Сергей Кириенко

Сергей Кириенко

Сергей Владиленович Кириенко (урожденный Израитель). Родился 26 июля 1962 года в Сухуми (Абхазская АССР, Грузинская ССР). Российский государственный и политический деятель. Председатель Правительства Российской Федерации (24 апреля — 24 августа 1998), самый молодой глава правительства в истории России. Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (2005-2016). Первый заместитель Руководителя Администрации президента Российской Федерации (с 5 октября 2016). Член Государственного Совета Российской Федерации (с 21 декабря 2020). Герой Российской Федерации (2018).

Сергей Израитель, ныне известный как Сергей Кириенко, родился 26 июля 1962 года в Сухуми.

Отец — Владилен Яковлевич Израитель (1938-1995), выпускник Московского государственного университета, доктор философских наук, профессор, в разное время заведовал кафедрами Горьковского (Нижегородского) института инженеров водного транспорта: научного коммунизма (1980-1990), политологии (1990-1992), гуманитарных и социальных наук (1992-1995). В 1980-е годы возглавлял идеологическую комиссию Горьковского областного комитета КПСС. После перестройки руководил компаниями «Прагма» и «Дело», специализирующихся в сфере пиара.

Мать — Лариса Васильевна Кириенко, выпускница Одесского экономического института, экономист.

Его родители развелись в начале 1970-х годов, после чего мать записала Сергея на собственную фамилию — Кириенко.

Окончил сочинскую среднюю школу № 7.

В 1984 году окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта.

Член КПСС с 1984 года.

С 1984 по 1986 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР.

Свою трудовую деятельность начал в должности мастера судостроительного завода «Красное Сормово». В 1986-1991 годах — секретарь комитета ВЛКСМ завода; первый секретарь Горьковского областного комитета ВЛКСМ. В марте 1990 года был избран депутатом Горьковского областного совета народных депутатов.

В 1991-1997 годах — работал в сфере предпринимательства, финансов и бизнеса: генеральный директор акционерного общества «Концерн АМК»; председатель правления банка «Гарантия»; президент нефтяной компании «НОРСИ-ОЙЛ».

В 1993 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

В апреле 1997 года Сергей Кириенко переехал на работу в Москву, где его друг, первый заместитель председателя правительства России Борис Немцов убедил сомневающегося премьера Виктора Черномырдина взять молодого нижегородского бизнесмена на высокую должность в министерстве топлива и энергетики. Черномырдин сначала возражал, ссылаясь на отсутствие государственного опыта у Кириенко, однако затем, не желая спорить по малозначительному, как тогда казалось, кадровому вопросу, уступил напору Немцова.

Сергей Кириенко в молодости

В 1997-1998 годах Кириенко — первый заместитель министра, министр топлива и энергетики Российской Федерации.

23 марта 1998 года президентом Борисом Ельциным он был назначен исполняющим обязанности председателя правительства после отставки кабинета Виктора Черномырдина. Как стало известно годы спустя, в тот день Ельцин выбирал между генералом Андреем Николаевым и Кириенко. Как отмечал в своих мемуарах Ельцин, ему на посту председателя правительства требовался политик молодой, энергичный и твёрдый в преобразованиях. После первой же встречи Ельцину понравился стиль мышления Кириенко — «ровный, жёсткий, абсолютно последовательный».

Дефолт 1998 года

С апреля по август 1998 года Сергей Кириенко — Председатель Правительства Российской Федерации. Государственная дума дважды — 10 и 17 апреля 1998 года — отказывала в согласии на утверждение Кириенко на посту председателя правительства. Только 24 апреля, после третьего голосования по его кандидатуре, Кириенко 251 голосом (при минимуме 226) был утверждён Государственной думой в должности председателя правительства (после 3-го отказа президент имел право распустить Думу). В тот же день Ельцин подписал указ о назначении Кириенко председателем Правительства Российской Федерации.

Уже к моменту назначения Кириенко в России вот-вот должна была рухнуть финансовая пирамида государственных краткосрочных облигаций (ГКО), запущенная при председателе правительства Черномырдине. В программной речи перед Госдумой Кириенко сообщил, что «экономике России нанесён тяжёлый удар азиатским финансовым кризисом». В результате кризиса мировые цены на нефть упали до уровня 10 долларов за баррель с тенденцией к дальнейшему понижению.

