Софья Алексеевна (в монашестве Сусанна; в схиме Софья). Родилась 17 (27) сентября 1657 года в Москве — умерла 3 (14) июля 1704 года в Москве. Русская царевна. Регент при Иване V и Петре I (1682-1689). Дочь царя Алексея Михайловича Тишайшего.
Софья Алексеевна родилась 17 (27) сентября 1657 года в Москве.
Отец — Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676), сын Михаила Федоровича Романова, русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — 29 января (8 февраля) 1676).
Мать — Царица Мария Ильинична (урожденная Милославская; 1624-1669), первая жена Алексея Михайловича.
Брат — Федор III Алексеевич (1661-1682), русский царь (с 1676 года).
Брат — Иван (Иоанн) V Алексеевич (1666-1696), русский царь (1682-1696).
Брат (по отцу, от брака с Натальей Нарышкиной) — Петр I Алексеевич Великий (1672-1725), царь всея Руси (с 1682 года), первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Свое имя получила в честь рано умершей тетки — царевны Софьи Михайловны.
Когда ей было 12 лет, умерла мать. Отец женился повторно на Наталье Нарышкиной. С мачехой у Софьи отношения не сложились, они взаимно ненавидели друг друга.
Софья росла смышленой и энергичной, много читала, даже писала стихи. Учитель, приставленный к наследнику Федору — знаменитый Симеон Полоцкий — был весьма высокого мнения о способностях Софьи. Она обладала обширной библиотекой, в которой в основном содержались произведения богословского и религиозного характера. Некоторые из ее книг с собственноручными подписями царевны до сих пор хранятся в Новодевичьем монастыре. Еще будучи молодой девушкой она читала в черновом варианте полемический религиозный трактат Симеона Полоцкого «Венец веры». В Теремном дворце сохранился ковер, вышитый Софьей, а также Евангелие, которое она переписала собственной рукой. Современники также отмечали ее набожность и богобоязненность.
После смерти отца царем стал ее брат Федор III Алексеевич, правивший с 30 января 1676 года по 27 апреля (7 мая) 1682-го. Федор был моложе ее тремя годами, больной, слабый и очень подверженный влиянию сестры. Софья постепенно вникала в дела государства, завела доселе не практиковавшийся порядок — она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения, прилюдно стала давать собственные распоряжения.
В то же время при дворе сформировалась сильная партия Нарышкиных, у которой имелся сильный козырь — здоровый и умный царевич Петр.
Шаткость положения Софьи заставляла искать надежных друзей. Она поставила на своего родственника Милославского и на понравившегося ей боярина Василия Голицына.
27 апреля (7 мая по новому стилю) 1682 года после 6 лет правления скончался ее брат, болезненный царь Федор III Алексеевич. Встал вопрос, кому наследовать престол: старшему болезненному Ивану согласно обычаю или малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришел клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном». Сторонникам Ивана Алексеевича было затруднительно поддерживать их претендента, который не мог царствовать из-за крайне слабого здоровья. Организаторы фактически дворцового переворота объявили версию о собственноручной передаче «скипетра» умирающим Федором Алексеевичем своему младшему брату Петру, но достоверных свидетельств тому предъявлено не было.
Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царем ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие. Подстрекаемые Милославскими, 15 (25 мая) 1682 года стрельцы выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгоруков, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два ее брата Нарышкины.
26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царем, а младший Петр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух нареченных царей, а 25 июня венчал их на царство.
29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства ее братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром — вторым царем — удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.
Софья Алексеевна
Личная жизнь царевны Софьи Алексеевны:
Фаворит и предполагаемый любовник — князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714), русский боярин, дипломат, государственный деятель, родоначальник старшей ветви рода Голицыных («Васильевичи»). Во время регентства царевны Софьи Алексеевны Василий Голицын был фактическим главой русского правительства в звании воеводы и с титулом «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский».
Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. Ходили слухи об их любовной связи. Эти слухи отображены, в частности, у де ла Невилля и Куракина. Несколько сохранившихся писем царевны Софьи показывают ее глубокое чувство к Голицыну. Письма были написаны во время второго Крымского похода, весной 1689 года, в одном из писем она пишет: «Свет мой, братец Васенька, здравствуй батюшка мой на многие лета… А мне, свет мой, веры не имеетца, што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во обьятиях своих тебя, света моего».
Василий Васильевич Голицын — фаворит Софьи Алексеевны
Регентство Софьи Алексеевны
В первые годы соправительства Ивана и Петра имя Софьи Алексеевны практически не упоминается в официальных документах. Почти полное отсутствие имени Софьи в официальном делопроизводстве в первые годы соцарствия даже позволило некоторым исследователям утверждать, что Софья формально не получала регенства в 1682 году, но правила неформально, постепенно концентрируя власть в своих руках. Скорее всего это было связано с тем, что по этическим нормам того времени Софья не могла действовать публично, но, несмотря на это, по словам исследователей, уже с первых дней соцарствия ее политическое влияние ощущалось повсюду.
Но к 1686 году имя Софьи стало добавляться к именам братьев в царских указах.
