Сергей Аполлинариевич Герасимов

Сергей Герасимов

Сергей Аполлинариевич Герасимов. Родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинская Оренбургской губернии — умер 26 ноября 1985 года в Москве. Советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист, драматург, педагог, профессор ВГИКа. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Академик АПН СССР (1978).

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня по новому стилю) 1906 года в станице Кундравинская Троицкого уезда Оренбургской губернии.

Отец — Аполлинарий Алексеевич Герасимов (1863-1909), инженер-технолог, происходил из семьи мценского уездного исправника. За организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции.

Мать — Юдифь Борисовна Эстрович (в замужестве — Юлия Борисовна Герасимова), из двинской еврейской купеческой семьи, выросла в Старобельске. Политссыльная. Ради брака приняла православие.

Родители Герасимова познакомились в ссылке в Енисейской губернии.

Дяди по матери были народовольцами — Михаил Эстрович (1869-1938) и Осип Эстрович, оба принимали участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ.

В 1894 году родители Сергея Герасимова переехали на Урал. Там его отец работал инженером на Миасском заводе. В 1909 году он трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции.

В семье было пятеро детей. Сергей — младший.

Впервые приобщился к театру в возрасте восьми лет — попал на оперу «Евгений Онегин» в Екатеринбурге. Там же он впервые увидел и драматический спектакль — «Разбойники» Шиллера. С того времени стал мечтать об актерской профессии.

В 1923-1925 годах учился в Ленинградском художественном училище.

В 1928 году окончил Техникум сценических искусств.

С 1925 года начал сниматься в кино, дебютировав в фильме «Мишки против Юденича», в котором сыграл роль шпика. Первые годы актёрской деятельности проходили в мастерской «ФЭКС», где прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. Сыграл шулера Ярыжку в «Шинели», Медокса в драме «Союз великого дела», журналиста в картине «Новый Вавилон».

Сергей Герасимов в фильме «Союз великого дела»

Сергей Герасимов Союз великого дела

Сергей Герасимов в фильме «Новый Вавилон»

Сергей Герасимов Новый Вавилон

В начале 1930-х сыграл председателя сельсовета в ленте «Одна», меньшевика в фильме «Обломок империи», Якова в картине «Граница».

С начала 1930-х увлекся режиссурой и далее, не оставляя полностью актёрской работы, занимался преимущественно постановкой картин. Во многих своих фильмах выступал также и как сценарист.

С 1930 года — режиссёр кинофабрики «Совкино» (с 1934 — «Ленфильм»).

Режиссёрским дебютом был фильм 1930 года «Двадцать два несчастья», снятый совместно с С. И. Бартеневым. Затем поставил фильм «Сердце Соломона» (совместно с М. Кресиным) и «Люблю ли тебя?».

С 1931 года руководил актёрской мастерской экранного искусства при киностудии «Ленфильм». В дальнейшем на протяжении всей жизни педагогическая работа занимала большое место в его творческой биографии. В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе, опираясь на опыт реалистической прозы, он искал собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых», вышедшем в 1936 году. Работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров — Тамарой Макаровой, Петром Алейниковым и другими. По сюжету на необитаемый остров в Арктику прибыли шесть зимовщиков. После прощального салюта пароход скрывается за горизонтом, и зимовщики приступают к распаковке груза. К своему удивлению и ужасу в одном из ящиков они обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу. Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги. Эта была первая большая роль Петра Алейникова, которая сразу же и надолго сделала его любимцем зрителей. Фильм получил Почетный Диплом на конкурсе кинофильмов на Всемирной Парижской выставке в 1937 году.

Заметной работой в его предвоенном творчестве стали и фильм «Учитель», премьера которого состоялась 10 декабря 1939 года. Молодой специалист Степан Иванович Лаутин (Борис Чирков) после завершения учёбы в Москве возвращается в родное село с намерением построить в нём новую школу. Сюжетная линия, связанная с конфликтом поколений, развивается параллельно с лирической темой фильма. Приезд учителя вызывает смятение в душе молодой соседки Аграфены Шумилиной (Тамара Макарова). В 1941 году за работу над фильмом «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Сталинской премии II степени.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, в 1941 году поставил фильм «Маскарад», стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Михаила Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой. Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Сергеем Герасимовым роли Неизвестного.

Однако современная тема по-прежнему осталась основной для Сергея Герасимова. Режиссёр так определял своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни».

Выступал и как драматург — автор пьес «Учитель» (1939), «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В годы войны принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

Член КПСС с 1943 года.

В 1944-1946 годах возглавлял Центральную студию документальных фильмов.

