Стивен Содерберг

Стивен Содерберг

Стивен Содерберг — американский режиссер, сценарист и продюсер. Полное имя Стивен Эндрю Содерберг, родился 14 января 1963 года в Атланте, американский штат Джорджия. Лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь» (1989). Лауреат премии «Оскар» (1999, 2000, 2000).

Когда режиссер был еще ребенком, его отец — профессор Петер Содерберг, перевез семью в Питсбург, а затем в Батон-Руж, штат Луизиана, где устроился на работу деканом в Университете штата.

Еще не окончив среднюю школу в Батон-Руже, парень устроился на курсы аниматоров в Университет, тогда же он снял и свои первые короткометражные фильмы, самой значительной из которых стала лента «Уборщик».

Окончив школу, Стивен Содерберг осуществил неудачную попытку переезда в Голливуд. Проработав там некоторое время внештатным редактором, он возвратился в Батон-Руж, где стал работать в видеостудии, изготавливавшей рекламные ролики и музыкальные видеоклипы, и попутно продолжал снимать короткометражки и писать сценарии. В 1987 году Содерберг снял документальный фильм «Уинстон» о концерте группы «Yes — Yes: 9012 Live», за который он который даже получил номинацию на премию «Грэмми».

Но закрепить забрезживший вдали успех не удалось — помешала склонность режиссера к крепким напиткам. Однако через некоторое время абсолютно трезвый и вылечившийся Содерберг снял короткометражный фильм-исследование сексуальных отношений. Эту тему он развил и дальше в полнометражной картине 1989 года «Секс, ложь и видео». Четыре персонажа ленты — каждому из которых около тридцати — испытывали определенное напряжение в сексуальной жизни. В центре сюжета — Грэм, которого играл Джеймс Спейдер, записывающий на видеопленку эротические фантазии женщин, овладевая не их телом, а сознанием и внутренними тайнами. После ряда сложных фабульных рокировок фригидная жена – она же очаровательная Энди Макдауэлл — и импотент находят общий язык, избавляют друг друга от комплексов, которые ранее считали неизлечимыми.

На фильм обрушился неслыханный успех, он удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а режиссера немедленно и щедро обласкала критика. Удивительно, но эту престижную премию режиссер получил в 26 лет. В 1987 году Содерберг решил продолжить успешную кинотему, он удачно снял короткометражный фильм-исследование сексуальных отношений «Уинстон», логическим продолжением которого, по сути, и стала полнометражная лента «Секс, ложь и видео».

Затем 30-летний начинающий режиссер вновь удивил зрителей и критиков. В это же время он с блеском отработал над своей следующей лентой — фильмом «Кафка» с неподражаемым Джереми Айронсом в главной роли — не однозначным описанием жизни и творчества великого Франца Кафки, основанным на произведениях писателя. В интереснейшей ленте «Царь горы», основанной на воспоминаниях Аарона Хотчнера, рассказывающей историю жизни маленького мальчика в годы Великой американской депрессии, талантливому Содербергу удалось необычные факты милого детского рассказа превратить в киноэпопею.

Заметным киноэтапом в карьере Стивена Содерберга стала криминальная драма-нуар «Там, внутри» 1995 года, повествующая об ограблении инкассаторской машины. Лента удивительно ярко показывала классические приемы содерберговской режиссуры: нелинейное повествование и игру с цветами. «Анатомия Грея» — следующий содерберговский фильм — об экспериментах в области альтернативной медицины, проводимых известным американским актером Сполдингом Греем также полюбился зрителем, заставил критиков раскошелиться на лестные, заслуженные, отзывы и прибавил очередной виток славы своему создателю.

Для Стивена Содерберга всегда важно было понять, какого рода фильмы хотел бы он снимать, а главное – почему? Режиссеру понадобилось даже некоторое время, чтобы это уяснить. И только на съемках своего четвертого фильма Содербергу стало очевидно, что он идет по неправильному пути. Тогда-то Стивен Содерберг и решил переквалифицироваться на другое сюжетное кино.

