Стивен Аллан Спилберг (Steven Allan Spielberg). Родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати, США. Сценарист, продюсер и один из самых успешных американских кинорежиссёров в истории. 20 его самых кассовых картин (с бюджетом более 200 млн долларов) собрали в прокате 8,4 млрд долларов.
Трёхкратный лауреат премии «Оскар», в том числе дважды как лучший режиссёр года. Постановщик знаковых и нашумевших картин «Челюсти», «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн», а также тетралогии об археологе Индиана Джонсе и трилогии «Парк юрского периода».
Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати (штат Огайо, США) в еврейской семье инженера Арнольда Спилберга и профессиональной пианистки Леи Адлер (урождённой Познер). Матери пришлось расстаться с мыслью о карьере ради воспитания четверых детей — Стивена, Энн, Сью и Нэнси.
Вскоре семья переезжает в Финикс (штат Аризона), где Стивен пошёл в школу. Стивен часто сидел дома и смотрел телевизор. Получил от отца в подарок портативную 8-миллиметровую кинокамеру, и она оказалась настолько удачным подарком, что через некоторое время у Стивена появилось прозвище «человек-кинокамера». Спустя несколько месяцев он пробует снимать короткометражные фильмы с актёрами. Даже пытается делать фильмы ужасов, в которых вместо крови использует вишнёвый сок. В 12 лет он учащийся Колледжа штата Калифорния (California State College) — впервые принял участие в юношеском конкурсе любительских фильмов. В первом в его жизни конкурсе мальчишка побеждает, представив на суд жюри свою 40-минутную картину о войне «Побег в никуда» (1960), в котором снимались его родители и сёстры.
24 марта 1963 года в местном кинотеатре состоялась необычная премьера — двухчасовой фильм «Небесные огни», снятый местными школьниками во главе со Стивеном Спилбергом, рассказывающий историю похищения людей инопланетянами для использования их в космическом зоопарке. Профинансировали картину родители Стивена: в проект было вложено около 600 долларов, бесплатное питание съёмочной группы обеспечивала мать Спилберга, помощь в строительстве макетов оказывал отец.
В Калифорнии, куда переехали Спилберги, Стивен дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии. Дважды его отвергли с резюме — «слишком бездарен». Тогда он поступает в технический колледж, а на каникулах снимает 26-минутный фильм «Эмблин», который стал его трамплином в большое кино. В 1969 году компания Universal Pictures после просмотра «Эмблин» заключает с молодым режиссёром контракт на первый эпизод нового сериала «Ночная галерея» (1969).
В дальнейшем был снят первый эпизод ещё одного нового сериала, «Коломбо» — «Убийство по книге». Через два года Спилберг снимает свой первый полнометражный фильм «Дуэль». Картина, созданная для телевидения, завоевавшая Гран-при на только что созданном фестивале фантастических фильмов «Авориаз», после своего успеха была перенесена на большой экран. Основой для «Дуэли» послужил рассказ Ричарда Мэтисона, который в свою очередь был написан, опираясь на реальный случай. В картине в качестве главных действующих лиц «снялись» два автомобиля: миниатюрная легковушка и большой бензовоз, который всё время преследует легковушку, стремясь её уничтожить.
Режиссёрским дебютом Спилберга на большом экране стал фильм «Шугарлендский экспресс» (1974), получивший хорошие отзывы критиков.
Следующий фильм принёс ему мировую известность и признание. В 1975 году Спилберг снимает триллер «Челюсти», принесший её создателям огромную прибыль: лента стала третьей в прокате по итогам 1970-х годов, собрав 260 млн долларов. История небольшого приморского американского городка, который терроризирует огромная белая акула-людоед, нашла своё продолжение ещё в трёх фильмах: «Челюсти 2», «Челюсти 3» и «Челюсти: Месть».
В 1977 году вышел серьёзный, «интеллигентный» (по замечанию кинокритика Леонарда Малтина) научно-фантастический фильм «Близкие контакты третьей степени» о попытке установления непосредственных контактов с внеземной цивилизацией. Перед созданием картины Спилберг тщательно изучил многие доклады, любые доступные сведения о НЛО, лично встречался с людьми, которые, по их словам, сталкивались с пришельцами.
В 1980 году вышла «специальная редакция» фильма. Она на три минуты короче, но с изменениями в финале: земляне всё-таки входят в космический корабль пришельцев, где видят ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания инопланетного существа. Фильм также стал суперхитом и одной из самых кассовых лент того периода.
Фильм «Тысяча девятьсот сорок первый», снятый в 1979 году собрал в мировом прокате более 90 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов долларов. Отзывы критиков были в основном негативными, но фильм номинировался на «Оскар» в трёх номинациях — за лучшую работу оператора, за лучшие визуальные эффекты и за лучший звук.
Фильм «Искатели потерянного ковчега» (1981) начинает знаменитую серию об Индиане Джонсе — профессоре археологии одного из американских колледжей 1930-х годов — и его фантастических путешествиях в отдалённые уголки нашей планеты. Затем последовали фильмы «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Трилогия упрочила репутацию режиссёра как создателя зрелищного и кассового кино.
На съёмках второй части серии режиссёр близко сошёлся со снимавшейся в фильме Кейт Кэпшоу. Они поженились 12 октября 1991 года, и молодая актриса ради мужа почти отказалась от своей карьеры. Бывшая супруга Спилберга Эми Ирвинг (также актриса, на которой Спилберг женился в 1985 году) в результате развода в 1989 году потеряла мужа, но приобрела 100 млн долларов «отступных».
Последняя часть серии — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» — вышла в 2008 году. За первый уик-энд проката в США фильм собрал более 100 млн долларов.
О намерении снять четвёртый фильм цикла было объявлено вскоре после выхода картины «Индиана Джонс и последний крестовый поход», однако за полтора десятилетия фильм не продвинулся дальше нескольких вариантов сценария.
К работе над сценарием фильма на разных этапах привлекались Джефри Боум и М. Найт Шьямалан. В мае 2002 года был подписан договор о написании сценария с Фрэнком Дарабонтом. Представленный им сценарий был одобрен Харрисоном Фордом и Стивеном Спилбергом, однако в 2004 году был отклонён Джорджем Лукасом. В 2005 году в качестве сценариста был приглашён Джефф Натансон, а доводкой созданного им сценария занимался Дэвид Кепп под надзором Спилберга и Лукаса.
Картина снималась не на цифровую камеру, а на пленочную. Стивен Спилберг отказался и от большей части компьютерных спецэффектов в пользу классических трюков. К работе над фильмом были привлечены звукорежиссёр, композитор и многие другие люди, которые работали над предыдущими фильмами.
В 1982 году на американских экранах начинает демонстрироваться лента «Инопланетянин». Сценарий к картине Спилберг вместе с Мелиссой Мэтисон начал писать ещё во время съёмок первой части трилогии об Индиане Джонсе. Фильм снимался в течение восьми месяцев, а в мае 1982 года состоялся первый просмотр «Инопланетянина».
1980-е годы для Спилберга были своего рода площадкой для новых экспериментов и создания картин совсем другого плана. Он также много продюсирует, являясь владельцем созданной им в 1984 году кинокомпании «Amblin Entertainment», которая в свою очередь помогла выйти к широкому зрителю таким ныне известным режиссёрам, как Джо Данте, Джон Лэндис, Тоуб Хупер, Роберт Земекис, Дж. Миллер.
При участии Спилберга было выпущено более ста фильмов — «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера», снятые Робертом Земекисом, а также «Гремлины», «Смерч», «Люди в чёрном», «Столкновение с бездной», «Маска Зорро» и другие.
Сам же Спилберг начинает снимать фильмы, лишённые внешней развлекательности, авантюрности, без использования современных компьютерных трюков. Это такие картины, как «Цвета пурпура» (по роману Алисы Уолкер), «Империя Солнца» по автобиографическому роману Джеймса Балларда) и «Всегда».