Общий объём годового государственного бюджета России тогда составлял около 20 млрд долларов, при этом накопленный долг по зарплатам в РФ — около 70 млрд долларов, а совокупный внешний долг — около 170 млрд долларов.

Последствия азиатского кризиса ещё не стали в России для всех очевидными, предупредил Кириенко, но неизбежные потери федерального бюджета новый председатель правительства оценил в 30 млрд долларов. Фактически уже в первые дни работы Кириенко обнаружил, что ситуация с финансами намного хуже, чем он ожидал. Средств федерального бюджета не хватало даже на исполнение текущих обязательств государства перед бюджетниками. Ресурсов для выплаты внешних долгов вовсе не оказалось.

При формировании правительства единственным заметным изменением стало резкое сокращение числа заместителей председателя правительства и упразднение должностей первых заместителей председателя Правительства. Портфели заместителей председателя Правительства получили Борис Немцов, Олег Сысуев и Виктор Христенко. В кабинете Кириенко находился и политик левого спектра: при перестановках в правительстве 22 июля 1998 года на должность министра промышленности и торговли был назначен представитель КПРФ Юрий Маслюков. Этой мерой правительство Кириенко ничего не приобретало в плане профессионализма, зато теряло верного сторонника примиренческой линии в Госдуме. Такой шаг был предпринят Кириенко из тактических соображений, чтобы как-то смягчить неизбежную критику деятельности своего кабинета со стороны влиятельной думской фракции коммунистов.

Главной макроэкономической идеей, которую сразу стали обсуждать в правительстве Кириенко, была девальвация рубля, курс его тогда составлял около шести рублей за доллар, что в условиях сверхдешёвой нефти приводило к быстрому истощению валютных ресурсов государства. Подешевевшими в результате девальвации рублями было бы проще рассчитаться по внутреннему долгу. Однако тяжёлое долговое бремя лежало в 1998 году не только на федеральном бюджете, но и на коммерческих банках. Их интересам девальвация нанесла бы существенный урон — на обесценившиеся рубли банки не смогли бы приобрести достаточные объёмы долларов, чтобы расплатиться по внешним долгам. Ускорилось бегство капиталов из России.

20 июля 1998 года Международный валютный фонд выделил Российской Федерации стабилизационный кредит, первый транш которого в 4,8 млрд долларов поступил в конце месяца. Однако эффект его оказался кратковременным.

В этой ситуации Кириенко предложил Госдуме антикризисную программу, суть её состояла в том, чтобы резко сократить государственные расходы. Были предложены два варианта действий на выбор депутатов. Либо парламентским актом одобрить секвестр бюджета — пропорциональное урезание его расходов по всем или большинству статей. Либо — если Госдума не готова принять на себя ответственность, — позволить правительству сократить расходы самостоятельно и по своему усмотрению.

Госдума отклонила антикризисную программу кабинета Кириенко, не дав ему дополнительных полномочий, и не предложив никакой разумной альтернативы. Летом 1998 года у президента Ельцина, раздражённого жёсткой позицией фракции коммунистов в Госдуме, возникло спонтанное желание издать указ о запрете КПРФ, однако срочно прибывший к нему Кириенко смог удержать главу государства от поспешного и рискованного решения. Тем не менее, правительство не смогло сэкономить на расходах, в результате доверие к его кредитоспособности снизилось, западные инвесторы ажиотажно избавлялись от российских ценных бумаг, а вырученные рубли срочно конвертировали в доллары. Курс рубля стал стремительно падать.

На фоне отказа российских властей от непопулярных мер экономии МВФ не пожелал предоставлять второй транш кредита. В первых числах августа 1998 года из-за обесценивания российских валютных бумаг и отсутствия спроса на ГКО коммерческие банки оказались перед угрозой банкротства, частный сектор экономики был не в состоянии вернуть долларовые кредиты. 14 августа российский валютный рынок практически остановился. Перед Кириенко встала дилемма — или потратить последние резервы, напечатать ничем не обеспеченные рубли и таким образом рассчитаться с держателями ГКО; или — провести девальвацию рубля и приостановить, хотя бы частично, выплату долгов. В этих обстоятельствах Кириенко предпочёл удержать на плаву коммерческие банки и спасти госбюджет от неминуемого разорения, которое вызвала бы расплата по ГКО.