В 1996 году он снял мелодраматическую комедию «Шизополис», в которой сам же сыграл и одну из главных ролей – Флетчера Мансона, и был композитором, оператором, автором сценария и режиссером. По его задумке фильм отсылал зрителя к киноэклектике экспериментального кинематографа 70-х годов успех превзошел ожидания и в плане сюжета, и в актерской игре.

Первой совместной работой Содерберга с легендарным Джорджем Клуни стал фильм «Вне поля зрения» по роману известного американского писателя Элмора Леонарда. В этой криминальной драме описана история романтических взаимоотношений между грабителем банков в талантливом исполнении Клуни и федеральным маршалом Карен Сиско в блестящем исполнении Дженнифер Лопез. Далее в полуторачасовом фильме 1999 года «Англичанин» Содерберг показывал свое умение строить нелинейный сюжет с использованием неповторимой техники монтажа. В криминальной драме, выполненной в стилистике нео-нуар, снялись такие культовые американские актеры как Теренс Стэмп и Питер Фонда.

2000 — 2001 годы стали для Стивена Содерберга, пожалуй, самыми удачными годами. Два мейнстримовских фильма, снятые в 2000 — «Эрин Брокович» с легендарной Джулией Робертс и «Трафик» — получили один за другим премии «Оскар». Первая картина основана на реальных событиях, социальная драма о матери-одиночке, устроившей судебное разбирательство с компанией PG&E, отравляющей отходами грунтовые воды.

Однако сама природа профессии режиссера, которая в первую очередь является бизнесом, приводила к тому, что только сам режиссер должен был принимать решение, как ему работать: никто не поощрит его, если его проект содержит большую долю риска. И Содерберг знал об этом, полагаясь на удачу, когда снимал свои очередные киношедевры. Хотя, на первый взгляд было нелегко объяснить, чем диктовался выбор того или иного киносюжета Содерберга. Решение принималось подсознательно, в чем можно было убедиться лишь по окончании съемок.

И так, Стивен приступил к фильму «Траффик». Поначалу он твердо был уверен, что знает, о чем идет речь. Но по мере съемок фильма, сюжет оказался куда более сложен, чем казался сначала. Оскароносный «Трафик» представляла собой криминальную драму по сценарию Стивена Гаана, описывающую все этапы торговли наркотиками: от международных поставок до продажи конечным покупателям. «Эрин Брокович» и «Трафик» сделали Стивена Содерберга первым режиссером с 1939 года, получившим подряд престижную премию Американской академии киноискусства.

Стивен Содерберг 2

В 2001 году Содерберг снял «Одиннадцать друзей Оушена» — стилизованный римейк одноименного фильма 1960 года с Джорджем Клуни, Брэдом Питтом, Джулией Робертс и Мэттом Дэймоном в главных ролях. Фильм стал одним из самых финансово успешных в карьере режиссера — сборы составили более 183 миллиона долларов.

Каждый раз в голову режиссера приходило непреодолимое желание: снять картину, которая «уничтожила» бы предыдущую. Так появились «Одиннадцать друзей Оушена». А пока он снимал эту дорогую и лихую киноисторию, пришло еще не менее смелое решение — сделать нечто совершенно противоположное голливудским блокбастерам — маленький фильм, снятый цифровой камерой. И таким фильмом стала низкобюджетная экспериментальная комедия «Во всей красе» — стилистическое продолжение ленты «Секс, ложь и видео» по одноименному роману Элмора Леонарда.

Далее увлекательной киноработой Стивена Содерберга стал фильм «Солярис», снятый по одноименному роману Станислава Лема, но сильно отличавшегося от экранизации великого Андрея Тарковского. Гениальный Содерберг делал акцент не на «нравственной проблематике», а на отношениях между мужчиной и женщиной, любви и сексе. Продюсером фильма стал Джеймс Кэмерон, ну а главную роль сыграл легендарный Джордж Клуни.

