирову не иначе как «бездушной живодеркой». Для актрисы это было тяжелым потрясением. Творческие встречи со зрителями заканчивалась одним и тем же — Владимировой приходилось оправдываться за то, чего она не делала и объяснять возмущенной публике, что она всего лишь исполняла роль, а на самом деле она очень любит собак.
К слову, во время съемок картины Валентина Владимирова очень полюбила исполнителя роли Бима английского сеттера по кличке Стив.
Валентина Владимирова на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»
В итоге Валентина Владимирова даже завела себе домашнего питомца, чтобы ее, наконец, оставили ее в покое и прекратили обвинять в «живодерстве».
Смерть Валентины Владимировой
В последние годы Владимирова часто жаловалась друзьям, что прожила жизнь напрасно. В 1992 году, не в силах смириться с тем, что творилось в её родном Театре-студии киноактёра, она подала заявление об уходе. А вскоре трагически погиб её муж. И это после того, как она буквально вытащила его с того света после инсульта. Однажды он сел за руль своего автомобиля и, хотя она отговаривала его от этой поездки, уехал, а домой живым не вернулся — по дороге потерял сознание и попал в тяжелую аварию.
После смерти мужа Валентина Харлампиевна уехала на дачу и жила там одна, лишь изредка наведываясь в Москву. На даче, 23 марта 1994 года, она и умерла.
Похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 43).
Личная жизнь Валентины Владимировой:
Муж — Валерий Борисович Владимиров (1923-1990), кинооператор. Она вышла за него замуж на последнем курсе ВГИКа. Вместе они прожили около 40 лет.
В браке родилась дочь Оксана.
Валентина Владимирова и муж Валерий Владимиров
Фильмография Валентины Владимировой:
1955 — Вольница — резалка (нет в титрах)
1955 — Первый эшелон — целинница
1957 — Летят журавли — солдатка
1957 — Саша вступает в жизнь — Клавдия Позднякова, скотница
1958 — Поэма о море — Мария Кравчина
1959 — Аннушка — Настя
1959 — В степной тиши — эпизод
1959 — Всё начинается с дороги — Екатерина Ивановна
1960 — Воскресение — арестантка
1960 — Конец старой Берёзовки — Варвара Николаевна, мама Лизы и Бори
1960 — Первое свидание — общественница на заводе
1960 — Простая история — Авдотья, подруга Саши Потаповой
1960 — Прыжок на заре — Таисия Гавриловна
1960 — Ровесник века
1960 — Яша Топорков — жена Прошки
1961 — Водяной — Кланя, жена Лыкова
1961 — Две жизни — швея (нет в титрах)
1961 — Любушка — Настасья
1961 — Командировка — колхозница
1961 — Чёртова дюжина — пассажирка-колхозница
1962 — Никогда — Маша
1963 — Понедельник — день тяжёлый — уборщица
1963 — Самый медленный поезд — тётя Паша
1963 — Слепая птица — пассажирка поезда с ребёнком
1963 — Это случилось в милиции — Зинаида Гавриловна
1964 — Донская повесть — Фрося
1964 — Криницы — Аксинья Федосовна Снегирь
1964 — Председатель — Полина Коршикова
1964 — Свет далёкой звезды — Настя
1964 — Сумка, полная сердец — Мотря
1965 — Женщины — Елизавета Фёдоровна
1965 — Звонят, откройте дверь — вахтёрша в театре
1965 — Игра без правил — Марфа Кротова
1965 — Мимо окон идут поезда — Парамонова
1966 — Авдотья Павловна — Нина, жена директора школы
1966 — Не забудь… станция Луговая — Мария Агафонова
1966 — Бурьян — Секлета
1967 — Весна на Одере — медсестра
1967 — Зареченские женихи — мать невесты Трифонова
1967 — Незабываемое — мать дезертира
1967 — Стюардесса — скандальная пассажирка
1967 — Три дня Виктора Чернышёва — Катерина, мать Чернышёва
1967 — Про чудеса человеческие — Мария
1968 — Виринея — Анисья Егоровна
1968 — Шаги по земле — мать Саньки
1968 — Иван Макарович — мать Кольки
1968 — Угрюм-река — Мария Кирилловна Громова
1969 — Варькина земля — Надежда Егоровна, тётя Варьки
1969 — Неподсуден — женщина с поросёнком
1969 — На пути к Ленину — дежурная в гостинице
1969 — Пятый день осенней выставки — Донька
1969 — Я его невеста — Саврасова
1969 — Сатирический киножурнал «Фитиль», сюжет «Пирожки» — продавщица
1970 — Кража — сотрудница музея
1970 — Ночная смена — Клава
1970 — Салют, Мария! — мать Марии
1970 — Счастливый человек — Маслова
1971 — Пропажа свидетеля — Агафья Васильевна, администратор гостиницы
1971 — Смертный враг — Параска
1971 — Старики-разбойники — Мария Тихоновна Воробьёва
1971 — Тени исчезают в полдень — Марфа
1971 — Холодно — горячо — Евдокия Семёновна, уборщица в библиотеке
1972 — Самый последний день — мать
1972 — Улица без конца — мама Валя
1972 — Здесь нам жить — Текля
1973 — Назначение — Мария Михайловна
1973 — Комиссар Сергушин
1973 — Дом с привидениями
1973 — Огонь — жена пасечника
1973 — Старая крепость — Мария Афанасьевна, тётя Василя
1974 — Любовь земная — Нина Ивановна, секретарь Брюханова
1974 — Свой парень — родственница Али
1974 — Мечтать и жить — подруга матери
1974 — Северный вариант — тётя Таня, повариха
1975 — Ау-у! (новелла «И подъехали к избе сваты…») — торговка овощами
1975 — Единственная — судья
1975 — Семья Ивановых — Валентина Запрягаева
1975 — Чужие письма — Антонина Карповна, учитель биологии
1975 — Шаг навстречу — Мария Тимофеевна
1976 — Близкая даль — Клавдия
1977 — Белый Бим Чёрное ухо — злая соседка
1977 — Приезжая — тётя Фима, мать Ивана
1978 — Молодая жена — Руфина
1978 — Подпольный обком действует — Петровна
1978 — Расписание на послезавтра — Прасковья Павловна Игнатова
1979 — Здесь, на моей земле — мать Назарова
1979 — С любовью пополам — Железнякова
1980 — Пора летних гроз — тётя Лена
1980 — Последний побег — Антонина, буфетчица
1980 — У матросов нет вопросов — пассажирка
1982 — Предел желаний — женщина в электричке
1983 — Женатый холостяк — мама Сергея Петрова
1983 — Спокойствие отменяется — Степанида Петровна
1989 — Женщины, которым повезло — тётя Груня, кастелянша в детдоме
1992 — Белые одежды
Озвучивание Валентины Владимировой:
1967 — Железный поток — Горпина
1971 — Антрацит — мать Юрия Купцова