Святослав Николаевич Рерих. Родился 10 (23) октября 1904 года в Санкт-Петербурге — умер 30 января 1993 года в Бангалоре (Индия). Русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства. Почетный член Академии Художеств СССР (1978). Сын Николая и Елены Рерих.
Святослав Рерих родился 10 (23 по новому стилю) октября 1904 года в Санкт-Петербурге. В ряде источников (в т.ч. в БСЭ) ошибочно указана дата 23 октября (5 ноября).
Отец — Николай Константинович Рерих (1874-1947), русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
Мать — Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова; 1879-1955), русский религиозный философ, эзотерик, писательница, общественный деятель.
Старший брат — Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР.
С ранних лет Святослав начал рисовать, также занимался лепкой. Брал уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Кроме того, имея пытливый и любознательный ум, он проявлял интерес к естественным наукам, в частности, интересовался орнитологией и зоологией. Мать покупала ему чучела птиц, подбирала коллекции насекомых и жуков. Также его привлекали красивые камни и одним из ранних увлечений Святослава стала минералогия. И в этом деле помогала мать — она собирала всевозможные уральские и другие камни.
В 1913-1916 годах Святослав учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет он уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам. Среди прочего, Святослав помогал отцу в работе над росписью храма Святого Духа в Талашкино.
В 1916-1918 годах он вместе с семьей жил в Финляндии, где в 13-летнем возрасте написал первый портрет своего отца.
С 1919 года Святослав Рерих обучался в Лондоне в Королевской академии искусств, где изучал архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь». Живопись своего сына высоко оценивал Николай Рерих, отмечая в его работах гармоническую напряженность всех частей картины и качество произведений.
Далее Святослав Рерих направился в США, где продолжил архитектурное образование — сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой.
Святослав Рерих в молодости
В 19 лет в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
В том же 1923 году впервые посетил Индию. В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с внешним миром.
Художественное творчество Святослава Рериха
В США, наряду с выполнением многочисленных общественных обязанностей, продолжает занятия живописью, критики начинают замечать его художественный талант. В Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой.
В 1925 году ему была присуждена высшая награда — Гран при на выставке в Филадельфии, посвящённой 150-летию этого города, где экспонировалось около ста его произведений.
В 1931 году окончил обучение в США и стал постоянно проживать в Индии со своей семьей. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдаёт живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утончённость духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.
Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Удавшийся портрет — это больше, чем простое сходство».
Помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и во всём проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.
Вышедшие из-под его кисти полотна — изящны, лаконичны, в них точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Только портретов своего отца он написал около тридцати, один из них был приобретён Люксембургским музеем в Париже. В ту пору Святославу Рериху было 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются портреты его родителей. Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный в 1933 году, считается одной из самых ярких и значимых картин в творчестве художника. Огромные во весь рост портреты премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели. Сам Святослав Рерих отмечал: «Истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем».
Продолжая в живописи традиции своего отца, Святослав пошёл своим собственным путём. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя техника исполнения.
Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология.
Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой религиозно-философской системы, но и одним из её идеологов.
После нападения Германии на Советский Союз, в июле 1941 года, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
После 1947 года Святослав Рерих проводит работу, связанную с подписанием Пакта Рериха (Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников) индийским правительством. Благодаря усилиям Святослава Рериха в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет Святослав Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.
Педагогическая деятельность Святослава Рериха
В 1948 году Святослав Рерих приобрел у британского подданного усадьбу «Татагуни», которая расположена в 20 км от Бангалора. При жизни художник мечтал превратить эту усадьбу, занимающую территорию около 135 Га, в культурно-научный центр.
Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка. Сам он говорил: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет… Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».
Начиная с 1977 года Святослав Николаевич оказывал школе финансовую поддержку. Святослав Рерих известен как основатель и почётный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.
Святослав Рерих в СССР
Святослав Рерих неоднократно бывал в СССР. Каждый его приезд был заметным событием советской, а затем и российской культурной жизни.
Первая выставка картин С. Н. Рериха на родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа.
В 1974 году Святослав Николаевич привёз из Швейцарии от К. Кэмпбелл-Стиббе дарственную на 42 картины русской архитектурной серии своего отца, которую вручил Министерству культуры СССР. Позже К. Кэмпбелл-Стиббе передала в дар СССР ещё около ста картин Николая и Святослава Рерихов.
В этом же году в СССР отмечался юбилей Николая Рериха. В связи с этим Святослав Рерих привез для выставки в Москву из Индии 288 картин своих и отца. Далее, по желанию художника картины широко экспонировались на передвижных выставках по стране. Позднее они были переданы на временное хранение в Государственный музей Востока.
17 июня 1983 года на Алтае в честь 80-летия Святослава Рериха состоялось первовосхождение на безымянный пик, совершенное международной группой ученых из Чехословакии и СССР.
