Сергей Фёдорович Летов. Родился 24 сентября 1956 года в Семипалатинске (Казахская ССР). Советский и российский музыкант, саксофонист, импровизатор, основатель музыкального издания «Пентаграмма», педагог. Старший брат Егора Летова.
Сергей Летов родился 24 сентября 1956 года в Семипалатинске (Казахская ССР).
Отец — Федор Дмитриевич Летов (1926-2018), военный, позже секретарь райкома КПРФ в Омске.
Мать — Тамара Георгиевна Летова (в девичестве — Мартемьянова; 1935-1988).
Младший брат — Егор Летов (1964-2008), советский и российский поэт, музыкант, певец, звукорежиссёр, лидер группы «Гражданская оборона».
С ранних лет занимался музыкой. Увлекался рок-музыкой, к которой приобщил и своего младшего брата.
Учился в физико-математической школе-интернате при НГУ в Академгородке города Новосибирска. В это время на него большое влияние оказал Николай Филиппович Луканёв, который был знаком с сестрой Михаила Булгакова и прочитавший все его рукописи. Из интерната Сергея Летова выгнали за «пропаганду Иисуса Христа» — за публичное чтение журнальной версии «Мастера и Маргариты».
Окончил Московский институт тонкой химической технологии, аспирантуру во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ). Работал над теплозащитными покрытиями советского шаттла «Буран».
Учился на эстрадно-духовом отделении Тамбовского культпросвет училища. Самоучкой стал играть на саксофоне, флейте, бас-кларнете.
С 1975 года живёт в Москве.
В апреле 1982 года состоялось его первое публичное выступление с ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского (соло на баритон-саксофоне).
Сергей Летов в молодости с братом Егором
В начале 1980-х помог младшему брату начать музыкальную карьеру. Егор некоторое время жил у него. Однако в 1984-м году уехал в Омск из-за разногласий. Сам Сергей пояснял, что, в отличие от Егора, он никогда не стремился к широкой популярности, а количество публики на концертах и число поклонников для него никогда не имели значения. «Для меня правильным путём была верность своим убеждениям и интересам. Мы с Игорем много спорили об этом. Его раздражала моя, скажем так, элитарность — то есть адресованность немногим. Причем раздражала сильно. Он чувствовал в этом постоянное посягательство на собственную внутреннюю правду. Когда Игорь был молодым человеком, он ощущал сильное давление с моей стороны, и многие мои знакомые справедливо меня за это порицали. Будто я слишком сильно на него давлю, пытаюсь привить ему свои взгляды на жизнь, а у него якобы есть свой собственный путь, правильный. Результатом этих разногласий и стал его отъезд из Москвы в Омск и прекращение наших совместных занятий музыкой в 1980-е годы», — рассказывал он.
В 1982-1993 годах работал с Сергеем Курёхиным как дуэтом, так и в проекте Курёхина «Поп-механика». Состоялись совместные выступления в СССР и Европе, съёмки в фильмах «Диалоги» и «Трагедия в стиле Рок», появление на телевидении в программе Музыкальный ринг. С Сергеем Курехиным сотрудничал дольше всего. О нем Летов говорил: «Он, по сути, меня как бы открыл, я был малоизвестным музыкантом. И вообще я только начинал учиться играть на саксофоне. Но что-то во мне он разглядел, и вот мы стали выступать вместе. Он меня стал привлекать к своим проектам, почти до самой смерти мы с ним вместе играли».
Долго сотрудничал с Театром на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова. В 1998-м году он написал музыку к спектаклю «Марат и Маркиз де Сад», в котором Маркиза де Сада на протяжении 17 лет играл Валерий Золотухин. Сергей Летов говорил, что это главный успех его жизни. Этот спектакль Любимова давали в Авиньоне, в Японии, дважды в Южной Корее, в Гонконге, неделю в США, в Нью Хейвене.
Выступал и записывался с Юрием Шевчуком. Впервые они записались в 85-м году, это был альбом «Время».
С 1984 Сергей Летов играл и записывался с такими рок-группами и певцами как «Аквариум», «Центр», «ДК», «Алиса», «ДДТ», «Доктор», «Весёлые картинки», «Ночной проспект», «Атональный синдром», «Земля и небо», «Мягкие звери», «Умка и Броневичок», «Overdrive», «Рада и Терновник», «Московское время», «Гражданская Оборона», Олег Гаркуша и Михаил Коловский, Фёдор Чистяков.
