Сергей Александрович Соловьёв. Родился 25 августа 1944 года в Кеми (Карело-Финская ССР; ныне в Республике Карелия). Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, педагог, телеведущий. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Народный артист Российской Федерации (1993).
Сергей Соловьёв родился 25 августа 1944 года в городе Кемь (Карело-Финская ССР, ныне — Республика Карелия) в семье военного.
Отец — Александр Дмитриевич Соловьёв (1905-1956) был начальником отдела «Смерш» Карельского фронта.
Сразу после войны отца направили в Северную Корею (до 1947 года он был советником лидера северокорейского государства Ким Ир Сена), там Сергей прожил до шести лет.
Затем семья переехала в Ленинград, где Сергей Соловьев и вырос.
В 14 лет он случайно встретил режиссера-стажера Большого драмтеатра Игоря Владимирова, который искал подростков для постановки «Дали неоглядные» по пьесе Н.Е. Вирты (премьера состоялась 15 ноября 1958 года). И вскоре стал выходить на сцену вместе с известными актерами труппы БДТ, которой в то время руководил Георгий Товстоногов.
Вместе с одноклассником Львом Додиным занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина.
В 1960-1962 годах работал на ленинградском телевидении в качестве рабочего.
Желание стать кинорежиссером у него возникло после просмотра культового фильма «Летят журавли». Его отговаривал сам Товстоногов, прочивший Соловьеву большую актерскую карьеру. Но он решил по-своему. И в 1962 году Сергей Соловьев стал студентом ВГИКа.
В 1969 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерская мастерская М. Ромма и А. Столпера.
Еще на втором курсе Сергей Соловьев написал сценарий документальной ленты «Взгляните на лицо». Фильм показали на Лейпцигском кинофестивале в 1963 году, жюри присудило работе 19-летнего режиссера золотую медаль.
Дипломной работой стал комедийный киноальманах «Семейное счастье» из четырёх новелл (кроме него ленту снимали Александр Шейн и Андрей Ладынин), экранизация рассказов Антона Павловича Чехова. Главные роли сыграли Алиса Фрейндлих, Вячеслав Тихонов, Николай Бурляев. Сам он вспоминал об этой работе: «Мне всегда везло на актеров, а потому и на друзей. Первые почти всегда становились вторыми. Так повелось с самого начала, когда, еще снимая дипломный фильм, я получил согласие на главную роль от Вячеслава Тихонова, который с тех пор стал мне, мальчишке по сравнению с ним, другом. Хотя мы с ним мало того что разного возраста, но и довольно разные люди».
В 1969-1987 годах — режиссер киностудии «Мосфильм», автор сценариев игровых и документальных фильмов.
В 1971 году снял драму «Егор Булычов и другие». А в 1972 году снял картину «Станционный смотритель» — экранизацию одноимённой повести Александра Пушкина. Главную роль сыграл Никита Михалков. Фильм получил Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов.
Сергей Соловьев в молодости
Еще больший успе получил его фильм 1975 года «Сто дней после детства» — драма о жизни подростков в пионерском лагере. Фильм высоко оценивался кинокритикой, назывался «одним из самых представительных в кинематографе десятилетия», отмечалась его «поэтическая атмосфера». Картина собрала множество призов: 1975 — XXV МКФ в Западном Берлине: Приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссёрскую работу; 1975 — XVII МКФ в Авеллино: Серебряная медаль фильму для детей и юношества; 1976 — IX ВКФ во Фрунзе: Главная премия (поровну с фильмом «Когда наступает сентябрь»), Приз за операторскую работу; 1976 — МКФ «ФЕСТ-76» в Белграде: Главный приз за лучшую режиссёрскую работу в конкурсе фильмов для детей и юношества; 1976 — Премия Ленинского комсомола; 1976 — Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» за лучший фильм 1975 года для детей и юношества.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (31.12.1976).
В 1977 году за фильм «Сто дней после детства» была Государственная премия СССР — автору сценария, режиссёру, оператору и художнику картины.
С 1987 года — руководитель объединения «Круг» при «Мосфильме».
Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1981 и 1987 годах.
В том же 1987 году режиссер представил свой самый известный фильм — «Асса», который стал одним из основных событий в культурной жизни СССР времён перестройки и началом трилогии, продолженной фильмами «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звёздным небом» (1991). В этих фильмах запечатлена атмосфера последних лет существования СССР. «Асса» стал «культовым» для советского рок-движения, благодаря использованию в звуковой дорожке композиций групп «Аквариум», «Кино», «Браво» и участию в фильме Виктора Цоя. На экраны лента вышла в апреле 1988 года, а к концу года фильм посмотрели 27 миллионов зрителей.
В начале 1990-х поставил спектакли «Дядя Ваня» (Малый театр) и «Чайка» (Содружество актеров Таганки).
Народный артист РФ (16.12.1993).
В 1994-1997 годах — председатель СК России.
В 1994 году — Президент Московского МКФ.
В 1990-е вел авторские программы на телевидении — «SAS» и «САС. Те, с которыми я…».
В 2004 году режиссер экранизировал три рассказа А.П. Чехова, выпустив фильм «О любви».
В 2009-м представил свою экранизацию романа Льва Толстого «Анна Каренина». Премьера состоялась 25 февраля 2009 года во время закрытия VII Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». Это был последний фильм с участием Александра Абдулова и одна из последних киноработ Олега Янковского. Главную героиню сыграла Татьяна Друбич. Сам режиссер пояснял, почему взял ее на роль Анны Карениной: «…меня часто спрашивают: «Чем вы руководствовались, когда брали Таню Друбич на роль Карениной?». Я отвечаю: «Похожестью!». Я, например, очень люблю «Анну Каренину» предыдущую. Потому что Татьяна Самойлова фантастически была похожа на Анну. Похожа! Более похожей актрисы, чем Татьяна Самойлова, в то время найти было невозможно. Вот Смоктуновский был похож на Гамлета. Что тут сделаешь — похож, и все! Актрисы, больше похожей на Анну Каренину, чем Татьяна Друбич, сегодня не найти. Именно степень ее похожести вдохновила меня на этот проект».
В 2010-м Сергей Соловьев представил молодежную ленту «Одноклассники». Соавтором сценария стала его ученица Софья Карпунина, появившаяся также в главной роли.
Сергей Соловьев и Софья Карпунина
В 2016-м снял фильм «Ке-ды» — экранизацию рассказа «Paradise found» прозаика Андрея Геласимова.
Сергей Соловьёв известен как режиссёр, у которого есть своя актёрская «обойма». Целый ряд актёров снимался у него неоднократно. Музой режиссёра во многих фильмах, начиная с картины «Сто дней после детства», была Татьяна Друбич. Также стоит отметить творческие отношения с Людмилой Савельевой, Александром Башировым, Александром Абдуловым, Ильёй Ивановым, Александром Збруевым.
В 2002 году выступил инициатором создания международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске и стал его бессменным президентом.
Сергей Соловьёв преподаёт во ВГИКе на режиссёрском факультете, руководит режиссёрской и актёрской мастерскими, профессор.
«Для меня… существуют только два не скомпрометировавших себя общественных института — искусство и Писание Божье», — говорил режиссер.
«Искусство — это когда ты знаешь, чего никто не знает, и об этом снимаешь. Миром правит душа, а деньги… промолчу чем. А русское искусство никогда не развивалось по жанрам. Россия — вот наш «жанр», в котором мы все живем. Такое ужасающе трудноопределимое пространство», — считает Соловьев.
«Я никогда не делал кино для кого-то, кроме как для себя и для всех», — отмечал он.
Сергей Соловьев
Рост Сергея Соловьёва: 153 сантиметра.
Личная жизнь Сергея Соловьёва:
Трижды был женат.
Первая жена — Екатерина Сергеевна Васильева, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Она была его однокурсницей. Влюбленным пришлось поскитаться по углам, коммуналкам и общежитиям. Брак быстро распался, расстались, оставшись настоящими друзьями.
Сергей Соловьев и Екатерина Васильева
Вторая жена — Марианна Кушнерова, киновед, актриса. В 1972 году она сыграла главную роль Дуняши в его фильме «Станционный смотритель».
В браке родился сын Дмитрий Соловьев (6 октября 1974 — 12 февраля 2018), актёр. Снялся в главной роли в фильме отца «Нежный возраст».
Марианна тяжело переживала развод, по слухам, даже лежала в психиатрической клинике. Замуж так больше и не вышла.
Сергей Соловьев и Марианна Кушнерова
Сын, актер и продюсер Дмитрий Соловьев скончался 12 февраля 2018 года в возрасте 43 лет. Причиной смерти стал панкреатит — возможное осложнение после гриппа, перенесенного Дмитрием. Прощание с ним прошло 14 февраля в храме Иоанна Богослова на Бронной, похоронили Дмитрия Соловьева на Троекуровском кладбище.
Дмитрий Соловьев — сын Сергея Соловьева
Третья жена — Татьяна Люсьеновна Друбич (родилась 7 июня 1960 года), российская актриса театра и кино. Они познакомились во время съемок фильма «Сто дней после детства», режиссером которого был 28-летний на тот момент Соловьев, а главную роль исполняла 13-летняя Таня Друбич. Роман был шоком для всех — и окружающих, и родителей Татьяны: 15 лет разницы в возрасте, женатый мужчина и школьница. Вторая жена Соловьева жаловалась на него в горком партии.
Зарегистрировали брак в 1983 году.
27 июня 1984 года у пары родилась дочь Анна Друбич, композитор, пианистка, окончила Мюнхенскую консерваторию по классу рояля, занимается концертной деятельностью, а так же сочиняет музыку, в частности, для кино. Живёт в Лос-Анджелесе (США).
В 1989 году развелись, однако остались друзьями и сохранили творческий тандем.
Сергей Соловьев и Татьяна Друбич
Фильмография Сергея Соловьёва:
1987 — Профессия — оператор (документальный)
1994 — Чтобы помнили. Инна Гулая (документальный)
1994 — Чтобы помнили. И всё же… (документальный)
1991 — Гений — камео (нет в титрах)
2000 — Сергей Бондарчук (документальный)
2002 — Заметки на полях образа жизни (Pastabos gyvenimo būdo paraštėse) (документальный)
2002 — Притяжение — эпизод
2005 — Александр Кайдановский. Трагедия сталкера (документальный)
2005 — Как уходили кумиры. Геннадий Шпаликов (документальный)
2005 — Как уходили кумиры. Леонид Филатов (документальный)
2005 — Как уходили кумиры. Михаил Ромм (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Евгений Матвеев (документальный)
2006 — Сказ про быль Леонида Филатова (документальный)
2006 — Последний герой уходящей эпохи (документальный)
2006 — Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса… (документальный)
2006 — Леонид Филатов. Я не могу больше жить (документальный)
2006 — Глеб Панфилов. Своя тема (документальный)
2007-2011 — Острова (документальный)
2007 — Как уходили кумиры. Андрей Тарковский (документальный)
2008 — Я шагаю по Москве. Геннадий Шпаликов (документальный)
2008 — Память о счастье (документальный)
2008 — Кино на двоих (документальный)
2008 — Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина (документальный)
2008 — Гениальный отшельник. Вечная музыка Шварца (документальный)
2008 — Человек в кадре. Александр Абдулов (документальный)
2009 — Олег Янковский. В главной роли (документальный)
2009 — Александр Абдулов. Роман с жизнью (документальный)
2009 — Человек в кадре. Татьяна Друбич (документальный)
2010 — Смысл жизни — сама жизнь (документальный)
2010 — Людмила Савельева. После бала (документальный)
2010 — Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2010 — И вечностью наполнен миг… (документальный)