Впервые в российской истории премьер Кириенко объявил дефолт — мораторий (временный отказ) от выплаты долгов. Эта мера коснулась как суверенных, так и частных долгов. Российским частным заёмщикам было разрешено не платить по долгам иностранным кредиторам в течение 90 дней. Сам Кириенко впоследствии признал, что принял плохое решение, — но только для того, чтобы избежать худшего.

Сергей Кириенко и Борис Ельцин

16 августа Кириенко известил президента Ельцина, что правительство принимает на себя ответственность за случившееся и готово подать в отставку. Тогда Ельцин счёл отставку кабинета Кириенко преждевременной и предложил ему продолжить работу. На следующий день, в понедельник 17 августа 1998 года, в России было публично объявлено о дефолте, курс рубля рухнул почти в 3 раза, к 1 октября он опустился до 16 рублей за доллар.

Среди населения началась паника, люди массово ринулись забирать вклады из банков, а затем в обменные пункты — скупать твёрдую валюту на все оставшиеся наличные рубли. Возвратить вклады всем желающим, да ещё одномоментно, банки не смогли. Обменные пункты стали закрываться из-за отсутствия валюты. На предприятиях и в организациях начались массовые увольнения, поскольку выплачивать зарплату стало нечем. Как признал позже Кириенко, принимая решение о дефолте, он и его коллеги по правительству не предвидели, что психологический удар по населению будет такой сокрушительной силы, что в обществе распространится такая паника.

21 августа 1998 года все фракции Госдумы солидарно приняли постановление о недоверии правительству и потребовали отставки премьера Кириенко. Утром в воскресенье 23 августа Ельцин вызвал к себе Кириенко и объявил ему об отставке. Экс-премьер воспринял решение главы государства с пониманием, предложил назначить новым председателем правительства близкого к левым политическим кругам главу Совета Федерации Егора Строева. Против бывшего секретаря ЦК КПСС Строева, считал Кириенко, коммунисты возражать ни в коем случае не будут, а это сразу снизит градус напряжённости и панические настроения в обществе. Ельцин рекомендацию Кириенко не принял, пытался вновь вернуть на пост премьера Черномырдина, однако Госдума дважды отклонила его кандидатуру. Не желая нового противостояния с парламентом и возможного его роспуска, на третий раз Ельцин под давлением парламентского большинства поручил сформировать правительство министру иностранных дел и политическому тяжеловесу Евгению Примакову.

В правительстве Примакова Ельцин предложил недавно уволенному Кириенко должность первого вице-премьера. Тем самым Ельцин пытался соединить опыт Примакова с динамизмом Кириенко, которого президент считал «талантливым и умелым» человеком. Однако Кириенко отказался, мотивируя своим неверием в коалиционное правительство и отсутствием внятной экономической программы у кабинета Примакова.

По итогам своей деятельности во главе правительства Кириенко вместе с Борисом Немцовым и Анатолием Чубайсом стал известен как «молодой реформатор», пытавшийся реализовать в России масштабные экономические реформы либерального толка. Проведение реформ было осложнено резким снижением экспортных цен на нефть (в моменте до 9 долларов за баррель), которое привело к нестабильности на финансовых рынках и удорожанию обслуживания государственного долга РФ.

Сам Кириенко говорил: «Грубая ошибка думать, что кризис случился 17 августа. Все мало-мальски профессиональные люди отлично понимали, что мы в нем оказались значительно раньше — как минимум, еще весной. Я уже не говорю о том, что смешно полагать, что системный долговый кризис может возникнуть вдруг, в один день: просто семнадцатого августа он стал для всех, в том числе и для не профессионалов — зримо виден. Для меня же все стало очевидно еще в конце марта, когда меня назначили исполняющим обязанности председателя правительства, и я сел за анализ макроэкономической ситуации в стране — чтобы понимать, с чего мне предстоит стартовать. И анализ показал: положение аховое. Даже после того, как в мае — чего уж теперь скрывать — мы провели секвестр бюджета, на 26% урезали бюджетные расходы — так вот, даже после этого цифры выглядели следующим образом.

