Тамара Фёдоровна Макарова. Родилась 31 июля (13 августа) 1907 года в Санкт-Петербурге — умерла 20 января 1997 года в Москве. Советская киноактриса, педагог, профессор. Народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1982).
Тамара Макарова родилась 31 июля (13 августа по новому стилю) 1907 года в Санкт-Петербурге в семье военного врача.
У нее были младшие брат и сестра.
Детство Тамары прошло в романтической атмосфере русских военных традиций. Она с ранних лет любила петь граммофонную трубу. Пыталась подражать Варваре Паниной — популярной в то время исполнительнице цыганских песен и романсов.
В отрочестве она увлеклась пантомимой и балетом. Хорошо танцевала и подавала большие надежды. Девочку отдали в балетную школу — там она приобрела осанку и отточенность жеста, которые сохранила на всю жизнь.
Октябрьская революция многое изменила в жизни семьи. Погиб ее отец. Семья погрузилась в бедность.
Однако любовь к творчеству у нее не иссякала. В 14 лет Тамара увлеклась театром и даже создала собственную труппу, собрав соседских ребят. На один из спектаклей которого зашла молодая писательница Александра Бронштейн. По её рекомендации Тамару вызвали в отдел народного образования и предложили новые пьесы. Теперь юные актеры всё чаще стали выступать перед взрослой аудиторией и даже получать за это вознаграждение хлебным пайком.
А уже в 1924 году Тамара Макарова окончила трудовую школу и поступила в актёрскую мастерскую Форрегера – МАСТАФОР. В ту пору спектакли там ставили такие мэтры как Эйзенштейн, Юткевич, Кторов. В мастерской много времени уделяли пластике, фантазировали на темы исторических и конструктивных танцев (актеры показывали, например, различные механизмы, сама Макарова в эффектном сером трико изображала трансмиссию).
Тамара Макарова в детстве
Именно в МАСТФОР она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, своим будущим супругом.
С 1927 по 1942 годы — актриса киностудии «Ленфильм».
В 1927 году она поступила на киноотделение Техникума сценических искусств, который окончила в 1930 году.
В кино дебютировала в том же 1927 году в фильме «Чужой пиджак». На фабрику «Совкино», выпускающую этот фильм, она попала случайно, буквально с улицы: её привёл ассистент Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. Её героиня — женщина-вамп, соблазняющая всех вокруг. А ее будущий муж Сергей Герасимов играл роль агента Скальковского.
В тот момент Макаровой доставались второплановые роли.
Тамара Макарова в фильме «Дезертир»
Вскоре Герасимов перешел в режиссуру. В 1933 году он впервые снял в своей картине Тамару Макарову — она сыграла свою первую главную роль в его фильме «Люблю ли тебя?». «В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли ее почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть», — говорил о ней Сергей Герасимов.
Широкая известность и всесоюзная слава пришли к ней 1936 году с выходом на экраны фильма «Семеро смелых», в котором она сыграла врача Женю Охрименко.
Во время работы над лентой съёмочная группа много ездила во время съёмок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.
Тамара Макарова в фильме «Семеро смелых»
Далее была череда удачных совместных работ — картины «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад».
В 1941 году ей была присуждена Сталинская премия второй степени за исполнение роли Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель».
С началом войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили покидать Ленинград. Макарова принимала активное участие в обороне города — работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой.
В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда — драму «Непобедимые», в которой Тамара Макарова сыграла одну из главных ролей.
Член ВКП(б) с 1943 года.
Супруги оставались в блокадном городе до 1943 года. Затем отправились в Ташкент. Там была снята картина «Большая земля».
Актриса имела военные награды: медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После возвращения из эвакуации супруги поселились в Москве.
Тамара Макарова в молодости
Тамара Фёдоровна снималась не только у супруга, она успешно работала в фильмах других режиссёров — «Первоклассница» Ильи Фрэза, сказка «Каменный цветок» Александра Птушко, картина «Клятва» Михаила Чиаурели и др.
В 1947 году за исполнение роли Ксении в фильме «Клятва» ей была присуждена Сталинская премия первой степени.
В Каннах «Каменный цветок» получил приз Международного жюри. Там же один голливудский режиссёр предложил ей роль Анны Карениной, но согласие ставило бы крест на карьере мужа и Макарова отказалась.
Тамара Макарова в фильме «Каменный цветок»
Также и Сергей Апполинариевич часто снимал свои знаменитые фильмы без участия жены — «Тихий Дон», «У озера», «Красное и чёрное» и др.
С 1944 года Тамара Макарова преподавала во ВГИКе, который теперь носит имя её супруга. В 1968 году она стала профессором этого учебного заведения. Преподавание они вели совместно с мужем, руководили общей мастерской. Среди их учеников — такие прославленные артисты, как С. Ф. Бондарчук, И. В. Макарова, Л. М. Гурченко, З. М. Кириенко, Н. Н. Фатеева, Ж. А. Болотова, Н. Н. Губенко, Е. И. Жариков, С. П. Никоненко, Г. А. Польских, Л. Н. Федосеева-Шукшина, Н. У. Аринбасарова, Н. Н. Белохвостикова, Н. Ф. Гвоздикова, Н. Н. Ерёменко-младший и многие другие.
Делу преподавания Герасимовы отдавались до конца, были одной семьёй со студентами, любили задействовать их в своих фильмах. Самый яркий пример — «Молодая гвардия», которая вывела на кино-орбиту целую плеяду молодых актёров, бывших студентами ВГИКа: И. В. Макарову, Н. В. Мордюкову, С. С. Гурзо, С. Ф. Бондарчука, В. В. Тихонова, К. С. Лучко, В. А. Авдюшко и многих других.