В 1984 году Святослав Рерих со своей женой Девикой Рани участвовал в трёхдневной международной конференции в Москве, посвящённой вкладу семьи Рерихов в мировую культуру. В это же время он открыл юбилейную выставку в связи со 110-й годовщиной со дня рождения отца и своим 80-летием. Эти даты отмечались в СССР в течение года. Именно тогда было принято решение о создании Музея имени Н. К. Рериха.
Летом 1989 года в Москву было привезено письмо Святослава Николаевича Рериха, где он предлагал создать общественный Музей им. Н. К. Рериха и Фонд, который бы содержал этот музей. В случае положительного решения Святослав Николаевич обещал передать музею наследие своих родителей Н. К. и Е. И. Рерихов. Письмо было опубликовано 29 июля 1989 г. в газете «Советская культура» и вызвало у значительной части деятелей культуры и науки большую заинтересованность. В письме Рерих дал концепцию будущего музея и его организационные принципы, одним из главных положений которых была независимость музея от государственного аппарата и неподчинение его ни Министерству культуры, ни Музею Востока. На пост директора этого музея Святослав Николаевич предложил Л. В. Шапошникову, индолога, доцента МГУ. В октябре того же года на Учредительном собрании был создан Советский фонд Рерихов, а 4 ноября вышло постановление Совета Министров СССР, в котором была поддержана идея Рериха.
В это же время в Москву с визитом приехал сам Святослав Николаевич и, встретившись с Михаилом Горбачевым, обсудил проблемы будущего Музея и Фонда. По завершении визита Рерих пригласил Л. В. Шапошникову приехать к нему в Бангалор (Индия) и «поработать с наследием».
В 1990 году наследие старших Рерихов было передано через Шапошникову, которая стала доверенным лицом С. Н. Рериха, Советскому Фонду Рерихов (СФР), на основе юридически заверенного и подписанного им документа. Для деятельности СФР Мосгорисполкомом была выделена городская усадьба Лопухиных. В 1997 году в ней был создан Музей Рерихов (с 2019 года находится на ВДНХ).
Святослав Николаевич Рерих умер 30 января 1993 года в Бангалоре (Индия).
В честь семьи Рерихов (в том числе Святослава) назван астероид «Рерих».
В 2004 в России издательским центром «Марка» Министерства связи и массовых коммуникаций России были выпущены почтовая марка, конверт первого дня и художественный маркированный конверт в честь 100-летия со дня рождения С. Н. Рериха.
В 2004 году в честь 100-летия со дня рождения Святослава Рериха была проведена международная научно-общественная конференция.
Святослав Рерих
Личная жизнь Святослава Рериха:
Жена — Девика Рани Чоудхури Рерих (Devika Rani Choudhuri Roerich; 30 марта 1908, Вишакхапатнам — 9 марта 1994, Бангалор), индийская актриса, «первая леди индийского экрана».
В первом браке (с 1929 по 1940 год) была замужем за Химаншу Раем, одним из пионеров индийского кино. Именно Рай увидел в Рани актрису. После выхода фильма Карма (1933) Девика Рани стала звездой первой величины. Снималась на студиях Великобритании и Германии. После захвата нацистами власти в Германии супруги вернулись в Индию (тогда Британская Индия) и основали в 1934 году первую в стране звуковую киностудию Bombay Talkies. После смерти Рая Девика Рани как глава студии запустила в производство несколько фильмов, из которых наибольшим успехом пользовался Кисмет (1943). В 1945 году оставила кинематограф.
Девика Рани
Святослав Рерих и Девика Рани познакомились в 1944 году — в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации. Девика Рани обратилась к художнику.
В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Куллу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать девушку. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
Девика Рани Рерих
Мать Святослава, Елена Рерих о своей невестке писала: «Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая. Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н. К. очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер».
Святослав Рерих и Девика Рани
Библиография Святослава Рериха:
1993 — Стремиться к Прекрасному: Сборник статей
1994 — Свет искусства: Сборник статей
2001 — Медлить нельзя!
2004 — Искусство и жизнь
2006 — К беседе с художникам: Сборник статей
2004 — Creative Thought: Articles
2004 — Art and Life
2009 — Врата в высшую жизнь: Сборник статей
2011 — Индийская живопись: статьи, монография
Награды и звания Святослава Рериха:
— Высший гражданский орден Индии «Падма Бхушан»;
— Орден Дружбы народов;
— Орден «Мадарский всадник», учрежденный Государственным Советом Болгарии;
— Лауреат Международной премии Джавахарлала Неру;
— Кавалер болгарского ордена Кирилла и Мефодия;
— Почетный член Академии художеств СССР;
— Почетный доктор Великотырнского университета в Болгарии;
— Академик Академии изящных искусств Индии;
— Почетный академик Болгарской национальной художественной академии;
— Диплом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.