Сергей Витте

Сергей Витте

Сергей Юльевич Витте. Родился 17 (29) июня 1849 года в Тифлисе — умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде. Русский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897). Действительный тайный советник (1899). Член Государственного совета (1903).

Сергей Витте родился 17 (29 по новому стилю) июня 1849 года в Тифлисе.

Отец — Юлиус-Кристоф-Хайнрих-Георг Витте (Julius Christoph Heinrich Georg Witte), принадлежал к рядам курляндского дворянства, в молодости изучал в Пруссии сельское хозяйство и горное дело, служил на Кавказе. В семье бытовало предание о голландском происхождении рода Витте, который к XVIII веку онемечился и представлял собой типичных прибалтийских бюргеров.

Мать — Екатерина Андреевна Фадеева, дочь саратовского губернатора А.М. Фадеева, внучка генерал-майора князя П.В. Долгорукова, родная сестра писательницы Елены Ган и двоюродная сестра мемуаристки Е.А. Сушковой.

Отец Витте после вступления в брак с его матерью в 1844 году перешел из лютеранства в православие и стал Юлием Федоровичем. Двоюродная сестра — Елена Петровна Блаватская (урожденная Ган, нем. von Hahn; 1831-1891), религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, оккультист, спиритуалист, путешественница.

До 16 лет Сергей Витте жил в Тифлисе. Был вольнослушателем в городской гимназии, затем в Кишиневе, где он вместе с братом Борисом поступил пансионером к гимназическому учителю математики Белоусову и через полгода они оба выдержали выпускной экзамен и получили гимназические аттестаты. Это дало братьям возможность учиться им в только что открывшемся в Одессе Новороссийском университете; брат Борис в 1865 году стал вольноприходящим на юридическом факультете. Сергей с 1866 года учился на физико-математическом факультете.

После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу.

В 1870 году Сергей Витте окончил университет со степенью кандидата и имел возможность остаться на кафедре высшей математики для продолжения научных занятий, но его мать и дядя выступили против намерения Витте стать профессором: «Это не дворянское дело». По настоянию дяди Р.А. Фадеева, Витте, оставаясь при университете, был причислен к канцелярии главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа П.Е. Коцебу.

Вскоре он оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф А.П. Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею Юльевичу работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог и 1 мая 1870 года он начал стажировку в управлении Одесской железной дороги с жалованьем 2400 руб. в год, что превышало тогдашнюю заработную плату университетского профессора (около 2000 руб. в год). Сергей Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации.

Во второй половине семидесятых годов XIX века Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он стал одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

Карьера двадцатишестилетнего Витте чуть было не оборвалась, когда в конце 1875 года недалеко от Одессы произошла Тилигульская катастрофа — крушение поезда со множеством жертв. Начальник дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте оставался на службе, и при этом сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий русско-турецкой войны. Этим он обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой (где Витте только ночевал, поскольку работал в составе «Особой высшей комиссии для исследования железнодорожного дела в России» графа Баранова).

11 апреля 1877 года Витте оставил государственную службу.

Сергей Витте в молодости

Сергей Витте в молодости

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило еще четыре дороги — Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская). В это же время Витте стал одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и участвовал в разработке проекта устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев. Председателем правления Общества был И. С. Блиох — варшавский банкир, автор цитируемых по сей день научных трудов по экономическим, политическим, а также железнодорожным вопросам. Правой рукой Блиоха был профессор И. А. Вышнеградский, будущий министр финансов России, который на протяжении 15 лет являлся непосредственным начальником С. Ю. Витте.

Хотя Витте, как он подчеркивал, предпочитал политике «общество актрис», но все же сочувствовал славянофильству и писал для газеты И. С. Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

После событий 1 марта 1881 именно Сергей Витте выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была поддержана и государем, и в свете, была создана «Священная дружина». Но в то время, как остальные члены витийствовали, ввиду наказуемости инициативы именно Сергей Витте получил конкретное задание организовать в Париже убийства скрывавшихся там русских террористов, что в случае успеха должно было покончить с его карьерой. Вместо этого он благодаря актрисам вышел на Нико Николадзе и договорился через него c народовольцами о прекращении их террора и роспуске Святой дружины. Эта деятельность Витте продемонстрировала царской семье его верноподданнические чувства и способность находить абсолютно нетривиальные решения сложнейших политических и моральных проблем.