С начала 1950-х Тамара Макарова стала сниматься значительно реже и в основном в фильмах своего мужа. Выступила соавтором сценария дебютного фильма Т. М. Лиозновой «Память сердца» и автором либретто фильма «Люди и звери».
Сыграла в главных ролях в оптимистической драме Сергея Герасимова «Сельский врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести Татьяны Лиозновой «Память сердца».
Иногда появлялась на экране в 1970-1980-е в фильмах Сергея Герасимова. Среди наиболее заметных работ — кинороман «Люди и звери» (врач Анна Андреевна), социальная мелодрама «Журналист», мелодрама «Дочки-Матери» (Елена Алексеевна Васильева), историческая драма «В начале славных дел» и «Юность Петра» (Наталья Кирилловна, мать Петра).
Тамара Макарова в фильме «В начале славных дел»
В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Сам он сыграл Льва Николаевича Толстого, а Макарова — его жену, Софью Андреевну. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в Карловых Варах.
Фильм «Лев Толстой» оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался. Тамара Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась.
В последние годы жизни Макарова мало появлялась на публике. В мае 1995 года, к 90-летию Сергея Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний «Послесловие», которая завершается «Неотправленным письмом» Макаровой своему мужу: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там».
Тамара Макарова умерла 20 января 1997 года (по другим источникам — 19 января) в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
могила Тамары Макаровой
На доме в Санкт-Петербурге по улице Мира, 6, где в 1935-1941 годах жили С.А. Герасимов и Т.Ф. Макарова, в 2006 году была открыта мемориальная доска.
Также мемориальная доска есть в Москве — на доме, в котором они жили по адресу Кутузовский проспект, д. 2-1.
Первая леди советского кино. Тамара Макарова
Личная жизнь Тамары Макаровой:
Муж — Сергей Герасимов, знаменитый советский режиссер и педагог. Своих детей не имела.
Они познакомились в актёрской мастерской Форрегера – МАСТАФОР, на экзаменах Макаровой. Герасимов обратил внимание на начинающую актрису во время её выступления: Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтёр». В то время он был уже достаточно знаменит благодаря ролям в немых фильмах. Но тогда их отношения ни во что серьезное не вылились.
Далее совместно снялись в картине «Чужой пиджак». «Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать», — вспоминала она.
Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан. А уже через месяц они поженились. И впоследствии стали главной парой советского кино. Тамару Макарову называли советской Гретой Гарбо, а ее чарующий и недосягаемый образ женщины-загадки стал источником вдохновения для Сергея Герасимова.
«Сергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за границы привозил вкусные духи… Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я тоже его ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность. Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность — понятие обширное… Всё прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможным, я вновь бы всё повторила и замуж за Герасимова вышла», — говорила она в своем последнем интервью в середине 1990-х.
Во время войны, когда они находились в эвакуации в Ташкенте у пары появился приёмный ребёнок — сын Артур Макаров, ставший впоследствии известным писателем и кинодраматургом. Артур был сыном родной сестры Макаровой, которую репрессировали вместе с мужем. Тамара Макарова с согласия мужа решила его усыновить, фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество — от приёмного отца.
3 октября 1995 года в возрасте 63 лет Артур Макаров был убит при загадочных обстоятельствах: его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди, преступников так и не установили.
Тамара Макарова и Сергей Герасимов
Фильмография Тамары Макаровой:
1927 — Чужой пиджак — Дудкина, машинистка
1929 — Новый Вавилон — танцовщица канкана
1930 — Счастливый Кент — девушка из Клондайка
1931 — Полдень (Noon) — комсомолка
1932 — Толедо — Елена
1933 — Конвейер смерти — Анни
1933 — Дезертир — Грета Цейле, газетчица
1934 — Секрет фирмы — секретарь Лервинга
1934 — Люблю ли тебя? — Наталья, жена
1936 — Семеро смелых — Женя Охрименко, врач
1938 — Комсомольск — Наташа Соловьёва
1938 — Великое зарево — Светлана
1939 — Учитель — Аграфена Шумилина
1941 — Маскарад — Нина Арбенина
1942 — Непобедимые — Настя Ковалёва, инженер с Ижорского завода
1944 — Большая земля — Анна Ивановна Свиридова
1946 — Клятва — Ксения
1946 — Каменный цветок — Хозяйка Медной Горы
1948 — Три встречи — Олимпиада Самосеева
1948 — Повесть о настоящем человеке (Story of a Real Man, The) — Клавдия Михайловна, медсестра
1948 — Первоклассница — Анна Ивановна, учительница
1948 — Молодая гвардия — Елена Кошевая, мать Олега
1951 — Сельский врач — Татьяна Николаевна Казакова, молодой врач
1956 — Дорога правды — Елена Дмитриевна Соболева, судья
1958 — Память сердца — Екатерина Ивановна Федотова, деревенская учительница
1961 — Будни и праздники — камео
1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere) — Анна Андреевна Соболева, мать Тани
1967 — Журналист — Ольга Сергеевна Панина
1972 — Любить человека — Александра Васильевна Петрушкова, главный архитектор
1974 — Дочки-матери — Елена Алексеевна Васильева
1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах)
1980 — Юность Петра (Peters Jugend) — Наталья Кирилловна, мать Петра
1980 — В начале славных дел — Наталья Кирилловна, мать Петра
1984 — Лев Толстой (Lev Tolstoj) — Софья Андреевна Толстая
Сценарии Тамары Макаровой:
1958 — Память сердца
1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere)