Сергей Васильевич Женовач. Родился 15 мая 1957 года в Потсдаме (ГДР). Советский и российский театральный режиссер, педагог, профессор. Основатель и художественный руководитель Театра «Студия театрального искусства». Художественный руководитель и директор Московского Художественного театра имени А.П. Чехова (с 23 марта 2018 года). Заслуженный деятель искусств РФ (2006). Лауреат Государственной премии РФ (2004) и Премии Правительства РФ в области культуры (2014).
Сергей Женовач родился 15 мая 1957 года в Потсдаме (ГДР) в семье офицера-военнослужащего.
Его детские годы прошли в ГДР. Позже семья перебралась в Краснодар, где он окончил школу.
В 1979 году окончил в Краснодаре Институте культуры.
В Краснодарском молодёжном любительском театре поставил спектакли: «По поводу мокрого снега» по повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»; «Сын красавицы Пилы» по четырём главам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; «Записки одного лица» по рассказам Ф. М. Достоевского «Бобок» и «Сон смешного человека».
В 1983-1988 годах учился на режиссёрском факультете ГИТИСа, курс П.Н. Фоменко. Дипломный спектакль: «Дураки из Мэйо» по пьесе Дж. М. Синга «Удалой молодец — гордость Запада».
В 1985 году сыграл свою первую и единственную роль в кино — в фильме «Поездки на старом автомобиле».
Преподавал в РАТИ-ГИТИС. С 2001 года — профессор РАТИ. Поставил там спектакли: «Владимир третьей степени» Н. В. Гоголя: «Шум и Ярость» по одноимённому роману У. Фолкнера; «Зимняя сказка» У. Шекспира; «Горячее сердце» А. Н. Островского; «Мальчики» по 9 главам романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
В 1988-1991 годах — режиссёр Театра-студии «Человек».
Когда в 1991 он вынужден был покинуть Театр-студию «Человек», вслед за ним ушли и его актеры. Женовач оказался в Театре на Малой Бронной — одном из самых сложных театров Москвы — сначала в качестве постановщика, а в 1996 стал главным режиссером. Он не только привел в театр новых актеров, но и внес традиции работы с классикой.
Сергей Женовач в молодости
В 1991-1998 годах — режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной. В этом театре определились принципы работы Женовача, делающие сотрудничество с ним столь привлекательным для актеров — не режиссерский диктат, а совместное творчество, общее «сочинение» спектакля, дающее простор актерской фантазии. А сам режиссер — лидер, который направляет и сводит все в единое целое, благодаря чему спектакль получается крупнее и значительнее, нежели простая сумма разных индивидуальностей.
Постановки Сергея Женовача в театре на Малой Бронной:
- «Король Лир» У. Шекспира — премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства, I премия СТД России «Итоги сезона»;
- «Пучина» по одноимённой драме А. Н. Островского и мелодраме В. Дюканжа и М. Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока»;
- «Мельник — колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова;
- «Леший» А. П. Чехова;
- театральная трилогия по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»: «Бесстыжая», «Рыцарь бедный», «Русский свет» — Национальная театральная премия «Золотая маска»;
- «Маленькие комедии» по одноактным пьесам И. С. Тургенева («Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге»)
- «Пять вечеров» А. М. Володина;
- «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю.
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» за лучшую режиссуру (1996, триптих «Идиот» Театра на Малой Бронной), Премии им. Станиславского (1997).
Достоинства спектаклей Женовача на Малой Бронной парадоксально стали причиной его ухода из театра. Дирекция посчитала их излишне «элитарными», не способными привлечь массового зрителя. В 1998 он покинул Театр на Малой Бронной. Вместе с ним — уже традиционно — ушла и его команда.
«Только во внутренней свободе может что-то рождаться, когда ты не думаешь, как это будет восприниматься. Заниматься профессией можно только без оглядки! Об этом еще Пушкин писал. Это единственный способ, при котором ты можешь заниматься сочинением, в данном случае спектаклем», — считает Женовач.
С 2005 года — художественный руководитель «Студии театрального искусства».