В 1883 году Витте на основе цикла статей, напечатанных им ранее в журнале «Инженер» в полемике с киевским профессором Д. И. Пихно, опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Витте полагал, что теория тарифообразования занимает центральное положение не только в экономике железных дорог, но и в экономике страны и, более того, — в жизнедеятельности общества в целом. По его мнению, при определении размеров провозной платы по железной дороге следует отталкиваться не от расходов транспортных предприятий, а от условий образования цен на перевозимые товары в пунктах отправления и назначения. Важнейшей частью книги стали сформулированные автором 23 принципа построения железнодорожных тарифов. От многих идей, высказанных в этой работе, Витте позднее отказался (когда перешел работать с должности в частной железнодорожной компании в Министерство путей сообщения). Во втором издании этой работы, помимо основной темы, Витте затронул политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По словам самого Витте, он на глазах императора вступил в конфликт с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей, Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда в 1888 году.

10 марта 1889 года Витте был назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и произведен в действительные статские советники. Перейдя по просьбе Александра III на государственную службу, значительно потерял в годовом жаловании, которое уменьшилось с 40 тыс. до 3 тыс. руб. в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — еще 9600 руб., а также за счет казны 3 тыс. руб. столовых и 2 тыс. руб. квартирных (всего 17 600 руб) с целью частично компенсировать потери в доходах. На государственной службе начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог. Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В свое подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчиненными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 году опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии Сергея Витте и Дмитрия Менделеева. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 года — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезенных грузов. Провел реформу железнодорожных тарифов.

В период деятельности Витте на железнодорожном транспорте (с 1889) в российских пассажирских поездах впервые появились металлические подстаканники, сохранившие свою форму по настоящее время. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.

30 августа 1892 года Витте был назначен на пост министра финансов, занимал его в течение 11 лет. Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счет денежной эмиссии. На такую меру министр все-таки не пошел, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 году выступил за жесткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключен выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В том же году был избран почетным гражданином Казани за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 года начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определенной регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

С 1896 года — статс-секретарь. В этом году провел успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключен союзный оборонительный договор. В Европе ходили слухи, что успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте слух о взятке в своих воспоминаниях опровергает.

Заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

В 1899 году количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661,80 млн. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось еще в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

Однако современники в целом негативно оценивали изменения в функционировании финансовой системы, вызванные отказом от биметаллического обращения. Следствием перевода государственного долга на золотой рубль, правительство добровольно увеличило свой долг на 1,5 миллиона пудов серебра (на 1,6 млрд теперь уже золотых рублей или на 53 % от прежнего объема). На 1897 год правительство имело 3 млрд рублей долгов, для оплаты которых серебром по курсу к золоту, существовавшему с 1810 года, 4 золотника 21 доли понадобился бы слиток серебра весом в 4.394.531 пуд (71.984.533,75 кг). Переведя 3 млрд рублей на новый золотой рубль по новому курсу серебра к золоту в 7 золотников, правительство добровольно увеличило «серебряный слиток» до 5.976.000 пудов (97.889.757,44 кг).

Уменьшение бумажной наличности имело следствием острый недостаток денежной массы в обращении у населения. В 1899 году количество денежных знаков из расчета на одного жителя Российской Империи составляло 10 руб. (25 франков), в то время как в Австрии — 50 франков, в Германии — 112 франков, в США — 115 франков, в Англии — 136 франков, во Франции — 218 франков. Для сравнения приводятся цифры 1857 года, когда в России еще не был совершен переход от натурального к денежному хозяйству, соотношение составляло 25 рублей (62,5 франка).

Сергей Витте на посту министра финансов выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон 1897 года об ограничении рабочего времени на предприятиях.