В 1985 Сергей Летов основал духовой ансамбль «Три О», в котором в разное время принимали участие Аркадий Шилклопер (валторна), Аркадий Кириченко (туба, эуфониум, бас-труба, вокал), Александр Александров (фагот), Юрий Парфенов (труба, альт-хорн). Три»О» выступал почти на всех джазовых фестивалях СССР, а также в Европе и США.
Сергей Летов и Егор Летов
С 1986 года сотрудничал с певицей Валентиной Пономарёвой. Дуэт давал концертные выступления, снимался в кино.
Сотрудничал с Немецким культурным центром им. Гёте (Гёте-Институт). В рамках этого сотрудничества он выступал на выставках немецкой фотографии и делал музыкальные программы, посвящённые изобретателям кино братьям Складановски и Францу Кафке, а также вместе с Алексеем Борисовым написал музыку к немому фильму Фридриха Мурнау «Фауст» (1926).
С 1998 года выпускает CD-R в собственном издательстве «Пентаграмма». Некоторые альбомы, изданные таким образом, позднее были переизданы в виде компакт-дисков (издательства «ХОР Рекордз», «Отделение Выход»).
В декабре 1999 участвовал в проекте Грейс Юн «Конец Иллюзии» в Кёльне — последнем джазовом эфире тысячелетия на радио West-Deutsche Rundfunk. Принимал участие вместе с Три»О», пианистом Мэлом Уолдроном, вокалисткой Джин Ли, Романом Бункой, Бликсой Баргельдом (Einstürzende Neubauten) и другими.
В 2003 году начал сотрудничать с немецким обществом «Запад-Восток BDWO».
Пишет статьи. С октября 2004 читает лекции о современной музыке в Московском институте журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ).
Выступал с поэтами и писателями Ниной Искренко, Дмитрием Приговым, Львом Рубинштейном, Ниной Садур, Андреем Битовым, Вячеславом Куприяновым, Анной Альчук, Владимиром Друком, Татьяной Щербиной, Николаем Байтовым и Светой Литвак, Юлией Скородумовой, Константином Кедровым, Еленой Кацюбой, Людмилой Ходынской, Владимиром Климовым, Эркки Лаппалайненом (Финляндия-Швеция), Валером Новарина, Мишелем Уэльбеком (Франция), Михаилом Сухотиным, Мариной Князевой, Сергеем Бирюковым, Лесей Тышковской, Вилли Мельниковым.
В 2016 году сыграл в Москве премьерный спектакль «Севастополь» по рассказам Льва Толстого. В нем играют актеры разных театров, в том числе и актеры «Театра на Таганке».
Общественно-политическая позиция Сергея Летова
«Многим музыкантам присуща сервильная психология. Музыкант — это не властитель дум, а представитель сферы обслуживания. Поэтому среди них распространено мнение, что люди нашей профессии не должны проявлять свою политическую позицию. Поэтому нужно вести себя тише воды, ниже травы и подстраиваться под мнение тех, кто дает деньги», — считает он.
В 2014 году активно поддержал вхождение Крыма в состав России. Он говорил: «У меня дочь и три внучки живут в Севастополе. И когда Севастополь и Крым стали Россией, я страшно возликовал! Потому что, после того как я посмотрел по телевизору, что происходит на Майдане, и послушал свою дочь, я был готов ее из Крыма забрать, со всей ее семьей. Потому что я знал о «поездах дружбы» «Правого сектора», о том, что «Крым будет украинским или безлюдным», о партии «Свобода», о высказываниях Яроша… И они, крымчане, к счастью, избегли того жуткого сценария, который был заготовлен для Донбасса и Луганска».
Сергей Летов поддерживает ДНР и ЛНР. «Когда происходят какие-то события — гибель Дремова, Мозгового, — у меня уменьшается количество друзей в социальных сетях. Потому что, к сожалению, многие люди либеральных убеждений, и вдруг начинаются какие-то пляски на костях, огромное количество лайков, какие-то оскорбительные комментарии… Так произошло, когда умер Уго Чавес: ряд моих друзей в США, с кем я был знаком 30 лет, перестали быть моими друзьями. Так же произошло, и когда Моторолу убили», — признавался он.