Фильм «Цвета пурпура» отмечен в Книге рекордов Гиннеса как картина, имевшая наибольшее число номинаций и ни одной премии «Оскар» (вместе с картиной «Решающий момент», 1977). Обе ленты выдвигались по 11 номинациям, но премии так и не получили. Помимо этого, картина «Империя Солнца» принесла убыток (сборы составили 22 млн при бюджете свыше 38 млн долларов).
Возврат к зрелищному кино произошёл в ремейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953) — картине «Капитан Крюк» о злобном одноруком пирате Крюке. С этого фильма начался новый взлёт популярности Стивена Спилберга, который был закреплён историей о парке динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Вышедший летом 1993 года фильм «Парк юрского периода» стал сенсацией. Кассовые сборы по всему миру принесли около 1 млрд долларов, поступления от продажи видеокассет принесли ещё половину этой суммы.
Сиквел «Затерянный мир: парк юрского периода» (1997), продолжающий историю парка динозавров, собрал 230 млн долларов. В третьей части — «Парк юрского периода 3» (2001, режиссёр Джо Джонстон) — Стивен Спилберг выступил лишь как продюсер.
Фильм «Список Шиндлера», снятый по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», рассказывал о горькой судьбе евреев в годы Второй мировой войны. Картина стала обладателем 7 премий «Оскар»; сам Спилберг получил сразу две статуэтки — за фильм и режиссуру. Работать над фильмом режиссёр начал с 1983 года, однако сами съёмки были осуществлены только в 1993 году.
Фильм стал самым дорогим чёрно-белым фильмом XX века — бюджет составил 25 млн долларов. В то же время это самый коммерчески успешный чёрно-белый фильм: мировые сборы составили 321 млн долларов, в том числе 96 млн долларов — в американском прокате. Согласно некоторым источникам, Спилберг отказался от гонорара за фильм, по его словам, это были бы «кровавые деньги».
На русский язык фильм озвучила режиссёр Ярослава Турылёва. Спилберг, посмотрев дубляж, прислал проникновенное письмо, в котором благодарил команду российского дубляжа.
На деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («шоа» на иврите — «холокост, катастрофа»), который до конца 2005 года находился на территории Universal Studios, а в начале 2006 переехал в Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Деятельность «Фонда Шоа» состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе холокоста.
В 1997 году Спилберг выпускает сиквел фильма «Парк Юрского Периода», но настоящим достижением режиссёра в 1997 году стал конец работ и выпуск на экраны художественного фильма «Амистад», рассказывающего о борьбе за отмену рабства в США в 1840-е годы. Эту тему Спилберг продолжает в картине «Линкольн». Всего фильм получил 22 номинации, но так и не удостоился премий Гильдий художников кино и режиссёров, Общества политических фильмов, Общества кинокритиков, пишущих в Интернете. Мощным конкурентом по числу полученных в 1998 году призов был «Титаник». Как шутили журналисты, под обломками «Титаника» были погребены надежды на премии многих интересных киноработ, в том числе и творение Спилберга.
В 1999 году фильм Спилберга «Спасти рядового Райана» принёс создателям 5 «Оскаров» в номинациях «Лучший режиссёр», «Лучшая работа оператора» и некоторых других. «Спасти рядового Райана» стала последней картиной, монтаж которой производился без применения цифровых технологий, и завоевала «Оскар» в номинации «Лучший монтаж». Однако лучшим фильмом стала другая картина — «Влюблённый Шекспир».
«Спасти рядового Райана» рассказывает историю капитана Джона Миллера, который получает тяжёлое задание: он, вместе с отрядом из восьми человек, должен отправиться в тыл врага на поиски рядового Джеймса Райана.
В 2000 году Спилберг начал работу над фантастическим фильмом по рассказу Филипа Дика «Особое мнение», но после смерти Стэнли Кубрика отложил работу над фильмом и начал съёмки задуманной Кубриком перед смертью фантастической ленты «Искусственный разум». Ради этого фильма Спилберг также отказался от более выгодного «Гарри Поттера».