В 1898 году провел реформу торгово-промышленного налогообложения. В том же году выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружен Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 года обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии Витте неоднократно подчеркивал, что Петр Столыпин позаимствовал ряд его идей.

русский государственный деятель Сергей Витте

В 1899 году Витте получил чин действительного тайного советника. В том же году Витте, ранее находившийся в дружеских отношениях с Саввой Мамонтовым, резко поменял свою позицию и принял участие в деле по осуждению Мамонтова.

В 1903 году Витте вступил в обязанности председателя Комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В.К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя Совета министров.

С 1903 года — член Государственного совета, назначался к присутствию на 1906-1915 годы. С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его председатель.

В 1904 году заключил торговый договор с Германией.

В конце 1904 года Витте пребывал на почетной, но номинальной должности председателя Комитета министров. В январе 1905 года в Петербурге вспыхнула рабочая забастовка, а 7 января стало известно, что рабочие под руководством священника Георгия Гапона собираются идти в воскресенье к Зимнему дворцу с Петицией о рабочих нуждах. 8 января в редакции газеты «Наши дни» («Сын отечества») собрались представители общественности. Для собравшихся было ясно, что столкновение рабочих с правительственными войсками неизбежно приведет к большому кровопролитию. По предложению Максима Горького было решено отправить депутацию к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому и председателю Комитета министров Витте с целью убедить их воздействовать на царя, чтобы предотвратить возможное кровопролитие. В состав депутации были избраны Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский, И. В. Гессен, В. А. Мякотин, В. И. Семевский, К. К. Арсеньев, Е. И. Кедрин, Н. И. Кареев и рабочий Д. В. Кузин. Вечером депутация отправилась к Святополк-Мирскому, но тот был на приеме у императора, и депутаты его не застали. Тогда депутация отправилась к Витте.

Витте принял депутатов, выслушал их просьбу, но заявил, что помочь ничем не может. Витте долго объяснял, что он сейчас не у дел, что он не имеет рычагов власти, что он в немилости у императора и вообще все это дело «не его ведомства». На прощанье Витте предложил им обратиться к Святополк-Мирскому и связался с ним по телефону. Но тот ответил, что ему все известно и во встрече с депутатами нет необходимости. Витте развел руками. Депутаты заявили, что Витте приводит формальные доводы и уклоняется, и ушли с пустыми руками.

Впоследствии многие высказывали сомнение в искренности Витте. Известный чиновник И. И. Колышко, хорошо знавший Витте, писал, что тому ничего не стоило явиться к императору с экстренным докладом, объяснить ему серьезность положения и убедить принять меры для предотвращения кровопролития. Но он этого не сделал. В либеральных газетах писали, что Витте «умыл руки».

В 1905-1906 годах Сергей Витте занимал пост председателя Совета министров. Будучи на этой должности, летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира ему было пожаловано графское достоинство. Поскольку то, что Японии, претендовавшей на весь Сахалин, перешла лишь его половина, было в том числе и его заслугой, Витте получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ. Руководил подавлением революции 1905 года, организовывал «экзекуционные поезда».

По инициативе Сергея Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу. С октября 1905 года по апрель 1906 года — председатель реформированного Совета министров.

В 1906 году провел переговоры с Францией о получении займа. Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий ее правительства, о чем писал в своих «Воспоминаниях».

22 апреля 1906 года Сергей Витте был отправлен в отставку по собственному желанию. С 1898 года до конца жизни занимал особняк К. Ф. Штемберга по адресу: Каменноостровский проспект, 5.

Основные достижения Сергея Витте

♦ Манифест 17 октября 1905 года, обещавший гражданские свободы;

♦ государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи;

♦ сооружение Транссибирской магистрали и КВЖД;

♦ денежная реформа 1897 года по введению золотого стандарта рубля;

♦ программа реформ, воплощенная в жизнь П. А. Столыпиным;

♦ «первая российская индустриализация» 1890-х годов. Провел реформу налогообложения промышленности;

♦ введение государственной «винной монополии» на алкоголь;

♦ заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией;

♦ Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией.

