Савелий Викторович Крамаров. Родился 13 октября 1934 года в Москве — умер 6 июня 1995 года в Сан-Франциско. Советский и американский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1974).
Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в Москве.
Семья проживала в Бауманском районе столицы.
Отец — Виктор Савельевич Крамаров (1900, Черкассы — 28 марта 1951, Туруханск), известный московский адвокат, арестован НКВД в 1938 году, повторно — в 1950 году. Отец после лагерей в семью не вернулся, связал свою жизнь с другой женщиной.
Мать, Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек, умерла от рака, когда Савелию было 16 лет. Его взял на попечение родной дядя Леопольд Соломонович Волчек.
Окончив школу, Крамаров пытался поступить в театральный институт, но его не приняли. Чтобы продолжить образование, Савелий поступил в Московский лесотехнический институт на факультет озеленения. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.
Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, Крамаров разослал свои фото по всем киностудиям страны и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера.
На сцене он дебютировал со смешным номером «Передвижение рояля». Актёр неуклюже брался то за одну, то за другую ножку, в муках искажал лицо, в изнеможении падал, отдыхал, взобравшись на рояль. Затем Крамаров сделал шарж на знаменитейшего конферансье Афанасия Белова. Крамаров инсценировал рассказ Василия Шукшина «Ванька, ты как здесь» и выступал с ним в московском Театре миниатюр.
Впервые в кино Савелий Крамаров попал совершенно случайно. Однажды, возвращаясь из института, он увидел, что часть улицы была оцеплена заграждением. Выяснилось, что снимается кино. Протиснувшись в толпу, он стал наблюдать за происходящим. Объявив пятиминутный перерыв, режиссёр обходил оцепление и вдруг останавился напротив Крамарова: «Молодой человек, идите ко мне… Вы можете сыграть удивление, испуг?» — «Не знаю, — признался Савелий. – Но вообще-то испугаться могу. Когда страшно». Режиссёр улыбнулся: «Сейчас будет страшно». Когда кинокамера повернулась в его сторону, рот раскрылся у него до невероятных размеров. «Не всякому артисту удаётся сыграть в эпизоде, — сказал Савелию после съёмки режиссер. – У вас отличная фактура! Знайте об этом».
Крамаров продолжал сниматься в эпизодах.
Первой успешной ролью Савелия Крамарова в кино стал хулиган Пимен в фильме «Друг мой, Колька!». В 1961 году Алексей Салтыков в качестве своей дипломной работы вместе с Александром Миттой решил экранизировать популярную тогда пьесу А.Хмелика «Друг мой, Колька!» На роль хулигана Васьки он пригласил Крамарова. Эту роль он позднее называл одной из лучших в своей кинематографической карьере.
Но всенародная любовь пришла к Крамарову после «Неуловимых мстителей», фраза его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой.
Савелий Крамаров в фильме «Неуловимые мстители»
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров.
В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Крамаров даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не разглядел талантливого режиссёра и перспективный сценарий.
В 1970-е годы он сыграл жадноватого Петю Тимохина в «Большой перемене», одноглазого шахматиста в «Двенадцати стульях», дьяка Феофана в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», тракториста Егозу в «Афоне», эксцентричного ловеласа Серегу в картине «Не может быть!» и многие другие полюбившиеся зрителям роли.
Савелий Крамаров в фильме «Джентльмены удачи»
Савелий Крамаров в фильме «Не может быть»
Савелий Крамаров в фильме «Двенадцать стульев»
Савелий Крамаров в фильме «Большая перемена»
Савелий Крамаров в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
В 1972 году Савелий поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, Крамаров так и не устроился ни в один из советских театров.
В советском кино Крамаров стал настоящей звездой. Его внешность ему и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году Савелий Крамаров стал заслуженным артистом РСФСР. Как-то на вопрос о планах на будущее Савелий с присущим ему юмором ответил: «Буду копить на народного!».
Эмиграция Савелия Крамарова
Круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали Крамарова человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.
Савелий Крамаров подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что в Израиле у него единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».
Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рональду Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
Савелий Крамаров покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с ним после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал гастроли Крамарова в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии. В Лос-Анджелесе Крамаров стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино.
В США Савелий обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — артиста Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл роль кагэбэшника Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена позволила на родине артиста говорить, что Крамаров в Америке стал торговать сосисками.
Вскоре Крамаров снялся в фильме «2010: год вступления в контакт», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
Савелий Крамаров в фильме «2010: год вступления в контакт»
Потом были фильмы «Вооружёны и опасны», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Крамаров вступил в Гильдию киноактеров США, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент.
Савелий Крамаров в фильме «Вооружёны и опасны»
Савелий Крамаров в фильме «Красная жара»
Как и в России, в США его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Люди, поработавшие с Крамаровым, относились к нему с интересом и уважением.
В 1992 году Савелий Крамаров приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр».
Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году.
Михаил Кокшенов дал актеру главную роль в комедии «Русский бизнес», Георгий Данелия — три эпизода в картине «Настя».
Савелий Крамаров
Рост Савелия Крамарова: 169 сантиметров.
Личная жизнь Савелия Крамарова:
Первой любовью Савелия Крамарова была актриса Майя Булгакова. Их роман началася во время совместной учебы в театральной студии.
Майя Булгакова — первая любовь Савелия Крамарова
Первой женой актера была Людмила — инженер из конструкторского бюро Туполева. Но их совместная жизнь быстро развалилась из-за служебных романов Крамарова на съемках. Также актер был неравнодушен к поклонницам — в каждой киноэкспедиции Крамаров заводил мимолетный роман. В начале 60-х они развелись.
