Сергей Юткевич

Сергей Юткевич

Сергей Иосифович Юткевич. Родился 15 (28) декабря 1904 года в Санкт-Петербурге — умер 23 апреля 1985 года в Москве. Советский режиссер, художник, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Народный артист СССР (1962). Лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983). Герой Социалистического Труда (1974).

Сергей Юткевич родился 15 (28 по новому стилю) декабря 1904 года в Санкт-Петербурге.

Отец — Иосиф Иванович Юткевич (1877-1972), имел караимское происхождение, инженер-технолог, работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов, а с 1903 года — на Петербургской казённой пробочной фабрике.

Мать — Наталия Михайловна Юткевич (в девичестве Лаврова; 1880-1953), дворянка, выпускница историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов.

Его родители поженились в Вильне, затем переехали в столицу. Семья жила на 4-й Рождественской улице, дом № 43.

Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске, откуда семья переехала в Харьков и позже — в Киев. В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга, в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером.

В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя.

В 1921-1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе. Параллельно работал в Мастерской Фоггерта, где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая «Вечер театральных пародий» и «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Масса, а также осуществил постановку «Спектакля шарлатанов» Г.С. Геллета. Принимал участие как режиссёр и художник в оформлении политических скетчей и эстрадных номеров для живых газет «Синяя блуза» и «Смычка».

В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путём смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений.

С 1924 года Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг).

В 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ).

В 1928 году Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссёрских работах Юткевича («Кружева», «Черный парус», «Златые горы») выполнение социального заказа ещё сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (постановка совместно с и Ф.М. Эрмлером) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию.

В 1934 году Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара — сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссёров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — И.В. Сталина. И он делает такие фильмы — вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель», посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтёры», «Человек с ружьем», «Яков Свердлов», характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала.

В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин).

постер фильм Человек с ружьем

В 1938-1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссёрской деятельности занимался преподаванием, научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. К примеру, в 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД.

В годы Великой Отечественной войны режиссёр смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике номер семь» и фильме «Новые похождениях Швейка». С 1944 года Юткевич стал вести режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобождённая Франция».

Преподавать Юткевич начал ещё в 1929 году, в 1939 году стал профессором, работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды.

Как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы: «Баня» (совместно с Николаем Петровым и Валентином Плучеком), «Клоп» (совместно с Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (совместно с Марком Захаровым).

В 1947 году он экранизировал пьесу Н.Ф. Погодина «Кремлёвские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 году его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания. В кино Юткевич вернулся в 1952 году, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссёра — советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия Каннского кинофестиваля) — вышел в свет уже после смерти Сталина.

В 1954 году он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссёрское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах.

В 1958 году Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссёр пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы.

В 1960-1965 годах был главным режиссёром Студенческого театра МГУ.

режиссер Сергей Юткевич

Юткевич часто бывал во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (когда был награждён «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961 годах. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля. С 1968 года он был вице-президентом Французской национальной синематеки.

В 1965 году очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссёру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперименту, неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос — голос самого Ленина в исполнении М.М. Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия. Кроме премии Каннского кинофестиваля, этот фильм был также удостоен Государственной премии за 1967 год.

Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» в 1970-м, биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Николая Гринько и Марины Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актёров с рисованными, нарочито театральными декорациями.

Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» 1981 года.

В 1982 году он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка».

Юткевич был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря».

Умер 23 апреля 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Личная жизнь Сергея Юткевича:

Жена — Елена Михайловна Ильющенко (1904-1987), советская балерина. Закончила Московское хореографическое училище, была принята в Московский Большой театр. С 1918 года участвовала в спектаклях студии Голейзовского — «Мастерская балетного искусства». Студия Голейзовского просуществовала до 1924 года, затем он сам был приглашен в Большой театр, где к тому времени работали многие его студийцы, среди которых и Елена Ильющенко. На сцене Большого театра танцевала в течение сорока лет (1919-1956).

Елена Ильющенко — жена Сергея Юткевича

Елена Ильющенко жена Сергея Юткевича

От актрисы Нины Яковлевны Шатерниковой (1902-1982) имел дочь Марианну Сергеевну Шатерникову (1934-2018). Дочь — киновед, переводчик кино, кандидат искусствоведения, с 1964 года преподавала во ВГИКе. С 1990 года жила в Калифорнии (США).