Совокупный государственный доход — порядка 22-23 миллиардов рублей. Минимальные расходы — 25-26 миллиардов рублей. Плюс ежемесячные погашения по ГКО достигли 30 миллиардов рублей. Это означает, что у нас не только текущие доходы с расходами не бьются, это значит, что значит, что, если мы даже все наши доходы направим на погашение текущего долга, то нам их все равно не хватит. Следовательно, нам каждый месяц надо занимать 30 миллиардов, чтобы погасить ГКО плюс проценты на их обслуживание, плюс — занять еще хотя бы 2 миллиарда на покрытие текущих расходов. То есть, во-первых, мы методично увеличивали свои долги, во-вторых, не взяв новых не могли вернуть старых долгов. Причем парадокс состоял в том, что совокупный долг внутренний и внешний в массиве, скажем, валового внутреннего продукта, был вполне приемлемым — меньше 50% ВВП, это не такой уж большой показатель. Многие страны, скажем, США, имеют гораздо больший показатель. Вся проблема заключалась в том, что мы методично увеличивали долг. То есть мы просто житье в долг заложили в основу бюджетной политики.

Каждый год утверждаемый с дикими конфликтами между правительством и Думой бюджет, оказывался таким, что доходы в нем всегда были меньше расходов. В результате, каждый новый кредитор начинает бояться, что он последний, кто дал деньги в долг и, следовательно, обратно его не вернет. Начинается кризис доверия. Иностранные инвесторы демонстрируют, что они не хотят давать в долг, поскольку не видят, когда же мы сведем доходы с расходами и станем хотя бы чуть-чуть возвращать долги — в результате, заемные деньги становятся дороже, а это первый признак того, что к вам начинают как к заемщику относиться хуже, закладываются на риск.

Российские инвесторы демонстрируют свое неверие тем, что начинают более активно скупать валюту. Население, у которого в долг берут через не выданную заработанную плату, через задержки с пенсиями, демонстрируют свое неверие тем, что укладываются на рельсы… А тут еще общее ухудшение финансовой ситуации на мировых рынках. В результате, дыра в бюджете резко увеличивается. Иностранные инвесторы начинают выводить свои средства из российских долговых инструментов или требовать повышения их цены.

В результате в мае — ровно через неделю, как я представил новое правительство президенту — резкий скачок доходности ГКО. Отсюда — затраты на обслуживание государственных обязательств растут по экспоненте: если стоимость ГКО — 20%, значит на обслуживание ГКО в объёме 200 миллиардов рублей мы тратили 40 миллиардов в год; но если ставка возрастает до 50 процентов то они обходятся уже в 100 миллиардов. Кроме того, долги короткие — месячные, трехмесячные, полугодовые, то есть государственные бумаги за год имели два-три оборота и гасить их приходилось каждую неделю. А это значит, что кредитор знает: вынь да положь, а на следующий неделе мне надо погасить, скажем 10 миллиардов ГКО, следовательно занимать я буду под любой процент- под столько сколько дают, а не под столько сколько я хочу. Следовательно, зависимость от кредитов постоянно возрастает. Короче, все как в том старом фильме, где герой обьясняет, чем пьяница отличается от алкоголика. Пьяница, говорит он, может пить, если захочется, а может и не пить. А алкоголик, хочет пить — пьет, и не хочет — тоже пьет. Тоже самое и с заимствованиями. Самый плохой должник — тот, кто уже не может не брать в долг».

