Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова

Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова. Родилась 20 июля 1924 года в Москве — умерла 29 сентября 2011 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Народная артистка РСФСР (1974). Народная артистка СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976). Создатель фильма «Семнадцать мгновений весны».

Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье.

Отец — Моисей Александрович Лиознов, инженер-экономист, во время Великой Отечественной войны воевал в народном ополчении, погиб в 1941 году.

Мать — Ида Израилевна Лиознова.

Ида Израилевна, которая в одиночку воспитывала дочь, оказала на нее огромное влияние, в т.ч. и на выбор профессии Татьяной. Сама Лиознова впоследствии рассказывала: «Вечерами мама подолгу замирала перед стареньким нашим телевизором и всегда с такими глазами, будто ждала чуда! И я думала: «Это что же надо показывать, чтобы люди так смотрели?». Позже, когда дочь стала режиссером, Ида Израилевна следила за ее творчеством, вырезала рецензии из газет, с гордостью смотрела все фильмы, часто бывала на съемочной площадке.

После школы Татьяна Лиознова поступила в Московский авиационный институт, но проучилась там только один семестр.

В 1943 году поступила во ВГИК, на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании пробного семестра ее хотели отчислить за профнепригодность: Сергей Герасимов счел, что она слишком молода и неопытна для режиссера. Тогда Лиознова собрала всех отчисленных и привела Герасимова на спектакль, который она с ними поставила. И смогла переубедить Герасимова — тот взял ее обратно.

В 1949 году Лиознова окончила режиссёрский факультет ВГИК, в качестве курсовой работы поставила «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Поставленный Лиозновой танец Кармен вошёл впоследствии в фильм «Молодая гвардия» как танец Любки. Ещё на третьем курсе стала помощницей Герасимова при постановке спектакля по роману Фадеева в Театре киноактёра, и на съёмках фильма.

Татьяна Лиознова в молодости

Татьяна Лиознова в молодости

После окончания ВГИКа ее распределили на киностудию им. М. Горького, но тут же уволили — как говорила она сама, из-за национальности.

Некоторое время работала время работала в «Литературной газете». Позже была ассистентом режиссёра у своего учителя Сергея Герасимова, затем у Бориса Бунеева, была вторым режиссёром в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».

В 1952 году совместно с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчи и Дин Ни в Театре имени Вахтангова. Совместно с Владимиром Беляевым написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе, в спектакле играл малоизвестный тогда Ролан Быков.

В 1958 году сняла свой первый фильм «Память сердца» по сценарию Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (Тамара Макарова сыграла главную женскую роль), в 1961-м — «Евдокию» по повести Веры Пановой.

В 1963-м вышел ее художественный фильм «Им покоряется небо», посвященный погибшим летчикам-испытателям. В том же году фильм получил первый приз «Золотое крыло» на Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в Довиле (Франция).

кинорежиссер Татьяна Лиознова

В 1965 году сняла фильм «Рано утром» (снова по повести Пановой) в сотрудничестве с оператором-постановщиком Петром Катаевым. В 1967-м вышел знаменитый фильм Лиозновой «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях. Картина получила первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».

В 1973 году на экраны вышел легендарный 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по роману Юлиана Семёнова. Лиознова долго искала актера на роль главного героя, наконец, остановилась на Вячеславе Тихонове.

Работать с Лиозновой актерам было непросто. Она любила, чтобы в съемочном павильоне не было ни шороха, чтобы все внимали режиссеру. Не терпела, чтобы кто-то из актеров отвлекал внимание от съемок. А не выучить роль — это вообще было смерти подобно, тогда Татьяна Михайловна становилась очень жесткой. Исполнитель роли Мюллера Леонид Броневой говорил о ней: «Канцлер Бисмарк, дрессировщица. Иногда думал: ну его, все брошу! — разворачивался, доходил до двери павильона… И вдруг слышал вслед: «Мотор! Вот таким ты мне и нужен, на грани эмоций!».

Она все продумывала до мелочей. Тихонова она изводила паузами, говоря: «В этом фильме нет ни одной лишней паузы». Порой Тихонов спрашивал: «О чем я буду так долго молчать с сосредоточенным лицом?» «А ты вспоминай таблицу умножения!», — парировала режиссер. Знаменитая шестиминутная сцена встречи разведчика с женой вошла в историю. Но когда Татьяна Михайловна утвердила Элеонору Шашкову, она даже не предупредила, в чем будет заключаться ее роль. «Дайте хотя бы слова выучить!» — попросила молоденькая актриса. — «Иди спать, в твоей сцене нет слов».

Татьяна Лиознова на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»

Татьяна Лиознова на съемках Семнадцать мгновений весны

Татьяна Лиознова на съемках Семнадцать мгновений весны 2

За фильм «Семнадцать мгновений весны» она была награждена орденом Октябрьской революции. Сериал получил широкую популярность, его показы до сих регулярно повторяются по телевидению. Имена некоторых персонажей стали частью поп-культуры, будучи воспроизведёнными в многочисленных иронических образах и анекдотах.

