Ульяна Вячеславовна Лопаткина. Родилась 23 октября 1973 года в Керчи. Российская артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра (1995-2017). Народная артистка РФ (2006). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Лауреат премии Правительства РФ (2015).
Ульяна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в Керчи в семье учителей.
Отец — Вячеслав Иванович Лопаткин.
Мать — Елена Георгиевна Лопаткина.
Имеет брата Евгения.
С ранних лет занималась спортивной гимнастикой и в балетной студии, которую вела Лидия Яковлевна Пешкова — в прошлом танцевавшая в Мариинском театре. Последнее обстоятельство во многом повлияло на дальнейшую судьбу Ульяны. Когда в семье решали, где ей учиться балету — речь первым делом зашла о Ленинграде и Мариинском театре, училище им. Вагановой. С 10-ти лет она жила одна, без родителей, в незнакомом городе — в интернате. Для подростка это было нелегким испытанием. Талант Ульяны проявился сразу. Знаменитый хореограф Джон Ноймайер поставил с ней, семиклассницей, номер «Чекетти и Павлова». Миниатюра, показанная на гастролях школы в Москве, вызвала восторг, уже тогда сделав Лопаткину любимицей зрителей и прессы.
Ульяна говорила, что ей повезло с педагогами: «Возможности артиста зависят прежде всего от него самого — от силы характера, упорства, целеустремленности. И настолько же важны люди, которые окружают творческого человека, которые в него верят, ему помогают, создают условия для работы и выхода на широкого зрителя. Участие таких людей очень важно, даже не на 50%, а больше. Я бы не состоялась как балерина, если бы вокруг меня таких людей не было, если бы мне не помогали, если бы меня не вдохновляли, не вселяли бы в меня уверенность, что надо работать дальше».
В 1991 окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой по классу профессора Наталии Дудинской.
Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра. Набиралась мастерства в кордебалете. Вскоре стала выходить в ведущих партиях. В 1992-м станцевала Жизель. Тогда ей помог случай: основная труппа уехала на гастроли и срочно понадобилась солистка. Педагогам удалось убедить руководство поставить на эту партию Лопаткину, и они оказались правы.
В 1995 году стала прима-балериной труппы. В том же 1995-м получила премию «Золотой софит» в номинации «Лучший дебют на петербургской сцене».
По академическим меркам Ульяна для балета не подходит — слишком высокая, слишком крупные стопы и кисти, неудобная длина рук и ног. Однако балерина настолько органично выглядела на сцене, что все выше перечисленные «недостатки» стали ее достоинствами и неповторимой особенностью танца Лопаткиной.
В 2000-м году во время балета «Баядерка» получила травму голеностопа, однако смогла закончить спектакль. Из-за травмы на несколько лет ей пришлось покинуть сцену. В феврале 2003 года балерина перенесла операцию, которую помог организовать в Нью-Йорке Михаил Барышников. Затем смогла восстановиться и вновь вернуться на сцену.
Лопаткина — одна из самых известных балерин современности. О ней говорили как о преемнице Майи Плисецкой, а на Западе считали «главным русским лебедем». Ее по праву называют национальным достоянием России.
В октябре 2013 года, после назначения Николая Цискаридзе исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой, Минкульт рекомендовал Ульяну Лопаткину на должность художественного руководителя академии. Однако контракт с академией подписан не был.