А потом Берлин — А.Ф. Скляр feat Юлия Чичерина и Сергей Летов
Личная жизнь Сергея Летова:
Трижды был женат.
Первая жена — Людмила, работала в Москве. Познакомились при очень романтических обстоятельствах. В Москву приехал греческий национальный театр и привез пьесу Софокла «Эдип в Колоне». Сергей тогда увлекался древнегреческой литературой, начинал учить древнегреческий язык. И он решил пойти на этот спектакль, но билетов не было. Он подошел к новому МХАТу, там у девушки оказался лишний билет. Это и была его будущая жена, которая тогда занимаась патентоведением. Поженились в 1977 году в Севастополе.
В браке 12 мая 1978 года родилась дочь Диана. Она живет в Севастополе, имеет трех дочерей — Соню, Тоню и Маргариту.
С первой женой развелся в 1980 году.
Вторая жена — Александра. В браке в 1990 году родилась дочь Сабина, она живет в Москве.
Третья жена — Ольга. Поженились в 2008 году. Ольга младше его старшей дочери Дианы. 19 января 2012 года у пары родилась дочь Майя.
Музыка Сергея Летова к фильмам и спектаклям:
Пауль Вегенер. Голем, как он пришёл в мир. Музыкальное сопровождение немого кино;
Георг Вильгельм Пабст. «Сокровище». Музыкальное сопровождение немого кино;
Фридрих Мурнау. «Фауст. Народная легенда». Музыкальное сопровождение немого кино;
Дзига Вертов. «Одиннадцатый». Музыкальное сопровождение немого кино;
Сергей Эйзенштейн. Стачка. Музыкальное сопровождение немого кино;
Музыкальное сопровождение кино: фильм Фридриха Мурнау «Носферату»;
2004 музыка к телефильму «Николай Эрдман — выстрел самоубийцы» Алексея Бурыкина (ОРТ, «Цивилизация»);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Фрица Ланга «Метрополис» (с 2005 — совместно с Алексеем Борисовым и Александром Александровым);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Якова Протазанова «Аэлита» (с 2005 — совместно с Алексеем Борисовым и Ланой Аксёновой, Лидией Кавиной);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Василия Гончарова и Александра Ханжонкова «Оборона Севастополя»;
2008 музыка к телефильму «Я гений Николай Глазков» Алексея Бурыкина;
Музыкальное сопровождение кино: мультфильм Лотты Райнигер «Приключения принца Ахмеда» (совместно с Керимовым Теймуром Надиром оглы);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Бунтаро Футагава «Ороти» (совместно с Владимиром Нелиновым);
Музыкальное сопровождение кино: «Пустой номер» (фильм, 2013). Роль саксофониста / ангела-хранителя.
Театральные работы Сергея Летова:
Пауль Вегенер. Голем, как он пришёл в мир. Музыкальное сопровождение немого кино;
Георг Вильгельм Пабст. «Сокровище». Музыкальное сопровождение немого кино;
Фридрих Мурнау. «Фауст. Народная легенда». Музыкальное сопровождение немого кино;
Дзига Вертов. «Одиннадцатый». Музыкальное сопровождение немого кино;
Сергей Эйзенштейн. Стачка. Музыкальное сопровождение немого кино;
Музыкальное сопровождение кино: фильм Фридриха Мурнау «Носферату»;
2004 музыка к телефильму «Николай Эрдман — выстрел самоубийцы» Алексея Бурыкина (ОРТ, «Цивилизация»);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Фрица Ланга «Метрополис» (с 2005 — совместно с Алексеем Борисовым и Александром Александровым);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Якова Протазанова «Аэлита» (с 2005 — совместно с Алексеем Борисовым и Ланой Аксёновой, Лидией Кавиной);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Василия Гончарова и Александра Ханжонкова «Оборона Севастополя»;
2008 музыка к телефильму «Я гений Николай Глазков» Алексея Бурыкина;
Музыкальное сопровождение кино: мультфильм Лотты Райнигер «Приключения принца Ахмеда» (совместно с Керимовым Теймуром Надиром оглы);
Музыкальное сопровождение кино: фильм Бунтаро Футагава «Ороти» (совместно с Владимиром Нелиновым);
Музыкальное сопровождение кино: «Пустой номер» (фильм, 2013). Роль саксофониста / ангела-хранителя.