Степан Тимофеевич Разин. Родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону — казнен 6 (16) июня 1671 года в Москве. Донской казак. Предводитель восстания 1670-1671 годов.
Степан Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону.
Отец — Тимофей Разя, казак.
Старший брат — Иван Разин, наказной атаман Войска Донского.
Стоит отметить, что год рождения Разина весьма условен — он основан на данных нидерландского путешественника Яна Стрейса, который имел несколько встреч с Разиным и сообщал, что в 1670 году ему было 40 лет.
Также и точное место рождения не известно. Станицу Зимовейскую (ныне станица Пугачевская Котельниковского района Волгоградской области), указал историк Александр Иванович Ригельман в 1778 году. Но есть также версии, согласно которым Степан Разин — уроженец Черкасска (ныне станица Старочеркасская Аксайского района Ростовской области). Черкасский городок упоминается в качестве родины Разина во всех исторических песнях о нем XVII века.
Первые исторические свидетельства о Степане Разине относятся к 1652 году. Тогда он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества.
В 1661 году Степан Разин вместе с Федором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вел переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.
В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.
В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом.
Личная жизнь Степана Разина:
Женат не был. Детей не имел.
Восстание Степана Разина
Степан Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на все Российское государство.
Разинское движение было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон крестьянин становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.
В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 500-800 казаков, но к ним прибывали все новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.
Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения Московскому правлению и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами.
Поход начался 15 (25) мая 1667 года. Через реки Иловлю и Камышинку разинцы вышли на Волгу, выше Царицына они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей. Все это еще находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но последующие действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились в антиправительственное выступление. Это — разгром стрельцов во главе с воеводой Черного Яра С. Беклемишевым на протоке Бузан, а затем — взятие Яицкого городка.
Картина Кустодиева «Степан Разин»
Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 года вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города Решта у казаков произошел бой с шахскими силами. Бой был тяжелый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привез царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат. Они зимовали близ него, сделав укрепленный городок.
Весной 1669 года казаки выдержали несколько боев в «Трухменской земле» (базировались на полуострове Миян-Кале), где погиб друг Разина Сергей Кривой, а затем у Свиного острова вблизи Баку подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского — произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сефевиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом — дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поется в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду.
Но и после победы положение казаков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сефевидских сил. Поэтому разинцы отправились к Астрахани.
Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почетом принимал главный воевода князь Иван Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки должны были отдать пушки, пленных и часть добытой в походе рухляди. Но казаки уклонились от выполнения своих обещаний. В сентябре они прибыли на Дон.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина
Весной 1670 года Степан Разин организовал новый поход на Волгу, имевший характер уже открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 (27) января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке).
Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощенных областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алена Арзамасская (уроженка Выездной Казачьей Слободы, близ Арзамаса). Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, татар, мордвы.
Степан Тимофеевич Разин
Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 года.
Царь направил для подавления восстания 60-тысячное войско.
3 (13) октября 1670 года под Симбирском царское войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесло разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 (14) октября 1670) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников.
Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, 13 (23) апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.
Казнь Степана Разина
В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом (Фролкой) донскими властями был выдан царским воеводам — под конвоем, которым командовал атаман Корней Яковлев, он был доставлен в Москву (2 (12) июня).
Разин вместе с братом был подвергнут жестоким пыткам. «В темнице его били кнутом, жгли огнем, капали ледяную воду на голову и подвергали еще многим другим утонченным пыткам. Тело его было уже все изъязвлено, так что удары кнута падали на обнаженные кости, а он все-таки так пренебрегал ими, что не только не кричал, но даже не стонал и упрекал брата, разделявшего с ним страдания и менее выносливого, в малодушии и изнеженности» (Рейтенфельс Якоб. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии).
6 (16) июня 1671 года Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Красной площади.
Прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царем и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». «Молчи, собака!» — прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсек ему голову.
Руки, ноги и голова Разина, по свидетельству англичанина Томаса Хебдона, были воткнуты на 5 специально установленных кольев, а туловище брошено на съедение собакам. Сохранился даже рисунок, изображающий плененного Стеньку и воткнутые на колья отрубленные части его тела, сделанный в Москве одним из русских очевидцев казни, вероятно по официальному поручению российского правительства. Четвертованные останки Разина позднее были отвезены «на Болото», в Замоскворечье и воткнуты там на колья «до исчезнутия», еще в 1676 году их видел там член голландского посольства Бальтазар Койэтт.
Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой, впрочем, он в конце концов не избежал и был казнен отсечением головы на Болотной площади 28 мая 1676 года.