Для воплощения идей, режиссеру нужно было совсем немного времени. Следующим проектом Содерберга стал полудокументальный десятисерийный минисериал «К Стрит» для кабельной телекомпании HBO о лоббистах и политиках в Вашингтоне. Продюсером проекта стал все тот же известный Джордж Клуни. «К Стрит» — первый из нескольких телевизионных сериалов, которые Содерберг запланировал снять для HBO.

Эпохальный фильм «Эрос» стал творческой коллаборацией между тремя культовыми режиссерами — Стивеном Содербергом, Вонгом Карваем и Микеланджело Антониони. Стивен Содерберг снял эпизод «Эквилибриум» — историю о рекламном агенте, страдающем от навязчивого эротического сна и психоаналитике, пытающемся решить не только проблемы своего пациента, но и свои собственные.

Ну а весь фильм состоял из трех историй о любви и сексе: «Рука» Вонга Кар Вай, «Эквилибриум» Стивена Содерберга и «Опасная связь вещей» Микеланджело Антониони. В картине приняла участие по истине великая кинокоманда: Ли Гонг, Чан Чен, Роберт Дауни-младший, Алан Аркин. Фильм «Эрос», правда, был запрещен для показа в Китае. А вот содербергский эпизод «Эквилибриум» первоначально должен был снимать Педро Альмодовар. Интересно, что на момент съемок фильма «Эрос» Микеланджело Антониони было 92 года, а Тонино Гуэрра — 85 лет.

В 2004 году вышло гениальное продолжение «Одиннадцать друзей Оушена» — «Двенадцать друзей Оушена». В этом фильме Содерберг переиграл практически все темы и сюжетные линии из предыдущего фильма и, благодаря инновационной режиссуре, во многом превзошел свой же оригинал.

В 2005 году Содерберг снял для HBO очередную пилотную серию «Unscripted» — телесериала о молодых людях, пытающихся устроиться на работу в Голливуде. Остальные серии он позволил доснять Джорджу Клуни, сценаристом же проекта стал Грант Хеслов.

Каждый раз Стивен Содерберг заставлял себя отступать от основного сценария и рассказывать киноисторию максимально просто, давая при этом зрителю возможность самому определить свое эмоциональное отношение к киносюжету. Так снятый им экспериментальный на цифровую камеру фильм «Пузырь» рассказывал о проблемах ксенофобии и социального конфликта: расизма, гомофобии, сексизма, столкновении этнических, политических, неформальных субкультур. На фоне палестино-израильского конфликта развивалась история любви израильтянина и палестинки. Была интересна постановка фильма, ведь ленту снимали с непрофессиональными актерами: Охад Кноллер и Даниела Вирцер, и без специально написанного сценария. «Пузырь» одновременно был выпущен для показа в кинотеатрах, на DVD и в кабельных сетях. Это первый подобный эксперимент, когда картина выходила в прокат подобным образом.

Режиссер планировал в дальнейшем снять еще шесть фильмов в подобном стиле. Эти планы прервало производство романтической драмы «Хороший немец», действие которой происходило в послевоенном Берлине, с очаровательной Кейт Бланшетт и неотразимым и любимым актером Содерберга — Джорджем Клуни в главных ролях.

Стивен Содерберг когда-то занимался фотографией, которая и приучила его тщательно выстраивать кадр. Наверное, поэтому-то, в конце концов, он и пришел к решению снимать самому: «Когда смотришь в визир, возникает совершенно особое отношение к тому, что делаешь, и легко уяснить, что люди потом увидят на экране», — любил частенько поговаривать режиссер. На блокбастере «Тринадцать друзей Оушена» этот операторский азарт позволил абстрагироваться от всего происходящего вокруг и максимально сконцентрировать внимание. «Тринадцать друзей Оушена» — интересное, увлекательное продолжение двух предыдущих фильмов. В этой же картине принимали участие уже знакомые по предыдущим киночастям актеры: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Аль Пачино и Энди Гарсия.

Став знаменитым, Стивен Содерберг никогда, не перетягивал на себя все признание, всегда препятствовал тому, чтобы в титрах писали «фильм Содерберга», как поступали многие режиссеры – он всегда был открыт для сотрудничества. Работающие с ним люди знали, что ему можно предложить то или иное решение. Но, в то же время, и анархии Содерберг не терпел, чуть что — сразу же ставил всех на свои места.