Постановки Сергея Женовача в Студии театрального искусства:
- «Захудалый род» по Н. С. Лескову;
- «Игроки» Н. В. Гоголя;
- «Битва жизни» по Ч. Диккенсу;
- «Река Потудань» по одноимённому рассказу А. П. Платонова;
- «Три года» по одноимённой повести А. П. Чехова;
- «Записные книжки» по А. П. Чехову;
- «Брат Иван Фёдорович» по 11-й книге IV части романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»;
- «Москва — Петушки» по Венедикту Ерофееву;
- «Записки покойника» по М. А. Булгакову;
- «Самоубийца» по Н. Р. Эрдману;
- «Кира Георгиевна» по В. П. Некрасову;
- «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову.
«Для меня спектакль определяет только автор, его мировосприятие. А дальше, когда мы влюбляемся в этого автора, пытаемся его постичь, то возникает уже наша история, для которой мы начинаем предлагать разные приемы, чтобы этот сюжет появился во времени и пространстве. И меньше всего ставишь себе целью кого-то поражать и удивлять. Всегда придумывается то, что поможет донести идеи, заложенные в произведении. А дальше — все средства хороши, чтобы раскрыть историю», — говорил режиссер.
Постановки Сергея Женовача в других театрах:
- «Панночка» Н. Н. Садур по повести Н. В. Гоголя «Вий». Московский драматический театр «Человек»;
- «Иллюзия» П. Корнеля. Театр-студия «Человек»;
- «Три сестры» А. П. Чехова. Театр «Ворт» (Teatret Vårt; Молде, Норвегия). Худ. Юрий Гальперин;
- «Дикая утка» Г. Ибсена. Театр «Национальная сцена» (Den Nationale Scene; Берген, Норвегия);
- «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Театр «Ворт». Худ. Юрий Гальперин;
- «Месяц в деревне» И. С. Тургенева. Мастерская Петра Фоменко;
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова. Московский Художественный театр имени А. П. Чехова;
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Малый театр;
- «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского. Малый театр;
- «Мнимый больной» Мольера. Малый театр;
- «Иоланта» П. И. Чайковского. Большой театр.
Лауреат московской премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона» (2003), премии имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
Специальный приз театральной премии СПб «Золотой софит» (2013).
23 марта 2018 года назначен художественным руководителем МХТ им. А. П. Чехова, вступил в должность 23 апреля 2018 года. Сменил на этом посту Олега Табакова. «Я не Олег Павлович и не Олег Николаевич, и не Судаков, и не Кедров. И ни хуже ни лучше — просто другой. Просто пал выбор, который для меня был неожиданным, но я постараюсь мобилизовать себя и соответствовать истории, придумать развитие и постепенно, осторожно, не спеша, исходя из своего понимания, работать», — заявил Сергей Женовач сразу после назначения.
Личная жизнь Сергея Женовача:
Не женат. Детей нет.
В СМИ неоднократно озвучивалась информация о нетрадиционной сексуальной ориентации Женовача. Сам он эти слухи не комментирует.
Фильмография Сергея Женовача:
1985 — Поездки на старом автомобиле — эпизод
2006 — Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене. Грибоедов. Горе уму (документальный)
Режиссерские работы Сергея Женовача:
1998 — Ночь перед рождеством (фильм-спектакль)
2002 — Горе от ума (фильм-спектакль)
2003 — Владимир III степени (фильм-спектакль)
2005 — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
2005 — Белая гвардия (фильм-спектакль)
2006 — Мнимый больной (фильм-спектакль)
Награды и звания Сергея Женовача:
— Заслуженный деятель искусств РФ (2006);
— Лауреат Государственной премии РФ (2004);
— Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2014);
— Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссера» за спектакль «Идиот», Театр на Малой Бронной, 1996;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Горе от ума», Малый театр, 2002;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше», Малый театр, 2004;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Мальчики», Театр «Студия театрального искусства», 2006;
— Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма -Лучшая работа режиссера» за спектакль «Захудалый род», Театр «Студия театрального искусства», 2007;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Мнимый больной», Малый театр, 2007;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Битва жизни», Театр «Студия театрального искусства», 2009;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Река Потудань», Театр «Студия театрального искусства», 2010;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Москва-Петушки», Театр «Студия театрального искусства», 2014;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Записки покойника», Театр «Студия театрального искусства», 2015;
— номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Самоубийца», Театр «Студия театрального искусства», 2016