Война в Поволжье продолжалась и после отступления Разина на Дон, и после его казни, под предводительством атаманов Василия Уса и Федора Шелудяка. Лишь 27 ноября (7 декабря) 1671 года правительственные войска овладели столицей разинцев — Астраханью. В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и каратели.
Главными причинами поражения восстания Разина явились: его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей.
К восстанию Разина было приковано внимание Европы: от исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших Европу с поставщиками русского хлеба и с Персией. Еще до окончания восстания в Англии, Нидерландах, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, часто фантастические в подробностях, но нередко сообщающие ценные сведения. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими — что на тот момент еще не соответствовало действительности). Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца Яна Стрейса — свидетеля восстания, побывавшего на контролируемой Разиным территории и видевшего самого Степана Тимофеевича.
29 июля (8 августа) 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина в контексте российской истории. Автором ее стал Иоганн Юстус Марций (долгое время авторство этой работы ошибочно приписывалось некоему Шурцфлейшу, председательствовавшему на ученом диспуте). Работа Марция неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII вв. Ею интересовался А.С. Пушкин.
Cтепан Разин (документальный фильм)
Степан Разин — герой огромного количества русских народных песен. В одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака — Ермака Тимофеевича, завоевателя Сибири. В других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.
Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница». В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».
Именем Степана Разина в России названы многие населенные пункты, улицы, площади, проспекты и т.д.
Есть Утес Степана Разина на Волге в Саратовской области.
Образ Степана Разина в кино:
1908 — Понизовая вольница — в роли Степана Разина актер Евгений Петров-Краевский;
1928 — Волга-Волга (Wolga Wolga) — в роли Степана Разина актер Ханс Адальберт Шлеттов;
1939 — Степан Разин — в роли Степана Разина актер Андрей Абрикосов;
Андрей Абрикосов в роли Степана Разина
1988 — Гулящие люди — в роли Степана Разина актер Александр Казаков;
2016 — История российского бунта. Разин — в роли Степана Разина актер Вадим Долгачев
Образ Степана Разина в музыке:
«Стенька Разин» — опера композитора Н. Я. Афанасьева;
«Стенька Разин» — симфоническая поэма композитора А. К. Глазунова;
«Анафема» — рок-опера композитора Владимира Калле;
«Есть на Волге утес» — народная песня;
«Из-за острова на стрежень» — народная песня на слова Д. М. Садовникова;
«Ой, то не вечер» — народная песня;
«Казнь Степана Разина» — симфоническая поэма для баса, хора и симфонического оркестра композитор Д. Д. Шостаковича;
«Сон Степана Разина» — былина для баса и симфонического оркестра Г. И. Уствольской;
«Суд» — песня композитора Константина Кинчева на стихи Алексея Толстого;
«Народится атаман» — песня Николая Емелина;
«25 июля» — песня Николая Емелина;
«Степан Разин» — песня автора и исполнителя Владимира Калусенко;
«Стенька Разин» — песня Алексея Свиридова;
«Воля» — песня ансамбля «Бабкины внуки»
Образ Степана Разина в литературе:
Песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А. С. Пушкин;
Из-за острова на стрежень — русская песня, считающаяся народной, на слова Дмитрия Садовникова;
«Стенька Разин (волжский атаман)». Легенда, записанная С. И. Глебовым по преданиям калмыков Астраханской губернии. Издана в 1900 году;
«За чьи грехи?» / Д. Л. Мордовцев — исторический роман (1891);
«Понизовая вольница атамана Стеньки Разина» / А. А. Соколов — исторический роман (1894);
«Стенька Разин» / М. И. Цветаева — стихотворение (1917);
«Разин» / В. Хлебников — поэма, (1920);
«Стенька Разин» / В. А. Гиляровский — поэма;
«Степан Разин» / В. В. Каменский — поэма и роман;
«Разин Степан» / А. П. Чапыгин — исторический роман (1924-1927);
«Степан Разин (Казаки)» / Иван Ф. Наживин — исторический роман (1928);
«Степан Разин» / С. П. Злобин — роман (1951);
«Я пришел дать вам волю» / В. М. Шукшин — роман (1971), одноименный сценарий;
«Стенькин суд» / Максимилиан А. Волошин — стихотворение (1917);
«Казнь Стеньки Разина» / Евгений Евтушенко — глава из поэмы «Братская ГЭС» (1964);
«Колодезь» / С. В. Логинов — роман (1997);
«Суд» / А.Толстой — стихотворение;
«Огненное предзимье: Повесть о Степане Разине» / Вячеслав Усов — повесть (1987);
«Стенька Разин в Астрахани» Олег Игоревич Малинин (Песня о сдаче Славянска) «стихотворение» (2008)