Благодаря помощи своих подопечных, Стивен Содерберг смог иногда трудиться сразу же над несколькими фильмами. Так в 2009 году вышли на экраны «Осведомитель» и «Че: Партизан» — фильм об Эрнесто Че Геваре с именитым Бенисио Дель Торо в главной роли. К своим кинодетищам гениальный режиссер явно относился как мудрый родитель к своему ребенку: стремился доставить ему удовольствие, однако, и не уступал всякому его капризу.

Стивен Содерберг является единственным режиссером с 1939 года, получившим сразу две номинации на «Оскар» в один год в одной категории — «лучший режиссер».

В марте 2002 года Стивен Содерберг был избран вице-президентом Гильдии режиссеров США.

На церемонии вручения «Оскара» в 2000 году Стивен Содерберг произнес самую короткую речь.

Сценарии к фильмам «Там, внутри» и «Аферисты» Стивен Содерберг писал под псевдонимом Сэм Лоури.

Стивен Содерберг трижды выпускал по два художественных фильма за год.

Сценарий фильма «Секс, ложь и видео» был написан всего за 8 дней.

Стивен Содерберг переодически выступал и в роли оператора собственных фильмов под псевдонимом Peter Andrews, а также монтажера под псевдонимом Mary Ann Bernard.

Личная жизнь Стивена Содерберга:

Первой женой кинорежиссера Стивена Содерберга была актриса Бэтси Брэнтли, родившая ему дочь Сару, и с которой он в течение шести лет успел несколько раз развестись.

Во второй раз он счастливо женился на журналистке Жюль Эснер. Стивен Содерберг часто стал добавлять ее имя в титры кинопроектов, за «вдохновение при создании женских персонажей».

Фильмография Стивена Содерберга (режиссер):

1989 — Секс, ложь и видео
1991 — Кафка
1993 — Царь горы
1995 — Там, внутри
1995 — Падшие ангелы (2-й сезон, эпизод «Профессионал»)
1996 — Анатомия Грея
1996 — Шизополис
1998 — Вне поля зрения
1999 — Англичанин
2000 — Эрин Брокович
2000 — Траффик
2001 — 11 друзей Оушена
2002 — Во всей красе
2002 — Солярис
2003 — К Стрит
2004 — Эрос (эпизод «Эквилибриум»)
2004 — 12 друзей Оушена
2005 — Пузырь
2006 — Хороший немец
2007 — 13 друзей Оушена
2008 — Че
2009 — Девушка по вызову
2009 — Информатор
2010 — Всё в порядке
2011 — Заражение
2011 — Нокаут
2012 — Супер Майк
2013 — Побочный эффект
2013 — За канделябрами
2014 — Больница Никербокер.

Фильмография Стивена Содерберга (продюсер):

1993 — Швы
1996 — Дневные путешественники
1998 — Плезантвиль
2001 — Кто такой Бернард Тапи? / Who Is Bernard Tapie?
2001 — Трибьют / Tribute
2002 — Бессонница
2002 — Добро пожаловать в Коллинвуд
2002 — Вдали от рая
2002 — Накойкаци
2002 — Признания опасного человека
2003 — К Стрит
2004 — Способный Эдвардс / Able Edwards
2004 — Аферисты
2004 — В руках Бога (исполнительный продюсер)
2005 — Неподготовленный
2005 — Пиджак
2005 — Доброй ночи и удачи
2005 — Пузырь
2005 — Ощутимая пустота (исполнительный продюсер)
2005 — Сириана
2005 — Ходят слухи
2006 — Плутоний-239 (исполнительный продюсер)
2006 — Помутнение
2006 — Хороший немец
2008 — Че
2007 — 13 друзей Оушена
2007 — Ледяной ветер
2007 — Документальный фильм о Сполдинге Грее / Life Interrupted.

Оцените статью
Добавить комментарий