Тамара Ильинична Синявская. Родилась 6 июля 1943 года в Москве. Советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982).
Тамара Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве.
Вокальный талант ей передался от матери, которая имела хороший голос и сама в юности мечтала стать певицей.
Об отце Тамары ничего не известно.
Петь начала с трех лет. Она рассказывала, что первыми ее концертными залами были подъезды старых московских домов с прекрасной акустикой: «там очень красиво звучал голос, как в храме», — вспоминала Синявская. Также давала «концерты» в своем дворе.
Интересно, что в детстве она мечтала стать врачом — на втором этаже их дома находилась поликлиника и ей нравилось там бывать. «Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач», — говорила она.
С ранних лет стала посещать Дом пионеров, где обучалась вокалу. Затем занималась в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством Владимира Сергеевича Локтева. С этим ансамблем еще в школьные годы она побывала в Чехословакии.
Также увлекалась спортом — коньками и лыжами. Но из-за боязни простудиться и потерять голос спорт пришлось бросить.
После окончания школы поступила в музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, которое окончила в 1964 году. Во время учебы подрабатывала в хоре Малого театра. «Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе)», — вспоминала Синявская.
Тамара Синявская в молодости
С 1964 года — солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д. Верди. «В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу», — вспоминала она. Но уже скоро Тамара Синявская стала одной из ведущих певиц театра.
Уже в 1964 году талантливую певицу пригласили на центральное телевидение СССР — в программу «Голубой огонек».
Тамара Синявская. Голубой огонек — 1964
В Большом прослужила до 2003 года. Выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым, Зурабом Анджапаридзе. По её собственному признанию, в театр она ходила не на работу — театром она жила. За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы.
В 1970 году окончила ГИТИС по классу пения у Д.Б. Белявской.
В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступала за рубежом. Была участницей музыкального фестиваля «Варненское лето» в Болгарии.
Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее.
Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен — в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).
Тамара Синявская — Прощай, любимый
Вела обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа.
Очень интересными были ее выступления в вокальном дуэте с мужем Муслимом Магомаевым.
Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.
В 2003 году певица ушла со сцены. Она поясняла: «Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!»… Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь — вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь… Стараюсь охранять себя и свое имя».
Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ-ГИТИС.
Именем Синявской (4981 Sinyavskaya) названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
Тамара Синявская
В 2019 году был снят биографический сериал «Магомаев», основанный на реальных событиях. В нем рассказана история любви Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Повествование ленты начинается в конце 1960-х годов, когда во время записи концертной программы Муслим Магомаев знакомится с очаровательной оперной певицей Тамарой Синявской. Между королём советской эстрады и восходящей звездой Большого театра с первого взгляда пробегает искра, которая становится началом большой любви. Однако Тамара замужем, да и Муслим не свободен.Но у настоящей любви нет преград, и судьба вновь сводит влюбленных — уже в Париже.
Тамара Синявская выступила консультантом при создании сериала «Магомаев».
В роли Тамары Синявской — актриса Ирина Антоненко, роль Муслима Магомаева исполнил актер Милош Бикович.
кадр из сериала «Магомаев»
Рост Тамары Синявской: 170 сантиметров.
Личная жизнь Тамары Синявской:
Дважды была замужем.
Первый муж — артист балета.
Второй муж — Муслим Магомаев, советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, Народный артист СССР. Познакомились 2 октября 1972 года в Баку на декаде русского искусства. На тот момент Тамара Синявская была замужем. В течение двух лет Магомаев за ней ухаживал — в 1973–1974 годах Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала», Муслим звонил ей каждый день. Она вспоминала: «Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной». В итоге она развелась со своим первым мужем и вышла замуж за Магомаева.
Поженились 23 ноября 1974 года в Москве.
Прожили вместе 34 года. Несмотря на то, что в семье певцов так и не появились дети, супруги прожили долгую и до последнего дня счастливую жизнь вместе, наполненную общением и романтикой. Их брак не смогли разрушить даже слава и многочисленные поклонники и поклонницы. Музыка и театр были их общим миром, тем главным в жизни, что скрепило их союз.
Тамара Синявская и Муслим Магомаев
Фильмография Тамары Синявской:
1964 — Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль)
1966 — Каменный гость — вокал (Лаура — роль Л. Трембовельской)
1970 — Севиль (вокал)
1972 — Осенний концерт (короткометражный)
1979 — Иван Сусанин (фильм-спектакль)
1979 — В песне жизнь моя… Александра Пахмутова (короткометражный) — песня «Прощай, любимый»
1983 — Карамболина-карамболетта — Сильва
1984 — Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
Дискография Тамары Синявской:
1970 — «Борис Годунов» М. Мусоргского — Марина Мнишек
1973 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакого — Любаша
1977 — «Евгений Онегин» П. Чайковского — Ольга
1979 — «Иван Сусанин» М. Глинки — Ваня
1986 — «Князь Игорь» А. Бородин — Кончаковна
1989 — «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой»
1993 — «Иван Грозный» С. Прокофьева
1999 — «Еврейский цикл» Д. Шостаковича
Репертуар Тамары Синявской в Большом театре:
Паж («Риголетто» Дж. Верди);
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова);
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского);
Флора («Травиата» Дж. Верди);
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели);
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева);
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки);
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена);
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина);
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского);
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова);
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини);
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки);
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова);
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова);
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева);
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова);
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова);
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева);
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова);
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского);
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского);
Кармен («Кармен» Ж. Бизе);
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди);
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского);
Азучена («Трубадур» Дж. Верди);
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева);
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)
Награды и премии Тамары Синявской:
I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968);
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) (1969);
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970);
Премия Московского комсомола (1970);
Премия Ленинского комсомола (1980) — за высокое исполнительское мастерство;
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004);
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013) — за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева;
Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
Заслуженная артистка РСФСР (1973 год);
Народная артистка РСФСР (1976 год);
Орден «Знак Почёта» (1980);
Народная артистка СССР (1982 год);
Орден Почёта (22 марта 2001 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
Народная артистка Азербайджана (10 сентября 2002 года) — за заслуги в развитии азербайджанского оперного искусства и укреплении культурных связей между Азербайджаном и Россией;
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003 года) — за заслуги в укреплении российско-азербайджанских культурных отношений;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «Дружба» (Азербайджан, 4 июля 2013 года) — за заслуги в области популяризации культуры Азербайджана