Результатом проведённого правительством Кириенко дефолта стала ликвидация пирамиды ГКО-ОФЗ, снижение государственных расходов на обслуживание долга. Вместе с тем дефолт повлёк за собой спад производства и доходов населения, потерю работы сотнями тысяч граждан, острый банковский кризис, скачок инфляции, сильное падение обменного курса рубля. Не лучшим образом на репутации Кириенко отразилось широковещательное заявление президента Ельцина, сделанное 14 августа 1998 года, то есть за три дня до дефолта, когда глава государства со ссылкой на правительство уверенно гарантировал россиянам, что девальвации не будет, что всё просчитано и находится под контролем. Впоследствии эти «гарантии» трактовались как сознательное введение граждан в заблуждение.

Положительным следствием резкой девальвации рубля стало масштабное импортозамещение и увеличение конкурентоспособности внутреннего производства — которые стали очевидными уже при премьерстве Примакова.

В народе четырёхмесячное премьерство Кириенко ещё долго ассоциировалось с кризисом и потрясениями 1998 года, закрепившимся за молодым реформатором прозвищем «Киндер-сюрприз».

Характеризуя профессиональный и человеческий стиль поведения Кириенко, различные эксперты отмечают его неизменную корректность, вежливость и учтивость — как в отношениях со сторонниками, так и с политическими оппонентами; и в конфликтных ситуациях, и с разными по рангу чиновниками.

В 1999 году был кандидатом в мэры Москвы. На выборах занял второе место с 11,2 % голосов, уступив переизбранному Юрию Лужкову.

18 декабря 1998 года возглавил собственное общероссийское общественное политическое движение «Новая сила» которое было официально зарегистрировано Минюстом РФ и позднее вошло в состав новой политической организации «Союз правых сил» (СПС). Как лидер списка СПС шёл на выборах в Государственную думу. Список получил 8,52 % и занял четвёртое место. Накануне выборов Кириенко от имени СПС встретился с премьер-министром России Владимиром Путиным и передал ему программу блока, подготовленную перед выборами.

В 1999-2000 годах — депутат Государственной думы, лидер фракции «Союз правых сил», был членом комитета Думы по законодательству. На состоявшемся 20 мая 2000 году учредительном съезде всероссийского движения «Союз правых сил» был избран сопредседателем движения (вместе с Анатолием Чубайсом, Егором Гайдаром, Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой). Однако вскоре приостановил своё членство в СПС в связи с переходом на госслужбу.

Депутатские полномочия Сергея Кириенко были досрочно прекращены 31 мая 2000 года в связи с переходом на работу в Администрацию президента РФ.

С 18 мая 2000 — 14 ноября 2005 — Полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Среди успехов Сергея Кириенко во время полпредства называют встраивание приволжских республик — Башкирии и Татарстана — в так называемую вертикаль власти, а также гармонизацию регионального и федерального законодательства. В частности при Кириенко был разработан и в дальнейшем подписан договор о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром.

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2000).

С 2001 года — председатель Государственной комиссии Российской Федерации по химическому разоружению.

14 ноября 2005 года был освобождён от должности полномочного представителя в результате кадровых перестановок, проведённых президентом.

В 2005 году избран председателем Национального совета айкидо России (президент «Федерации Айкидо «Айкикай России»»). С момента основания в 2005 году — сопредседатель Российского Союза боевых искусств (совместно с Ю. П. Трутневым).

Росатом

15 ноября 2005 года назначен главой Федерального агентства по атомной энергии России («Росатома»). 12 декабря 2007 года в связи с реорганизацией переназначен генеральным директором Государственной корпорации «Росатом», созданной на базе агентства.

В Росатоме Кириенко проработал почти 11 лет. Начиная деятельность в 2005 году, Кириенко поставил перед собой стратегические цели — построить в России 40 новых атомных энергоблоков за 25 лет и довести до 25 % долю АЭС в общем производстве электричества в стране. Фактически к моменту отставки Кириенко в 2016 году из намеченных 40 новых энергоблоков в эксплуатацию было введено три — общей мощностью 3,1 ГВт, в том числе два энергоблока на Ростовской АЭС и один на Калининской АЭС. Почти готовы к пуску в промышленную эксплуатацию ещё два блока на 2 ГВт суммарной мощности — третий блок Белоярской АЭС и первый Нововоронежской АЭС-2.

