Ульяна Лопаткина

Ульяна Лопаткина

Ульяна Вячеславовна Лопаткина. Родилась 23 октября 1973 года в Керчи. Российская артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра (1995-2017). Народная артистка РФ (2006). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Лауреат премии Правительства РФ (2015).

Ульяна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в Керчи в семье учителей.

Отец — Вячеслав Иванович Лопаткин.

Мать — Елена Георгиевна Лопаткина.

Имеет брата Евгения.

С ранних лет занималась спортивной гимнастикой и в балетной студии, которую вела Лидия Яковлевна Пешкова — в прошлом танцевавшая в Мариинском театре. Последнее обстоятельство во многом повлияло на дальнейшую судьбу Ульяны. Когда в семье решали, где ей учиться балету — речь первым делом зашла о Ленинграде и Мариинском театре, училище им. Вагановой. С 10-ти лет она жила одна, без родителей, в незнакомом городе — в интернате. Для подростка это было нелегким испытанием. Талант Ульяны проявился сразу. Знаменитый хореограф Джон Ноймайер поставил с ней, семиклассницей, номер «Чекетти и Павлова». Миниатюра, показанная на гастролях школы в Москве, вызвала восторг, уже тогда сделав Лопаткину любимицей зрителей и прессы.

Ульяна говорила, что ей повезло с педагогами: «Возможности артиста зависят прежде всего от него самого — от силы характера, упорства, целеустремленности. И настолько же важны люди, которые окружают творческого человека, которые в него верят, ему помогают, создают условия для работы и выхода на широкого зрителя. Участие таких людей очень важно, даже не на 50%, а больше. Я бы не состоялась как балерина, если бы вокруг меня таких людей не было, если бы мне не помогали, если бы меня не вдохновляли, не вселяли бы в меня уверенность, что надо работать дальше».

В 1991 окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой по классу профессора Наталии Дудинской.

Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра. Набиралась мастерства в кордебалете. Вскоре стала выходить в ведущих партиях. В 1992-м станцевала Жизель. Тогда ей помог случай: основная труппа уехала на гастроли и срочно понадобилась солистка. Педагогам удалось убедить руководство поставить на эту партию Лопаткину, и они оказались правы.

В 1995 году стала прима-балериной труппы. В том же 1995-м получила премию «Золотой софит» в номинации «Лучший дебют на петербургской сцене».

По академическим меркам Ульяна для балета не подходит — слишком высокая, слишком крупные стопы и кисти, неудобная длина рук и ног. Однако балерина настолько органично выглядела на сцене, что все выше перечисленные «недостатки» стали ее достоинствами и неповторимой особенностью танца Лопаткиной.

В 2000-м году во время балета «Баядерка» получила травму голеностопа, однако смогла закончить спектакль. Из-за травмы на несколько лет ей пришлось покинуть сцену. В феврале 2003 года балерина перенесла операцию, которую помог организовать в Нью-Йорке Михаил Барышников. Затем смогла восстановиться и вновь вернуться на сцену.

Лопаткина — одна из самых известных балерин современности. О ней говорили как о преемнице Майи Плисецкой, а на Западе считали «главным русским лебедем». Ее по праву называют национальным достоянием России.

балерина Ульяна Лопаткина

В октябре 2013 года, после назначения Николая Цискаридзе исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой, Минкульт рекомендовал Ульяну Лопаткину на должность художественного руководителя академии. Однако контракт с академией подписан не был.

Партии Ульяны Лопаткиной:

  • «Павлова и Чекетти» — фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»;
  • Офелия — монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»;
  • Жизель, Мирта — «Жизель»;
  • Медора — «Корсар»;
  • Grand Pas из балета «Пахита»;
  • Фея Сирени — «Спящая красавица» Мариуса Петипа;
  • Китти — «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского;
  • Мария Тальони — Па-де-катр Антона Долина;
  • Смерть — «Гойя-дивертисмент»;
  • Никия — «Баядерка» Мариуса Петипа;
  • Одетта и Одиллия — «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа;
  • Клеманс, Раймонда — «Раймонда»;
  • «Лебедь» Михаила Фокина;
  • Зобеида — «Шехеразада»;
  • Зарема — «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова;
  • Мехменэ Бану — «Легенда о любви» Юрия Григоровича;
  • Девушка — «Ленинградская симфония» Игоря Бельского;
  • Фея — «Поцелуй Феи»;
  • «Поэма экстаза»;
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера;
  • «Серенада» Джорджа Баланчина;
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина;
  • Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина;
  • «Вальс» Джорджа Баланчина;
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»;
  • 3-й дуэт — «В ночи» Джерома Роббинса;
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети;
  • Анна Каренина — «Анна Каренина» Алексея Ратманского.