2010 — Екатерина Васильева. Из тени в свет перелетая (документальный)
2010 — Документальная камера. Школьный фильм, как документ времени (документальный)
2010 — Виктор Цой. Легенда о последнем герое (документальный)
2011 — Киновойны по-советски (документальный)
2011 — История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный)
2011 — Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)
2013 — Те, с которыми я. Валерий Левенталь (документальный)
2013 — «Семнадцать мгновений весны». Последний дубль (документальный)
2013 — Георгий Бурков. Ироничный Дон Кихот (документальный)
2013 — Александр Абдулов. С тобой и без тебя (документальный)
2014 — Тайны советского кино. Асса (документальный)
2014 — Алиса Фрейндлих. Нет объяснения у чуда (документальный)
2017 — Тайны кино. Чародеи (документальный)
Озвучивание Сергея Соловьёва:
2000 — Нежный возраст — голос рассказчика
Режиссерские работы Сергея Соловьёва:
1969 — Семейное счастье (киноальманах)
1971 — Егор Булычов и другие
1972 — Станционный смотритель
1975 — Сто дней после детства
1976 — Мелодии белой ночи (白夜の調べ)
1980 — Спасатель
1982 — Наследница по прямой
1982 — Избранные (Chosen Ones, The / Elegidos, Los)
1986 — Чужая белая и рябой
1987 — Асса
1989 — Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1991 — Дом под звёздным небом
1993 — Дядя Ваня (фильм-спектакль)
1994-2002 — Иван Тургенев. Метафизика любви (не был завершен)
1994 — Три сестры
2000 — Нежный возраст
2003 — О любви
2008 — 2-Асса-2
2009 — Одноклассники
2009 — Анна Каренина
2016 — Ке-ды
Сценарии Сергея Соловьёва:
1966 — Взгляните на лицо (документальный)
1967 — Возвращение (короткометражный)
1969 — Семейное счастье (киноальманах)
1971 — Егор Булычов и другие
1972 — Станционный смотритель
1975 — Сто дней после детства
1976 — Мелодии белой ночи (白夜の調べ)
1980 — Спасатель
1982 — Наследница по прямой
1982 — Избранные (Chosen Ones, The / Elegidos, Los)
1983 — Когда играли Баха (короткометражный)
1986 — Чужая белая и рябой
1987 — Асса
1988 — Чёрный монах
1989 — Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1989 — Дни человека (Cilvēka dienas)
1991 — Дом под звёздным небом
1993 — Тюремный романс
1994-2002 — Иван Тургенев. Метафизика любви (не был завершен)
1994 — Три сестры
2000 — Нежный возраст
2000 — Бременские музыканты и Со
2003 — О любви
2008 — 2-Асса-2
2009 — Одноклассники
2009 — Анна Каренина
2016 — Ке-ды
Продюсерские работы Сергея Соловьёва:
1993 — Дядя Ваня (фильм-спектакль)
2003 — О любви
2008 — 2-Асса-2
2009 — Одноклассники
2009 — Анна Каренина
2016 — Ке-ды
Библиография Сергея Соловьёва:
Том 1. «Начало. То да сё…»
Том 2. «Ничего, что я куру?»
Том 3. «Слово за слово»
Сборник собственных сценариев «2-INFERNO-2»
Жизнь со скоростью 1/100 секунды
Призы и награды Сергея Соловьёва:
1972 — Станционный смотритель — Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов;
1975 — Сто дней после детства — «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру, Берлинский кинофестиваль;
1975 — Сто дней после детства — Государственная премия СССР;
1980 — Спасатель — Special Jury Citation, Венецианский кинофестиваль;
1986 — Чужая белая и рябой — Специальный приз жюри, Венецианский кинофестиваль;
1983 — Наследница по прямой — Золотая медаль, кинофестиваль детских фильмов в Салерно, Италия;
1987 — Асса — Специальный приз жюри на МКФ в Сан-Себастьяне;
2009 — На Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос» был удостоен специальной премии «мастер своего дела»;
2016 — Приз за вклад в мировой кинематограф на ММКФ