Партии Ульяны Лопаткиной:
- «Павлова и Чекетти» — фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»;
- Офелия — монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»;
- Жизель, Мирта — «Жизель»;
- Медора — «Корсар»;
- Grand Pas из балета «Пахита»;
- Фея Сирени — «Спящая красавица» Мариуса Петипа;
- Китти — «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского;
- Мария Тальони — Па-де-катр Антона Долина;
- Смерть — «Гойя-дивертисмент»;
- Никия — «Баядерка» Мариуса Петипа;
- Одетта и Одиллия — «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа;
- Клеманс, Раймонда — «Раймонда»;
- «Лебедь» Михаила Фокина;
- Зобеида — «Шехеразада»;
- Зарема — «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова;
- Мехменэ Бану — «Легенда о любви» Юрия Григоровича;
- Девушка — «Ленинградская симфония» Игоря Бельского;
- Фея — «Поцелуй Феи»;
- «Поэма экстаза»;
- «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера;
- «Серенада» Джорджа Баланчина;
- «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина;
- Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина;
- «Вальс» Джорджа Баланчина;
- «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»;
- 3-й дуэт — «В ночи» Джерома Роббинса;
- «Юноша и Смерть» Ролана Пети;
- Анна Каренина — «Анна Каренина» Алексея Ратманского.
16 июня 2017 года Ульяна Лопаткина официально заявила о завершении своей танцевальной карьеры.
25 февраля 2019 года Студия Context Pro представила театральный эксперимент, в основе которого перекрестное интервью двух балерин. На сцену БДТ им. Г.А. Товстоногова в новом амплуа драматических актрис вышли примы Мариинского театра Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Народные артистки расспросили друг друга о судьбоносном выборе профессии, детстве, прошедшем в изнурительных репетициях, славе и душевном обновлении после рождения ребенка.
Важной частью жизни балерины является благотворительность. Она несколько лет принимала участие в проекте «Рождественская ярмарка», где звезды искусства, политики, шоу-бизнеса под присмотром профессиональных художников создавали картины на сказочные зимние сюжеты. Затем эти полотна реализовывались с аукциона в пользу больных детей. «С моей точки зрения то, что ты делаешь для кого-то другого, и есть смысл человеческой жизни. Часто мы бежим, торопимся, стараемся достичь высот, но истинная цель в том, чтобы уметь отдавать другим. Потому что награда — внутри самого дела. Не потому, что скажут, какой ты молодец, что участвуешь и поддерживаешь людей, которым сто крат тяжелее, чем тебе. Самое главное — состояние души, когда знаешь, что помогаешь максимально бескорыстно и получаешь от этого удовлетворение. Значит, живешь не зря. И чем больше делаешь и меньше об этом известно, тем глубже ощущение самой полноты жизни», — говорила балерина.
Рост Ульяны Лопаткиной: 175 сантиметров.
Личная жизнь Ульяны Лопаткиной:
В середине 1990-х балерине приписывали роман с актером Евгением Мироновым. Якобы Миронов даже делал ей предложение, но получил отказ.
Ульяна Лопаткина и Евгений Миронов
Бывший муж — Владимир Корнев, художник, писатель и предприниматель. Они познакомились в 1999 году в Петербурге, во время вручения премий в области культуры. Тогда она была признана «Балериной года», а он — «Писателем года». Поженились 5 июля 2001 года, а 25 июля — повенчались в Софийском храме села Вартемяги. Был замысел снять по роману Корнева «Модерн» фильм, где главную роль предлагали Лопаткиной, но она отказалась.
24 мая 2002 года у пары родилась дочь Мария. Рожала балерина в австрийской клинике.
В 2010 году супруги развелись.
Ульяна Лопаткина и Владимир Корнев
Ульяна Лопаткина и дочь Мария
Ульяна увлекается живописью. «Я люблю рисовать для себя. В балете тоже важен рисунок, движение — руками, ногами», — говорила она.
Фильмография Ульяны Лопаткиной:
1993 — Вечная весна (документальный)
2003 — Genius Loci (документальный)
2006 — Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники (документальный)
2006 — Балерина (Ballerina) (документальный)
Награды и звания Ульяны Лопаткиной:
1991 — лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург);
1995 — премия «Золотой софит» (за лучший дебют);
1997 — премия «Золотая маска»;
1997 — приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»);
1997 — премия «Балтика» (1997 и 2001);
1998 — премия лондонских критиков Evening Standard;
1999 — Государственная премия России;
2000 — Заслуженная артистка России;
2006 — Народная артистка России;
2015 — премия Правительства Российской Федерации;
2015 — премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)