Картина, вышедшая на экраны 29 июня 2001 года, в американском прокате провалилась, и только за счёт мировых премьер удалось собрать 150 млн долларов. История двенадцатилетнего мальчика-андроида, который больше всего на свете хочет стать человеком и найти настоящую семью основана на рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» и перекликается с сюжетами таких фантастических лент, как «Инопланетянин» того же Спилберга и «Двухсотлетний человек» Криса Коламбуса, а также с историей персонажа Пиноккио.
Фантастический триллер Спилберга «Особое мнение» был поставлен по мотивам повести Филипа Дика. Фильм был номинирован на «Оскар» за лучшую звукорежиссуру.
Спилберг делает резкий поворот и снимает фильм, сюжет к которому, по некоторым сведениям, ему предложил Леонардо ди Каприо. 25 декабря 2002 года состоялась премьера фильма Спилберга «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. В картине, основанной на реальных событиях начала 1960-х годов, рассказывается о молодом блестящем аферисте, мошеннике высшей пробы Фрэнке Эбэгнейле, который благодаря своему уму и везению никогда не сидел в тюрьме. И если бы ему на хвост, подобно «рыбе-прилипале», не сел агент ФБР Карл Хэнрэти, этот завравшийся юнец стал бы преступником высшей пробы. Интересно, что прототип героя, настоящий Фрэнк Эбэгнейл, написавший когда-то книгу о своей бурной молодости, работал у Спилберга в этой картине консультантом и снялся в эпизодической роли.
В 2004 году Стивен Спилберг выпустил полубиографическую драму под названием «Терминал». Главный герой фильма Виктор Наворски прилетает в Нью-Йорк, но во время полёта в его родной стране Кракожии произошли политические изменения, неугодные США. Виза Виктора аннулируется ещё в полёте. Поэтому он не может пройти паспортный контроль, но и улететь обратно тоже не может — все рейсы в его страну «Кракожию» (вымышленная страна Восточной Европы, хотя Виктор читает брошюру на русском языке) были отменены. Бедному Виктору с весьма скудными познаниями английского ничего не остается, как ночевать в аэропорту. Но главный офицер службы безопасности аэропорта хочет как можно быстрее избавиться от нежелательного постояльца.
В основе сюжета «Терминала» лежит реальная история, приключившаяся в 1988 году с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери (Mehran Karimi Nasseri), который был вынужден прожить 18 лет в парижском аэропорту, поскольку все его документы были украдены. В главной роли снялся актёр Том Хэнкс. В результате фильм хорошо был оценен критиками и зрителями.
В 2005 году, Спилберг экранизировал адаптированный роман Герберта Уэллса «Война миров» (совместного производства Paramount и DreamWorks). Он пригласил Тома Круза и Дакоту Фэннинг на главные роли в фильме. «Война миров» стала второй совместной работой Тома Круза и Стивена Спилберга после фантастического триллера «Особое мнение». В фильме Спилберг использовал спецэффекты компании «Industrial Light & Magic», созданной Джорджем Лукасом, как и во многих своих предыдущих фильмах. Рабочим названием фильма было «Во тьме ночи». Позже выяснилось, что такое название специально придумали для слишком ретивых фанов, которые любят ошиваться на съёмочных площадках крупных проектов.
Если не считать того, что действие в фильме перенесено из Англии начала XX века в Америку начала XXI век, в целом сюжеты книги и фильма довольно близки. Бюджет фильма составил 132 млн долларов, кассовые сборы во всём мире составили 591,7 млн долларов.
В 2005 году Стивен Спилберг выпускает в широкий прокат фильм «Мюнхен». Поставлен по книге канадского журналиста Джорджа Джонаса (Vengeance: The True Story of an Israeli Counter-Terrorist Team). История о террористическом акте на Мюнхенской Олимпиаде и о последовавшей ответной операции со стороны израильских спецслужб. Фильм был номинирован как лучшая картина на 78-ю премию «Оскар».
