Валентин Плучек

Валентин Плучек

Валентин Николаевич Плучек (урожденный Гинцбург). Родился 22 августа (4 сентября) 1909 года в Москве — умер 17 августа 2002 года в Москве. Советский и российский режиссер, актер, сценарист, театральный деятель. Главный режиссер Московского театра Сатиры (1957-2000). Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977).

Валентин Плучек родился 22 августа (4 сентября по новому стилю) 1909 года в Москве в еврейской семье.

Отец — Николай Матвеевич (Нохим Мордухович) Гинцбург, купец первой гильдии.

Мать — Фанни Матвеевна (Фрейда Мордуховна) Брук-Гинцбург.

Двоюродный брат — Питер Брук, театральный режиссер. Согласно его воспоминаниям, Исаак Гинцбург (в будущем известный как Валентин Плучек), на самом деле родился в Двинске 24 августа (6 сентября) 1906 года. Семья Гинцбургов в то время жила в Двинске в доме Рочко на Рижской улице, № 5, квартира 1.

Рано остался без отца. Мать повторно вышла замуж. Фамилия Плучек ему досталась от отчима.

Поссорившись с отчимом, он убежал из дома и прибился к беспризорникам. В итоге оказался в детском доме.

Как вспоминал Плучек, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству. Окончив семь классов средней школы, поступил во ВХУТЕМАС. Его интересы не ограничивались живописью. Кумирами для него в те годы были поэт Владимир Маяковский и режиссер Всеволод Мейерхольд.

В 1926 году он поступил на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда. В 1929 году поступил уже на режиссерский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актера был принят в труппу Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ). Там он дебютировал в небольшой роли в спектакле «Ревизор» Н. Гоголя. Начинающий актер в 1929 году был замечен публикой и самим автором после исполнения трех эпизодических ролей в «Клопе» В.В. Маяковского.

При постановке «Бани» в 1930 году сам Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл именно Плучек.

Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, молодые режиссеры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр. Плучек оставался с Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре», — говорил он.

Продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году организовал собственный театр — ТРАМ электриков, на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Московском электрозаводе имени В. Куйбышева. В этом театре начинал свою карьеру Зиновий Гердт, учившийся в то время в ФЗУ завода.

«Арбузовская студия»

В январе 1938 года Государственный театр имени Мейерхольда был закрыт. В 1939 году вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию», куда перешео из ТРАМа электриков и Зиновий Гердт. Среди студийцев были Вс. Багрицкий, А. Галич, М. Греков, В. Архангельская, М. Новикова, Т. Рейнова, С. Милькина. Именно здесь впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством А. Арбузова.

С началом войны студия фактически распалась: многие, не только актеры, но и актрисы, ушли на фронт. Часть студии работала в качестве фронтового театра. Сам же Плучек в 1942 году возглавил Драматический театр Северного флота в Полярном, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона.

Также в Драматическом театре Северного Флота поставил спектакли: «Белые ночи» Ю. П. Германа; «Слуга двух господ» К. Гольдони; «Собака на сене» Л. де Веги.

Театр сатиры

В 1945 году возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла и его стороной. В начале 1950 года он был уволен из театра. Однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Н. Петров, возглавлявший в то время Московский театр сатиры, пригласил безработного режиссера к себе.

В новом театре дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова. Позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Шифу, «Потерянное письмо» И. Караджале и «Баню» В. Маяковского. «Баня», а также последовавшие за ней постановки других пьес В. Маяковского — «Клоп» и «Мистерия-Буфф» — стали важным этапом как в творчестве самого режиссера, так и в истории Театра сатиры.

В 1957 году был назначен главным режиссером театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета. Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Н. Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль режиссер выпустил в 1966 — «Теркин на том свете» Александра Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли на музыку Родиона Щедрина.

Режиссер собрал превосходную труппу: Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Татьяна Васильева, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Борис Рунге, Владимир Радченко, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, позже — Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина, Михаил Зонненштраль, Светлана Рябова, Зинаида Матросова, Наталья Карпунина и многие другие.

Андрей Миронов, Валентин Гафт и Валентин Плучек

Андрей Миронов Валентин Гафт и Валентин Плучек

В 1985 году за большие заслуги в развитии советского искусства театру было присвоено звание «Академический».

Театр сатиры при Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссеров. Одним из самых популярных спектаклей 1970-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаенка, поставленный Е. Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссер и получил признание М. Захаров, поставивший «Доходное место» А. Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина, пьесу Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и ряд других.

В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. Мироновым в главной роли. Спектакль шел при аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году режиссер поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана, первую версию, с Р. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещен.

В 1986 году, с началом перестройки, режиссер восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль.