В 1944 году вернулся к педагогической работе, руководил объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Работая со студентами, всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» в Театре-студии киноактёра. На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия». Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства, в т.ч. лично И. Сталиным, за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

С 1945 года — режиссёр киностудии «Союздетфильма» (ныне — ЦКДЮФ имени М. Горького).

Совместно с киноработниками КНР создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году по сценарию С. Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 — фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х годов создал одно из самых значительных произведений советского кино — фильм «Тихий Дон» по мотивам одноимённого романа М.А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на МКФ в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждён главный приз «Хрустальный глобус» на XI МКФ в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I ВКФ в Москве (1958).

Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон»

Сергей Герасимов на съемках фильма Тихий Дон

В 1962 году снял двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Сам Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

В 1960-е годы перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин социально-публицистические интонации. Таковы его ленты «Журналист», «У озера», «Любить человека». Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень — экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений.

Стоит особенно выделить его картину 1969 года «У озера» — чёрно-белый двухсерийный фильм-драму о людях 60-х годов двадцатого века (продолжение ленты «Журналист»). На берегу озера Байкал начинается строительство целлюлозно-бумажного комбината. Известный учёный профессор Бармин и его дочь Елена начинают борьбу за сохранение уникальной экосистемы озера. Одновременно разворачивается личная драма Елены Барминой, которая полюбила немолодого и женатого директора комбината Василия Черных. Прототипом одного из главных героев фильма стал учёный-байкаловед М. М. Кожов. «У озера» был признан лучшим фильмом 1970 года по опросу журнала «Советский экран».

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

Сергей Герасимов 2

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля, в котором ярко раскрылся талант его ученика Николая Еременко (младшего).

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Сергей Герасимов совмещал с большой педагогической работой во ВГИКе, где вёл объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководил кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Н. В. Розанцев, И. В. Макарова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Н. Н. Губенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских, Ю. В. Кара и многие другие. Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

В 1971 году — член жюри VII Московского международного кинофестиваля.

В 1980 году представил кинодилогию «Юность Петра» и «В начале славных дел» — кинодилогию по роману Алексея Толстого «Петр Первый». За эту работу в 1981 году на ВКФ Сергей Герасимов получил Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики».

Последней работой мастера стал фильм 1984 года «Лев Толстой», в котором он выступил как режиссер и сценарист, а также сыграл глвную роль — писателя Льва Толстого. Двухсерийная биографическая драма повествует о жизни Л.Н Толстого в начале 20-го века, о его мыслях, переживаниях и идеях касающихся всех сторон жизни людей. Тонко и ненавязчиво даётся также семейная драма, сложные отношения с женой, для которой семья — это всё (Толстой своими во многом революционными взглядами посягал и на этот общественный институт). Фильм получил главный специальный приз и диплом Всесоюзного кинофестиваля в Минске, а также Хрустальный глобус на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия).

Сергей Герасимов в фильме «Лев Толстой»

Сергей Герасимов Лев Толстой

Был депутатом Верховного Совета СССР 3-4 созывов (1950-1958). Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950). Доктор искусствоведения (1967). Секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Член Союза писателей СССР.

Умер 26 ноября 1985 года (по другим источникам — 28 ноября) в Москве после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

В 1986 году имя Сергея Герасимова присвоено ВГИКу.

В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени. В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски (к 100-летию С. Герасимова). В Челябинске имя С. Герасимова носит улица в Тракторозаводском районе (новый микрорайон Чурилово).

Личная жизнь Сергея Герасимова:

Жена — Тамара Фёдоровна Макарова (1907-1997), советская киноактриса, педагог, профессор, народная артистка СССР. Познакомились в актёрской мастерской Форрегера — МАСТАФОР на экзаменах Макаровой. Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтёр» и на нее обратил внимание Герасимов.

Макарова вспоминала: «Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать».

Далее вместе снялись в картине «Чужой пиджак», где и начались их отношения. Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан, а уже через месяц они поженились. Стали главной парой советского кино. Тамару Макарову называли советской Гретой Гарбо, а ее чарующий и недосягаемый образ женщины-загадки стал источником вдохновения для Сергея Герасимова.

«Сергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за границы привозил вкусные духи… Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я тоже его ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность. Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность — понятие обширное… Всё прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможным, я вновь бы всё повторила и замуж за Герасимова вышла», — вспоминала Макарова в середине 1990-х.

Сергей Герасимов и Тамара Макарова

Сергей Герасимов и Тамара Макарова

Сергей Герасимов и Тамара Макарова 2

Сергей Герасимов и Тамара Макарова 3

Своих детей не было. Но был приемный сын — Артур Сергеевич Макаров (1931-1995), писатель и киносценарист.

Артур появился в их семье, когда во время войны они находились в эвакуации в Ташкенте. Он был сыном родной сестры Макаровой, которую репрессировали вместе с мужем. Тамара Макарова с согласия мужа решила его усыновить, фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество — от приёмного отца.