Доля атомной энергетики в выработке электроэнергии в России в 2015 году составляла 17 % (против 15 % в начале деятельности Кириенко в 2005 году). Суммарная установленная мощность российских АЭС в 2015 году — 26 ГВт. Ежегодная выработка АЭС составляет около 190 млрд кВтч. Это значительное отставание от параметров, заданных правительственной программой в 2006 году, согласно которой в 2015 году следовало достигнуть 33 ГВт и 224 млрд кВтч.

Расходы бюджета России на развитие атомной энергетики в 2009-2014 годах составили 826 млрд рублей (плюс ещё начальный имущественный взнос в госкорпорацию 450 млрд). Общий объём планового бюджетного финансирования в период до 2020 года составлял ещё 492 млрд рублей, однако планы по достройке уже начатых АЭС были скорректированы ввиду сокращения возможностей федерального бюджета из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов. Из-за бюджетной экономии сроки ввода в эксплуатацию новых АЭС переносились.

К достижениям Кириенко на посту главы Росатома относят существенное снижение операционной себестоимости выработки электроэнергии на АЭС — до 60 копеек за кВтч в 2011 году. К 2015 году этот показатель, впрочем, снова вырос — до одного рубля за кВтч. При Кириенко была оптимизирована численность персонала корпорации с более 40 000 до 34 000 сотрудников. К 2015 году численность снова выросла — до 37 000 работников. За 10 лет Кириенко удалось увеличить коэффициент использования установленной мощности АЭС: средняя загрузка выросла с 73 % до 82 %, за счёт чего получено около половины достигнутого прироста выработки электроэнергии. Отмечалось, что Кириенко удалось частично решить задачу избавления России от импортной зависимости по урану — главным образом, за счёт приобретения зарубежных активов.

В октябре 2015 года впервые за много лет волгодонское производственное объединение «Атоммаш» построило и отгрузило новый реактор ВВЭР-1200 для строящейся Белорусской АЭС. Дефицит отечественной машиностроительной базы для сооружения реакторов — один из основных сдерживающих факторов в модернизации атомной энергетики в России.

Намеченные Кириенко планы, не выполненные по ряду объективных и субъективных причин, укладываются в тенденцию потери популярности атомной энергетики на планете. Её доля в мировом производстве первичной энергии снизилась в XXI веке в 2 раза: если в 2000 году она составляла 8 %, то в 2015 — только 4 %. Неблагоприятное отношение к атомной энергетике усилилось в 2011 году, после аварии в Японии на АЭС Фукусима-1.

Фактическая стоимость строительства АЭС в России при Кириенко составляла около 3800 долларов за киловатт — в 2 раза выше, чем строительство АЭС в Китае, и почти в пять раз дороже, чем обходится строительство газовых электростанций в России. Все эти обстоятельства не были должным образом учтены Кириенко при обосновании федеральных инвестиций.

В годы работы Кириенко при участии российских атомщиков было завершено строительство и осуществлён запуск в эксплуатацию АЭС в Бушере (2010-2011) — первой атомной электростанции в Иране и на всём Ближнем Востоке. Помимо этого, при участии Росатома введено в строй три реактора в Китае, два реактора в Индии. Строительство ещё 30 энергоблоков в разных странах мира продолжается. Общая цена портфеля международных контрактов Росатома, сформированного при Кириенко, — более 100 млрд долларов.

За 11 лет работы отрасли при Кириенко в России на АЭС не произошло ни одного аварийного происшествия с оценкой в два балла или выше по международной семибалльной шкале INES.

Сергей Владиленович Кириенко

С 2012 года является исполнительным директором Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской православной церкви.

В Администрации президента

5 октября 2016 года был назначен на должность первого заместителя руководителя Администрации президента России. При назначении принимался во внимание солидный государственный опыт и внушительный послужной список Кириенко, именно он в качестве премьер-министра в 1998 году представил коллективу ФСБ РФ нового руководителя Владимира Путина.

В сферу деятельности Кириенко в президентской администрации попал внутриполитический блок, что включает в себя выборы всех уровней, взаимодействие с политическими партиями, общественными организациями, молодёжную политику. Кириенко подчинены управление внутренней политики и управление общественных проектов, он курирует интернет-издания и социальные сети.