После «Семнадцати мгновений весны» Лиознова шесть лет не снимала фильмы и занималась преподаванием. Вместе со Львом Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской.

В 1980 году сняла двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по одноимённой пьесе Александра Гельмана, несмотря на то, что пьеса уже шла во многих театрах. Гельман говорил о Лиозновой: «она с артистами нежно беспощадна».

В 1981 году представила комедийную музыкальную мелодраму «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли. Композитором фильма был Максим Дунаевский, написавший песни на стихи Роберта Рождественского (в том числе «Позвони мне, позвони», ставшую хитом). Соавтором сценария была Анна Родионова, на основе забытого рассказа которой и возник «Карнавал».

Последний фильм Лиозновой — трёхсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом» — экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита. Фильм начали снимать ещё в 1986 году, но умер оператор Пётр Катаев. Работу оператора-постановщика заканчивал Михаил Якович. В фильме снимались Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. В связи с начавшимися переменами в стране пропагандистский антиамериканский фильм был больше не нужен телередакциям. Его показали один раз в начале марта 1987-го и больше не повторяли.

С момента создания Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) Татьяна Лиознова состояла в нём в качестве члена.

Член Союза кинематографистов СССР.

12 июня 2000 года на открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи ей был вручен специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино».

Болезнь и смерть Татьяны Лиозновой

Последние десять лет жизни тяжело болела. В 2002 году перенесла операцию на головной мозг. Были ситуации, когда ей становилось очень плохо — были болевые шоки. Потом возникли проблемы с опорно-двигательным аппаратом. В 2006 году она проходила реабилитацию в центре Дикуля. Передвигалась в коляске или на ходунках.

Ее приемная дочь Людмила вспоминала: «Она умирала в сознании. Она очень мужественно умирала. И все понимала». Перед смертью она сказала ей: «Людусь, спасибо за все… Я ухожу. Я все знаю. Помолимся…».

Скончалась 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни. После кремации урна с прахом захоронена на Донском кладбище в могиле матери.

Татьяна Лиознова

Личная жизнь Татьяны Лиозновой:

Замужем не была. Своих детей не имела.

Когда Татьяна после окончания ВГИКа какое-то время работала в «Литературной газете», за ней пытался ухаживать главный редактор издания — известный поэт и писатель Константин Симонов. Однако на пути их отношений встала строгая мать Лиозновой, Ида Израилевна.

На съемках фильма «Земля и люди», где Лиознова была вторым режиссером, у нее начался роман со Станиславом Ростоцким. Их отношения длились много лет.

Татьяна Лиознова и Станислав Ростоцкий

Татьяна Лиознова и Станислав Ростоцкий

У Лиозновой был роман с актером Арчилом Гомиашвили. Познакомились они на одном из актерских вечеров. Отношения прервались, когда Лиознова отказалась утвердить Гомиашвили на главную роль в сериале «Семнадцать мгновений весны». Актер затаил обиду и тридцать лет не общался с Лиозновой, даже когда та тяжело болела.

Татьяна Лиознова и Арчил Гомиашвили

Татьяна Лиознова и Арчил Гомиашвили

Несколько лет встречалась с Владимиром Кириллиным, заместителем председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Однако до брака у них так и не дошло.

Хотя своих детей Татьяны Лиозновой не было, но она тепло относилась к названой дочери — Людмиле Лисиной (преподавала на журфаке МГУ, была координатором всемирного проекта ЮНЕСКО «Дети в нужде» в России). Людмила — дочь ее друга, лётчика Василия Колошенко. Мать Людмилы умерла, когда ей было 19 лет. И с тех пор Татьяна Лиознова была всегда с ней. Сама Людмила Лисина говорила: «Сказать, что Лиознова заменила мне маму, нельзя… Никто никого не заменит. Но Татьяна Михайловна ярко появилась в жизни нашей семьи и заполнила образовавшуюся пустоту. Со мной у нее возник какой-то особый контакт: наверное, мамуля понимала весь груз ответственности, который лег на старшую из осиротевших детей, — и взяла под свое крылышко, пригрела».

Людмила Лисина — приемная дочь Татьяны Лиозновой

Людмила Лисина приемная дочь Татьяны Лиозновой

Фильмография Татьяны Лиозновой:

1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)

Режиссерские работы Татьяны Лиозновой:

1958 — Память сердца
1961 — Евдокия
1963 — Им покоряется небо
1965 — Рано утром
1967 — Три тополя на Плющихе
1973 — Семнадцать мгновений весны
1981 — Мы, нижеподписавшиеся
1981 — Карнавал
1986-1987 — Конец света с последующим симпозиумом

Сценарии Татьяны Лиозновой:

1981 — Карнавал
1986-1987 — Конец света с последующим симпозиумом

Оцените статью
Добавить комментарий