Стивен Спилберг собирался снимать эту картину с прицелом на выпуск в 2003 или 2004 году. Однако после того, как в съёмочном расписании Тома Круза образовалось окно, Стивен предпочел заморозить данный проект и поработать с Томом над «Войной миров».
Американский телевизионный минисериал о Второй Мировой войне «Тихий океан», созданный на основе мемуаров морских пехотинцев США Юджина Следжа и Роберта Леки, которые сражались в боях на Тихом океане во время Второй мировой войны. Сюжет описывает ключевые битвы, которые вошли в историю, глазами обычных солдат и их близких. The Pacific был хорошо принят критиками, и получил среднюю оценку 87 % на агрегаторе обзоров Metacritic.
Спилберг и Хэнкс в течение 2001 года работали над мини-сериалом, основанным на книге Стивена Амброза (англ. Stephen Ambrose) «Братья по оружию». Десятисерийный сериал HBO.
Спилберг в начале своей карьеры был режиссёром одной из серий телесериала «Коломбо». В 1971 году серия была выпущена на экраны под названием «Убийство по книге».
В 2001 году «за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности» он был награждён королевой Елизаветой II званием почётного Рыцаря-Командора ордена Британской империи.
Спилберг является самым кассовым режиссёром в истории мирового кинематографа. Кассовые сборы всех фильмов составляют свыше 8,45 млрд долларов.
Стивен Спилберг является почётным членом американского общества за этичное отношение к инопланетянам.
Спилберг является создателем знаменитой компьютерной игры Medal of Honor.
Фильмография Стивена Спилберга:
1959 — «Последнее оружие» / The Last Gun
1961 — «Боевой взвод» / Fighter Squad
1964 — «Небесные огни» / Firelight
1968 — «Эмблин» / Amblin
1971 — «Дуэль» / Duel
1974 — «Шугарлендский экспресс» / The Sugarland Express
1975 — «Челюсти» / Jaws
1977 — «Близкие контакты третьей степени» / Close Encounters of the Third Kind
1979 — «Тысяча девятьсот сорок первый» / 1941
1981 — «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» / Raiders of the Lost Ark
1982 — «Инопланетянин» / E.T. the Extra-Terrestrial
1984 — «Индиана Джонс и храм судьбы» / Indiana Jones and the Temple of Doom
1985 — «Цвета пурпура» / The Color Purple
1987 — «Империя солнца» / Empire of the Sun
1989 — «Индиана Джонс и последний крестовый поход» / Indiana Jones and the Last Crusade
1989 — «Всегда» / Always
1991 — «Капитан Крюк» / Hook
1993 — «Парк юрского периода» / Jurassic Park
1993 — «Список Шиндлера» / Schindler’s List
1997 — «Затерянный мир: парк юрского периода» / The Lost World: Jurassic Park
1997 — «Люди в чёрном» / Men in Black (продюсер)
1997 — «Амистад» / Amistad
1998 — «Спасти рядового Райана» / Saving Private Ryan
2001 — «Искусственный разум» / Artificial Intelligence: AI
2001 — «Парк Юрского периода III» / Jurassic Park III
2002 — «Особое мнение» / Minority Report
2002 — «Похищенные (телесериал)» / Taken
2002 — «Поймай меня, если сможешь» / Catch Me If You Can
2004 — «Терминал» / The Terminal
2005 — «Война миров» / War of the Worlds
2005 — «Мюнхен» / Munich
2008 — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
2011 — «Приключения Тинтина: Тайна единорога» / The Adventures of Tintin: Secret of the Unicorn
2011 — «Рухнувшие небеса» / Falling Skies
2011 — «Боевой конь» / War horse
2011 — «Супер 8» / Super 8 (продюсирование)
2012 — «Линкольн» / Lincoln
2015 — «Мост шпионов» / Bridge of Spies