В ноябре 2016 года Кириенко включился в обсуждение обострившейся в России проблемы наступления цензуры и морализаторства на свободу творчества, собрав у себя вместе с министром культуры Владимиром Мединским художественных руководителей крупнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга. Эта тема нашла сочувственное отражение в послании президента Путина к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, подготовленном при участии Кириенко, и в выступлении на следующий день главы государства на встрече с деятелями культуры в Санкт-Петербурге.

С 27 декабря 2016 года — председатель наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Одним из важнейших нововведений команды Сергея Кириенко на посту кремлевского куратора внутренней политики называют назначение губернаторами так называемых «молодых технократов». При Кириенко к обучению высокопоставленных управленцев привлекли специалистов из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). С 2017 по 2019 год при Кириенко в России сменился 41 глава региона — почти половина всего губернаторского корпуса.

15 октября 2020 года Европейский союз и Великобритания ввели санкции против ряда высокопоставленных российских чиновников, включая Сергея Кириенко (запрет на въезд в ЕС и на финансовые операции, а также замораживание возможных активов), связав их с отравлением оппозиционного политика Алексея Навального с применением химического оружия. Евросоюз обосновал санкции против Кириенко следующим образом: «отравление Алексея Навального было возможно только с одобрения Администрации президента. Учитывая его руководящую роль в Администрации, Сергей Кириенко несёт ответственность за побуждение и оказание поддержки лицам, которые осуществили или были причастны к отравлению Алексея Навального нервно-паралитическим веществом «Новичок», что, согласно Конвенции о химическом оружии, является использованием химического оружия».

«Нет непреодолимых препятствий. Нет невозможного. На самом деле, нет в жизни человека ничего невозможного. Невозможное возникает только в том случае, если ты сам сдаёшься и признаёшь своё поражение. Тогда всё становится невозможным. До той поры, пока ты не сдаёшься, в жизни человека возможно всё», — считает Сергей Кириенко.

Рост Сергея Кириенко: 170 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Кириенко:

Женат. Супруга — Мария Владиславовна Кириенко (в девичестве — Аистова). Женился в 19 лет.

В браке родились сын Владимир (1983 г.р.), а также дочери Любовь (1990 г.р.) и Надежда (2002 г.р.).

Сын Владимир Кириенко в 2008-2011 годах занимал пост председателя совета директоров Нижегородпромстройбанка, с 2011 по 2016 год — должность председателя совета директоров нижегородского ООО «Капитал». В конце сентября 2016 года назначен на должность старшего вице-президента «Ростелекома», где занимается корпоративным маркетингом, координацией коммерческой деятельности макрофилиалов оператора и новыми направлениями развития бизнеса. Выступил сооснователем компании Titanium Investments, занимающейся инвестициями в венчурные проекты.

Сергей Кириенко и жена Мария

Сергей Кириенко и жена Мария

Сергей Кириенко — обладатель четвёртого дана айкидо. Занимается стрельбой, спортивной охотой и рыбной ловлей. Увлекается дайвингом.

Награды и звания Сергея Кириенко:

— 5 июля 2018 года было сообщено, что Владимир Путин закрытым указом присвоил Сергею Кириенко звание Героя России (в Кремле от комментариев по этому поводу отказались);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (24 ноября 2010) — за большой вклад в развитие атомной промышленности и многолетнюю эффективную государственную службу;
— Орден Почёта (12 декабря 2005) — за заслуги в укреплении российской государственности и многолетнюю добросовестную работу;
— наградное оружие — именной гладкоствольный карабин «Сайга-12»;
— Медаль Анатолия Кони;
— Почётная грамота Президента Российской Федерации (8 июня 2016) — за большой вклад в работу по сохранению архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подготовку и проведение праздничных мероприятий, посвящённых 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;
— Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2014) — во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;
— Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (РПЦ, 2003);
— Орден преподобного Серафима Саровского I степени (РПЦ, 2012);
— Орден преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2006);
— Орден преподобного Серафима Саровского III степени (РПЦ, 2020);
— Орден Почёта (Армения, 2012 год).

Оцените статью
Добавить комментарий