В 1907 году пережил покушение на жизнь (следствие успешно провел Павел Александров).

Сергей Юльевич Витте

Во второй половине 1900-х — начале 1910-х работал над воспоминаниями, носящими сугубо личный, без использования документов, характер. Об их существовании русская печать сообщила вскоре после его кончины, в марте 1915 года. Попытки полиции и русского посольства в Париже найти и изъять мемуары оказались безуспешными (обыски были произведены в его особняке на Каменноостровском проспекте и в его заграничной вилле в Биаррице).

Рукопись мемуаров хранилась в одном из парижских банков на имя его жены и незадолго до его смерти была переправлена в Байонну на имя другого лица; затем попала в руки созданного в Берлине весной 1920 года книгоиздательства «Слово». Член правления «Слова» и одновременно редактор эмигрантской газеты «Руль» И. В. Гессен первым начал публикацию в своей газете отрывков; а в 1921 году вышел из печати первый том «Воспоминаний» издательства «Слово». В том же году, несколько раньше, вышло однотомное издание мемуаров на английском языке.

В 1923 году русский текст «Воспоминаний» с предисловием академика М. Н. Покровского и вступительным замечанием И. В. Гессена вышли в РСФСР (точная перепечатка текста берлинского издания); издание выполнено как научное и снабжено подробным алфавитным указателем. По характеристике БСЭ (1930 года), мемуары эти «дают ценнейший материал для характеристики самого Витте и являются настоящим рудником не всегда вполне достоверных анекдотов o жизни высшего общества, бюрократии и двора последних трех Романовых». Эмигрантский политик В. И. Гурко, отмечая крайний субъективизм и сумбурность текста «Воспоминаний», также призывал относиться к этому источнику с осторожностью: «Отличительной особенностью воспоминаний является то самовосхваление, которым они дышат, можно сказать, от первой страницы до последней. В результате получается неизгладимое впечатление, что самая цель составления записок состояла исключительно в возвеличении себя и, увы, в принижении всех прочих современных ему русских государственных деятелей».

Сергей Витте умер 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта. Богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Согласно воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, император Николай II, с которым посол беседовал 3 марта, согласился с тем, что «большой очаг интриг погас вместе с ним» (слова из телеграммы Палеолога своему правительству о смерти Витте) и добавил: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий».

Сергей Витте

Личная жизнь Сергея Витте:

Дважды был женат.

Первая жена — Надежда Андреевна Спиридонова, дочь отставного штабс-ротмистра Андрея Ивановича Иваненко. С будущей женой Витте познакомился в Одессе. Она была формально замужем, и он сам хлопотал о разводе. Венчание состоялось во Владимирской церкви 29 июня 1879 года. Жена часто болела и подолгу жила на курортах. Умерла в октябре 1890 года от разрыва сердца.

Вторая жена — Мария Ивановна Лисаневич (урожденная Матильда Исааковна Нурок). Женился на ней спустя год после смерти первой жены.

Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до ее развода и вступил в конфликт с ее мужем. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведенной еврейке (хотя и принявшей православие) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые теплые отношения Витте с высшим светом еще более ухудшились.

По словам современников, в молодости Матильда Ивановна обладала привлекательной внешностью, умело ею пользовалась и блестяще завершила свое восхождение со ступени на ступень по лестнице больших успехов. Была женщиной незаурядного ума и, будучи женой Витте, в значительной мере влияла на мужа: благодаря ей он отучился сквернословить и научился кое-как понимать и говорить «с плачевным акцентом» по-французски и по-немецки. Несмотря на настойчивое желание, даже будучи женой Витте, ей так и не удалось быть принятой ко двору, ей одной из всех жен министров упорно в этом отказывалось.

Мария Лисаневич — жена Сергея Витте

Мария Лисаневич жена Сергея Витте

Своих детей Витте не имел.

Воспитывал дочерей своих жен от предыдущих браков — Софью Спиридонову и Веру Лисаневич.