Постепенно власть Софьи укреплялась, ее начинали прославлять придворные панегиристы. Письменные и устные похвалы ее мудрости и добродетели постепенно нарастали и достигли пика к 1686 году, когда был заключен Вечный мир с Польшей. Поэты и литераторы часто отождествляли Софью с Божьей премудростью. Симеон Полоцкий посвятил Софье несколько своих стихотворений, сохранившихся в посвящениях к книгам, подаренным им Софье. Позже Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только ее честолюбием».
Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвиненных в «расколе».
При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем — первый русско-китайский договор (действовал до 1858 года).
В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге.
21 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана, — на тот момент французского союзника.
Внешность Софьи Алексеевны:
Описание внешности Софьи оставил ее современник, французский дипломат Фуа Де ла Невилль: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере 40 лет… Ее ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия ее тела, ибо насколько ее талия коротка, широка и груба, настолько же ум ее тонок, проницателен и искусен».
В 1686 году братьями Лихудами от имени Славяно-греко-латинской академии была зачитана похвальная речь Софье: «Вем же вем Блаженная Государыня, богоизбранная пречестная София Алексиевна… Ты же, о премудрейшая София, добльственнейшая Иудиф, святейшая Сусанна, целомудреннейшая Девора, — радуйся и веселися, яко венец тебе на небеси уготовася не от камений, многоценных тленных, и привременных, но от божия благодати, и дуси сущия окрест божественнаго престола. Устроен венец тебе и скипетр бысть, зане скиптры отеческая ты София в премудрости и мужестве утвердила еси».
Карион (Истомин) в своих стихотворных панегириках прославлял Софию-Мудрость как строящую, созидающую силу, благоразумную правительницу.
Сильвестр (Медведев) в своей речи, обращенной к царевне говорит, что Софья «есть дом солнечный, жилище солнца истинного Христа Господа», сравнивает ее с Александром Великим, заявляя при этом, что она превосходит Александра в своем поиске совершенства, которое «богом истинным» воплощено в царевне.
Ее профили печатали на монетах, ее называли благочастивой, милосердной, премудрой и христолюбивой царевной, сравнивали с Пульхерией, Семирамидой, княгиней Ольгой и с «Елисавеф Британской».
монета с изображением царевны Софьи Алексеевны
В последние годы правления Софьи проявляется явное желание ее окружения устроить царевне помазание на царство с тем чтобы сделать ее самодержавной правительницей, равной по статусу ее братьям. С этой целью рассылались послы в стрелецкие полки, иностранные дворы и к Вселенским патриархам.
С 8 января 1686 года имя Софьи Алексеевны стало включаться в царский титул, ее официально начали именовать самодержицей. Стали появляться золотые монеты с изображением Софьи, были созданы портреты царевны в полном царском облачении со скипетром и державой в руках на фоне двуглавого орла. Под портретом печатался полный царский титул и стихи о ее добродетелях, которыми царевна «царство аки седми столпы укрепила».
Портреты правительницы стали распространяться при помощи специальных политических плакатов. К лету 1689 года несколько сот плакатов с портретом Софьи были распространены по Москве и посланы за рубеж. Сочинялись поддельные акты о «всенародном и единогласном» избрании Софьи правительницей России в мае 1682 года.
Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь
30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления.
Петр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только ее распоряжения.
Между Кремлем (резиденцией Софьи) и двором Петра в Преображенском установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путем.
В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Петр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.
В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам, но в Москву патриарх не возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.
27 августа из Троицы пришел царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.
Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против нее, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь ее не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.
Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын — бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.
Петр в Троице вел образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вел в Преображенском и который неодобрительно воспринимался бо́льшей частью всех слоев русского общества — шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего офицера, а то и рядового, частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, что царь с немцами держался, как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами.
Власть Софьи неуклонно сыпалась: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наемная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», Василий Голицын уехал в свое подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Федор Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве.
От царя пришел новый указ — схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для сыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого, разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезен в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь Василий Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьей в Пинегу, в Архангельский край.
У правительницы не осталось приверженцев, готовых рисковать головой ради ее интересов, и когда Петр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь в Путивле, ей пришлось подчиниться. Вскоре Петр решил, что держать ее вдалеке небезопасно, и перевел в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.
Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре
Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать ее на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.
Софья Алексеевна умерла 3 (14) июля 1704 года, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.
В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.
После воцарения Петра I образ Софьи подвергся резкой негативизации и оставался таковым на протяжении большей части XVIII века. Все последующие русские авторы описывали правление Софьи Алексеевны исключительно в отрицательных тонах.
Образ Софьи Алексеевны в кино:
1980 — Юность Петра — в роли Софьи Алексеевны актриса Наталья Бондарчук;
Наталья Бондарчук в роли царевны Софьи Алексеевны
1986 — Петр Великий — в роли Софьи Алексеевны актриса Ванесса Редгрейв;
2011 — Раскол — в роли Софьи Алексеевны актриса Александра Черкасова;
2013 — Романовы. Фильм Второй — в роли Софьи Алексеевны актриса Ирина Жерякова.
Образ Софьи Алексеевны выписан в исторических романах: Иван Лажечников — «Последний Новик»; Аполлон Майков — «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне» (1867); Е. П. Карнович — «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна» (1879); А. Н. Толстой — «Петр Первый» (1934); Н. М. Молева — «Государыня — правительница Софья» (2000); Р. Р. Гордин — «Игра судьбы» (2001); Т. Т. Наполова — «Царица-мачеха» (2006).