3 октября 1995 года в возрасте 63 лет Артур Макаров был убит при загадочных обстоятельствах: его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди, преступников так и не установили.

Артур Сергеевич Макаров — приемный сын Сергея Герасимова

Артур Сергеевич Макаров приемный сын Сергея Герасимова

Фильмография Сергея Герасимова:

1925 — Мишки против Юденича (короткометражный) — шпик
1926 — Шинель — Ярыжка, шулер-шантажист
1926 — Чёртово колесо (короткометражный) — фокусник «Человек-вопрос»
1926 — Братишка (короткометражный) — второй шофер
1927 — Чужой пиджак — Скальковский, агент Рыбтреста
1927 — Союз великого дела — Медокс, авантюрист
1929 — Обломок империи — меньшевик
1929 — Новый Вавилон — Лютро, журналист
1931 — Одна — председатель сельсовета
1932 — Три солдата — командир стального полка
1933 — Дезертир — второй бонза
1934 — Разбудите Леночку (короткометражный)
1935 — Граница — Яков, портной
1938 — Комсомольск — шпион (нет в титрах)
1941 — Маскарад — Неизвестный
1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere) — Константин Константинович Львов-Щербацкий
1967 — Журналист — Алексей Петрович Колесников
1969 — У озера — Сергей Григорьевич (нет в титрах)
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
1973 — О кино, кино! (документальный)
1974 — Дочки-матери — Пётр Никанорович Воробьев
1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
1978 — Василий Шукшин. По страницам прозы
1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1984 — Лев Толстой (Lev Tolstoj) — Лев Толстой

Режиссерские работы Сергея Герасимова:

1930 — Двадцать два несчастья (короткометражный)
1932 — Сердце Соломона
1932 — Лес
1934 — Люблю ли тебя?
1936 — Семеро смелых
1938 — Комсомольск
1939 — Учитель
1941 — Старая гвардия (короткометражный)
1941 — Маскарад
1941 — Боевой киносборник №1. Встреча с Максимом
1942 — Непобедимые
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
1944 — Большая земля
1948 — Молодая гвардия
1950 — Освобожденный Китай (документальный)
1951 — Сельский врач
1953 — Великое прощание (документальный)
1954 — Надежда (короткометражный)
1957-1958 — Тихий Дон
1957 — Роза ветров
1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere)
1967 — Журналист
1969 — У озера
1972 — Любить человека
1974 — Дочки-матери
1976 — Красное и чёрное
1980 — Юность Петра (Peters Jugend)
1980 — В начале славных дел
1984 — Лев Толстой (Lev Tolstoj)

Сценарии Сергея Герасимова:

1932 — Сердце Соломона
1932 — Лес
1934 — Люблю ли тебя?
1936 — Семеро смелых
1938 — Комсомольск
1939 — Учитель
1941 — Чапаев с нами (короткометражный)
1941 — Маскарад
1942 — Непобедимые
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
1944 — Большая земля
1948 — Молодая гвардия
1950 — Освобожденный Китай (документальный)
1954 — Надежда (короткометражный)
1956 — Дорога правды
1958 — Память сердца
1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere)
1967 — Журналист
1969 — У озера
1972 — Любить человека
1976 — Красное и чёрное
1980 — Юность Петра (Peters Jugend)
1980 — В начале славных дел
1984 — Лев Толстой (Lev Tolstoj)

Библиография Сергея Герасимова:

1978 — Искусство режиссёра

Призы и награды Сергея Герасимова:

Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939);
Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948);
Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай»;
Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера»;
Герой Социалистического Труда (1974);
Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1984) — за фильм «Лев Толстой»;
Ленинская премия (1984);
ВКФ (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»);
ВКФ (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»);
Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»);
МКФ в Карловых Варах (1958, Большая премия «Хрустальный глобус» «За создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»);
МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»);
МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»);
МКФ в Карловых Варах(1970, Главный приз, фильм «У озера»);
ВКФ (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»);
ВКФ (1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»);
ВКФ (1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»);
ВКФ (1985, Главный спец. приз и диплом, фильм «Лев Толстой»);
Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большуюобщественно-политическую деятельность;
Орден Трудового Красного Знамени — 1940, 1950;
Орден Красной Звезды — 1944;
Орден Белого льва III степени (Чехословакия);
Четыре ордена Ленина (1961, 1966, 1974, 1980);
Орден Октябрьской Революции;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970);
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»;
Медаль «Ветеран труда»;
Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почетный диплом, фильм «Семеро смелых»)

Образ Сергея Герасимова в кино:

2015 — Людмила Гурченко — роль Сергея Герасимова исполнил актёр Александр Тютин.

Оцените статью
Добавить комментарий