16 июня 2017 года Ульяна Лопаткина официально заявила о завершении своей танцевальной карьеры.

25 февраля 2019 года Студия Context Pro представила театральный эксперимент, в основе которого перекрестное интервью двух балерин. На сцену БДТ им. Г.А. Товстоногова в новом амплуа драматических актрис вышли примы Мариинского театра Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Народные артистки расспросили друг друга о судьбоносном выборе профессии, детстве, прошедшем в изнурительных репетициях, славе и душевном обновлении после рождения ребенка.

Важной частью жизни балерины является благотворительность. Она несколько лет принимала участие в проекте «Рождественская ярмарка», где звезды искусства, политики, шоу-бизнеса под присмотром профессиональных художников создавали картины на сказочные зимние сюжеты. Затем эти полотна реализовывались с аукциона в пользу больных детей. «С моей точки зрения то, что ты делаешь для кого-то другого, и есть смысл человеческой жизни. Часто мы бежим, торопимся, стараемся достичь высот, но истинная цель в том, чтобы уметь отдавать другим. Потому что награда — внутри самого дела. Не потому, что скажут, какой ты молодец, что участвуешь и поддерживаешь людей, которым сто крат тяжелее, чем тебе. Самое главное — состояние души, когда знаешь, что помогаешь максимально бескорыстно и получаешь от этого удовлетворение. Значит, живешь не зря. И чем больше делаешь и меньше об этом известно, тем глубже ощущение самой полноты жизни», — говорила балерина.

Рост Ульяны Лопаткиной: 175 сантиметров.

Личная жизнь Ульяны Лопаткиной:

В середине 1990-х балерине приписывали роман с актером Евгением Мироновым. Якобы Миронов даже делал ей предложение, но получил отказ.

Ульяна Лопаткина и Евгений Миронов

Ульяна Лопаткина и Евгений Миронов

Бывший муж — Владимир Корнев, художник, писатель и предприниматель. Они познакомились в 1999 году в Петербурге, во время вручения премий в области культуры. Тогда она была признана «Балериной года», а он — «Писателем года». Поженились 5 июля 2001 года, а 25 июля — повенчались в Софийском храме села Вартемяги. Был замысел снять по роману Корнева «Модерн» фильм, где главную роль предлагали Лопаткиной, но она отказалась.

24 мая 2002 года у пары родилась дочь Мария. Рожала балерина в австрийской клинике.

В 2010 году супруги развелись.

Ульяна Лопаткина и Владимир Корнев

Ульяна Лопаткина и Владимир Корнев

Ульяна Лопаткина и дочь Мария

Ульяна Лопаткина и дочь Мария

Ульяна увлекается живописью. «Я люблю рисовать для себя. В балете тоже важен рисунок, движение — руками, ногами», — говорила она.

Фильмография Ульяны Лопаткиной:

1993 — Вечная весна (документальный)
2003 — Genius Loci (документальный)
2006 — Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники (документальный)
2006 — Балерина (Ballerina) (документальный)

Награды и звания Ульяны Лопаткиной:

1991 — лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург);
1995 — премия «Золотой софит» (за лучший дебют);
1997 — премия «Золотая маска»;
1997 — приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»);
1997 — премия «Балтика» (1997 и 2001);
1998 — премия лондонских критиков Evening Standard;
1999 — Государственная премия России;
2000 — Заслуженная артистка России;
2006 — Народная артистка России;
2015 — премия Правительства Российской Федерации;
2015 — премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)

Оцените статью
Добавить комментарий