театральный режиссер Валентин Плучек

Постановки Валентина Плучека в Московском театре сатиры:

  • 1950 — «Не ваше дело» В. С. Полякова;
  • 1952 — «Пролитая чаша» Ван Шифу (совместно с Н. В. Петровым);
  • 1952 — «Потерянное письмо» Й. Л. Караджале (совместно с Н. В. Петровым);
  • 1953 — «Страницы минувшего» (включал в себя «Игроки» Н. В. Гоголя и «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева, «Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина);
  • 1953 — «Баня» В. В. Маяковского (совместно с Н. Петровым и С. И. Юткевичем);
  • 1955 — «Клоп» В. В. Маяковского (совместно с С. И. Юткевичем);
  • 1956 — «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра;
  • 1957 — «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского;
  • 1957 — «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета;
  • 1959 — «Обнажённая со скрипкой» Н. Кауарда;
  • 1959 — «Памятник себе» С. В. Михалкова;
  • 1959 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета;
  • 1961 — «Яблоко раздора» М. А. Бирюкова;
  • 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу;
  • 1964 — «Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. А. Слободского;
  • 1966 — «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского;
  • 1966 — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша;
  • 1967 — «Интервенция» Л. И. Славина;
  • 1968 — «Последний парад» А. П. Штейна;
  • 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше;
  • 1970 — «У времени в плену» А. П. Штейна;
  • 1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя (с А. А. Мироновым и А. Д. Папановым);
  • 1972 — «Таблетку под язык» А. Е. Макаёнка;
  • 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина;
  • 1975 — «Ремонт» М. Рощина;
  • 1975 — «Пена» С. Михалкова;
  • 1977 — «Бег» М. А. Булгакова;
  • 1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана;
  • 1980 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта;
  • 1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова;
  • 1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (с Р. Ткачуком);
  • 1984 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (на Малой сцене);
  • 1985 — «Родненькие мои» А. С. Смирнова;
  • 1985 — «Бремя решения» Ф. М. Бурлацкого;
  • 1989 — «Трибунал» В. Н. Войновича;
  • 1991 — «Идеальный муж» О. Уайльда;
  • 1992 — «Горячее сердце» А. Н. Островского;
  • 1994 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира;
  • 1994 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (совместно с М. Г. Зонненштралем);
  • 1998 — «Ревизор» Н. В. Гоголя (с В. Б. Гаркалиным и Е. В. Графкиным).

Автор книги «На сцене — Маяковский».

15 декабря 2000 года художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт.

Незадолго до смерти в 2002 году режиссер работал над комедией К. Гольдони «Слуга двух господ».

Скончался 17 августа 2002 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

15 октября 2009 года в Москве к столетию режиссера состоялось открытие постоянной экспозиции в новом филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина — музее-квартире Валентина Плучека.

Личная жизнь Валентина Плучека:

Жена — Зинаида Павловна Дмитриева (1915-2005), театральная актриса. В 1937 году окончила театральное училище. Играла в ленинградском театре Комедии с 7 марта 1938 года. В 1941-1945 годах играла в Театре Северного флота в городе Полярный.

В браке в 1938 году родился сын Андрей Валентинович Плучек, он стал журналистом.

Валентин Плучек и жена Зинаида Дмитриева

Валентин Плучек и жена Зинаида Дмитриева

У Валентина Плучека был 13-летний роман с актрисой Татьяной Васильевой, которая в то время была замужем за Георгием Мартиросяном. По словам Васильевой, благодаря роману с режиссером она получала главные роли в Московском театре сатиры. Васильева говорила, что не могла отказать Плучеку: «Это глупо. Если ты работаешь у режиссера, который тебе дает в каждом спектакле играть главную роль, как можно этого человека не отблагодарить? Это нормально».

О любовной связи Татьяны Васильевой и Валентина Плучека знали все в театре, в т.ч. и муж артистки. «Стоял под окнами. Он мог себя повести иначе, но он повел себя так, как повел. И развелись мы не из-за Плучека уж точно. Это потом он говорил, что стоял под окнами театра. И, когда выключался свет, он бежал домой ждать меня. Весь театр знал», — говорила актриса.

В итоге их роман закончился увольнением Татьяны Васильевой из театра. Плучек ревновал Васильеву к мужу. Кроме того, артистка родила ребенка, а Плучеку это не понравилось: он считал, что у актрис не должно быть отпрысков.

Валентин Плучек и Татьяна Васильева

Валентин Плучек и Татьяна Васильева

Фильмография Валентина Плучека:

1989 — Голос памяти (документальный)
1991 — Андрей (документальный)

Озвучивание Валентина Плучека:

1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) — за кадром

Режиссерские работы Валентина Плучека:

1959 — Обнаженная со скрипкой (фильм-спектакль)
1960 — Сизиф и смерть (фильм-спектакль)
1960 — Игроки (фильм-спектакль)
1962 — Яблоко раздора
1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль)
1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше (фильм-спектакль)
1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль)
1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль)
1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль)
1975 — Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль)
1976 — Пощечина (фильм-спектакль)
1977 — Пена (фильм-спектакль)
1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль)
1980 — У времени в плену (фильм-спектакль)
1982 — Ревизор (фильм-спектакль)
1986 — Ворон (фильм-спектакль)
1987 — Гнездо глухаря (фильм-спектакль)
1989 — Самоубийца (фильм-спектакль)

Сценарии Валентина Плучека:

1962 — Яблоко раздора
1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше (фильм-спектакль)

Награды и звания Валентина Плучека:

— Заслуженный артист РСФСР (18.07.1956);
— Народный артист РСФСР (25.02.1964);
— Народный артист СССР (17.10.1974);
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за постановку спектакля «Пена» С. В. Михалкова;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23.10.1999);
— Два ордена Отечественной войны II степени (07.03.1945, 06.04.1985);
— Орден Трудового Красного Знамени (08.01.1970);
— Орден Дружбы народов (04.09.1979);
— Медаль «За оборону Советского Заполярья»;
— Медаль «В память 850-летия Москвы»;
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997) — за постановку спектакля «Укрощение строптивой» в Московском театре сатиры;
— Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1996).

Оцените статью
Добавить комментарий