Фильмография Сергея Юткевича:

1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)

Озвучивание Сергея Юткевича:

1981 — Ленин в Париже — читает текст

Режиссерские работы Сергея Юткевича:

1925 — Даёшь радио! (короткометражный)
1928 — Кружева
1929 — Черный парус
1931 — Златые горы
1932 — Встречный
1934 — Анкара — сердце Турции (документальный)
1937 — Шахтеры
1937 — Как будет голосовать избиратель (короткометражный)
1938 — Человек с ружьём
1940 — Яков Свердлов
1941 — Боевой киносборник №7
1942 — Швейк готовится к бою
1943 — Новые похождения Швейка
1944 — Освобожденная Франция (документальный)
1945 — Здравствуй, Москва!
1946 — Молодость нашей страны (документальный)
1947 — Свет над Россией
1948 — Три встречи
1948 — Памяти С. М. Эйзенштейна (документальный)
1951 — Пржевальский
1953 — Великий воин Албании Скандербег (Great Warrior Skanderbeg, The / Skënderbeu)
1955 — Отелло
1957 — Рассказы о Ленине
1962 — Баня (анимационный)
1965 — Ленин в Польше (Lenin w Polsce)
1969 — Сюжет для небольшого рассказа (Lika, le grand amour de Tchekov)
1975 — Маяковский смеется
1981 — Ленин в Париже

Сценарии Сергея Юткевича:

1925 — Шпундик-кооператор (короткометражный)
1925 — Даёшь радио! (короткометражный)
1928 — Кружева
1931 — Златые горы
1932 — Встречный
1934 — Анкара — сердце Турции (документальный)
1944 — Освобожденная Франция (документальный)
1955 — Отелло
1957 — Поёт Ив Монтан (документальный)
1962 — Баня (анимационный)
1965 — Ленин в Польше (Lenin w Polsce)
1975 — Маяковский смеется
1981 — Ленин в Париже

Работы Сергея Юткевича как художника:

1925 — Даёшь радио! (короткометражный)
1926 — Предатель
1927 — Третья Мещанская

Библиография Сергея Юткевича:

1955 — Работая над Маяковским
1960 — Контрапункт режиссёра
1960 — Мы знали его таким (о С. М. Эйзенштейне)
1967 — Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя
1973 — Шекспир и кино

Награды и звания Сергея Юткевича:

— Герой Социалистического Труда (1974);
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935);
— Народный артист РСФСР (1957);
— Народный артист СССР (1962);
— Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Яков Свердлов»;
— Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Молодость нашей страны»;
— Государственная премия СССР (1967) — за фильм «Ленин в Польше»;
— Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Ленин в Париже»;
— Три ордена Ленина (1964, 1967, 1974);
— Орден Октябрьской Революции (1971);
— Орден Трудового Красного Знамени (1939) — за фильм «Человек с ружьём» (1938);
— Орден Дружбы народов (1984);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— МКФ в Канне (1954, Специальная премия Высшей технической комиссии, за режиссуру, фильм «Великий воин Албании Скандербег»);
— МКФ в Канне (1954, Международная премия («В знак признания успехов национальных кинематографий»), фильм «Великий воин Албании Скандербег»);
— МКФ в Канне (1956, Приз за лучшую режиссуру, фильм «Отелло»);
— МКФ в Дамаске (1956, Золотая медаль, фильм «Отелло»);
— ВКФ в Киеве (1959, Диплом I степени, фильм «Рассказы о Ленине»);
— МКФ в Лондоне (1966, Почётный диплом, фильм «Ленин в Польше»);
— МКФ в Канне (1966, Премия французского национального центра кино, фильм «Ленин в Польше»);
— МКФ в Канне (1966, Приз за лучшую режиссуру, фильм «Ленин в Польше»);
— ВКФ в Киеве (1966, Первая премия по разделу историко-революционных фильмов, фильм «Ленин в Польше»);
— Премия «Юсси» (Финляндия, 1970) — за лучший зарубежный фильм, фильм «Ленин в Польше»;
— МКФ в Венеции (1982, «Золотой лев за карьеру»)

Оцените статью
Добавить комментарий