Софья Спиридонова после окончания Николаевского женского института подолгу жила в Западной Европе. Замуж вышла за своего кузена Михаила Федоровича Меринга (сына киевского богача Ф. Ф. Меринга), которого страсть к игре довела до совершенного разорения. Их сын, Михаил Меринг, был репрессирован в 1934 г. по делу евлогиевцев.

Вера Сергеевна Витте (1883-1963) в 1904 году вышла замуж за дипломата Кирилла Васильевича Нарышкина (1877-1950), сына крупного петербургского богача (в 2012 году в его доме был найден т. н. нарышкинский клад). В 1922 г. опубликовала в Брюсселе «Записки девочки», по мере сил помогала бедствующим в эмиграции музыкантам. Русский перевод ее воспоминаний (с предисловием внучки) появился только в 2005 году. Племянница — Софья Николаевна Зильберминц (в девичестве Сажина, 1889-1961), врач, была замужем за известным минерологом В. А. Зильберминцем.

Награды и звания Сергея Витте:

— Орден Святого Станислава 1-й степени (1890);
— Орден Святой Анны 1-й степени (1894);
— Орден Белого орла (1904);
— Орден Святого Александра Невского с бриллиантами (1906);
— Орден Святого Владимира 1-й степени (1913);
— Медаль «В память царствования императора Александра III» (1896);
— Медаль «В память коронации Императора Николая II» (1896);
— Медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897);
— Медаль Красного Креста «В память русско-японской войны» (1906);
— Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913);
— Орден Короны 1-й степени (1896) (Королевство Пруссия);
— Орден Спасителя офицерский крест (1896), большой крест (1898) (Королевство Греция);
— Орден Белого слона 1-й степени (1889) (Королевство Сиам);
— Орден Бухарской звезды 1-й степени с бриллиантами (1893) (Бухарский эмират);
— Орден Таковского креста 1-й степени (1894) (Королевство Сербия);
— Орден Леопольда I большой крест (1894) (Королевство Бельгия);
— Орден Почетного легиона большой крест (1894) (Третья французская республика);
— Орден Красного орла большой крест (1894), цепь ордена (1905) (Королевство Пруссия);
— Австрийский Императорский орден Леопольда большой крест (1894), бриллианты к ордену (1897) (Австро-Венгрия);
— Орден Данеброг большой крест (1895) (Королевство Дания);
— Орден Двойного дракона 1-й степени 3-го класса (1896) (Империя Цин);
— Орден Восходящего солнца 1-й степени (1896) (Японская империя);
— Орден Эфиопской звезды (1896) (Абиссиния);
— Орден Вазы большой крест (1897) (Королевство Швеция);
— Орден Черного орла (1897) (Королевство Пруссия);
— Орден Звезды Румынии 1-й степени (1898) (Королевство Румыния);
— Орден «Святой Александр» 1-й степени (1898) (Княжество Болгария);
— Орден Льва и Солнца 1-й степени с бриллиантами (1900) (Персия);
— Портрет шаха Персидского с бриллиантами (1900) (Персия);
— Орден Христа 1-й степени (1900) (Королевство Португалия);
— Орден Османие 1-й степени с бриллиантами (1901) (Османская империя);
— Орден Белого орла 1-й степени (1901) (Королевство Сербия);
— Орден Искандер-Салис (1902) (Бухарский эмират);
— Почетный гражданин городов: Вятки (1895), Екатеринбурга (1896), Александровска, Саранска (1898), Череповца (1899), Великие Луки (1899), Тихвина (1901), Архангельска, Казани, Нижнего Новгорода, Одессы, Оренбурга.

Библиография Сергея Витте:

1883 — Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов Киев;
1889 — Национальная экономия и Фридрих Лист;
1900 — Замечания на проект Вотчинного устава;
1905 — Записка по крестьянскому делу;
1908 — Самодержавие и земство;
1909 — Вынужденные разъяснения по поводу отчета ген.-ад. Куропаткина о войне с Японией;
1912 — Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг.;
Ф. Лист, С. Ю. Витте, Д. И. Менделеев — Национальная система политической экономии.

Оцените статью
Добавить комментарий