Далее у него была гражданская жена — Мария. Они прожили вместе почти 13 лет. Мария хотела ребенка, но Крамаров был категорически против — его интересовала только работа. После отъезда актера в США Мария так и не вышла замуж и остаток жизни провела в одиночестве.
Савелий Крамаров с гражданской женой Марией
В 1986 году актер во второй раз официально женился. Он вступил в брак с Фаиной Зборовской, с которой познакомился в Америке. Марина тоже была эмигранткой, приехала с мамой из Одессы. Через год женщина родила ему дочь Басю. Спустя пять дет пара распалась — Савелий хотел переехать в Сан-Франциско, а Фаина не могла бросить бизнес.
Савелий Крамаров и Фаина Зборовская
Дочь Савелия Крамарова Бася с мужем
В Сан-Франциско Крамаров встретил третью и свою последнюю жену — Наталью Сирадзе. С ней актер прожил всего полгода — до своей смерти от рака.
Савелий Крамаров и Наталья Сирадзе
Болезнь и смерть Савелия Крамарова
Крамаров уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки, занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь. «Мог целый день заниматься только собой — утро у него начиналось с того, что он стоял на голове, потом играл в теннис», — рассказывала его последняя жена Наталья.
«Савелию никогда ничего не снилось, а незадолго до смерти он увидел сон. Что вышел из дома на маленькую лужайку, лег на землю и стал умирать… и этот сон видел несколько раз, он повторялся снова и снова. Как я сказала, он до операции жил полной жизнью…а вот после уже начались тромбы по всему организму. Я не понимаю, как это могло случиться. Савелий тщательно проверялся каждый год, и никаких предпосылок к болезни не было — он никогда не предпринимал никаких лекарств», — делилась Сирадзе.
Тем не менее в январе 1995 года Крамаров почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак прямой кишки.
2 февраля 1995 года Крамарову удалили опухоль, при этом он получил колоссальную дозу химиотерапии. У него случилось осложнение — полостная операция привела к эндокардиту (воспаление оболочки сердца, при котором деформируются сердечные клапаны). Последовал тромбоз, затем инсульт, началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной.
Его последняя жена вспоминала: «Он ничего уже не видел. Сказать ничего не мог. Но все понимал. Это он нам давал понять движением рук: если радовался — поднимал правую. После операции у него начались страшные осложнения. Но боли он не испытывал. Только много спал, часто уходил в забытье. В тот день все было как обычно, но вдруг он тяжело задышал, дыхание стало сбиваться. Я щупал пульс. Пульс пропадал. Врачи пытались что-то сделать, но в принципе они ждали этого ухудшения. Говорили, чтобы мы готовились к худшему. Я не думаю, что Савелий страдал. Он просто тихо уснул. Так, во всяком случае, мне показалось. Но он умер».
Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года, на 61-м году жизни, в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта.
Похоронен на еврейском мемориальном Кладбище «Холмы Вечности» (Hills of Eternity Cemetery) в Колма (Сан-Матео) близ Сан-Франциско.
12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.
Наталья Сирадзе на могиле Савелия Крамарова
Фильмография Савелия Крамарова:
1959 — Ребята с нашего двора — хулиган Васька Ржавый
1960 — Им было девятнадцать — солдат Петькин
1960 — Прощайте, голуби — хулиган Васька Коноплянистый
1961 — Горизонт — шофёр
1961 — Друг мой, Колька! — хулиган Пименов
1961 — Приключения Кроша — Ивашкин
1962 — Без страха и упрёка — Светик Савёлов (Сова)
1962 — Бей, барабан! — «Мусью»
1962 — На семи ветрах — солдат патруля и раненый боец в госпитале
1962 — Ход конём — Колька Лопатин
1963 — Первый троллейбус — тунеядец, Колин сосед
1963 — Суд идёт! — Трофим
1964 — Сказка о потерянном времени — Вася-дедушка
1965 — Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») — Весёлкин
1965 — Город мастеров — Клик-Кляк
1965 — Дорога к морю — начальник мореходки
1965 — На завтрашней улице — Матвейчук
1965 — Тридцать три — поэт Родион Хомутов
1965 — Чрезвычайное поручение — анархист
1966 — Баллада о Чердачнике
1966 — Знакомство — Санька
1966 — Неуловимые мстители — Илюха Верехов, бандит
1966 — Товарищ песня (новелла «Песня на рассвете») — радист
1966 — Формула радуги — Вася, пьющий отдыхающий
1966 — Чёрт с портфелем — Петя Лихов
1967 — Звёзды и солдаты — белоказак Савва
1967 — Красное, синее и зелёное — регистратор ЗАГСа
1968 — Улыбнись соседу — артист
1968 — Гроза над Белой — разведчик
1968 — Золотые часы — Ткаченко
1968 — Новые приключения неуловимых — солдат конвоя
1968 — Трембита — Петро
1969 — Похищение — Паша Ветченко
1970 — Тайна железной двери — гитарист Зайцев
1971 — 12 стульев — одноглазый шахматист
1971 — Джентльмены удачи — Косой (Фёдор Петрович Ермаков)
1971 — Звёзды не гаснут — солдат Андреев
1971 — Смеханические приключения Штепселя и Тарапуньки — болтливый водитель
1972 — Большая перемена — Пётр Тимохин
1972 — Золотые рога — Сундук, злой разбойник
1973 — Эта весёлая планета — изобретатель Прохор-«Вечный двигатель»
1973 — Иван Васильевич меняет профессию — дьяк Посольского Приказа Феофан
1973 — Новые приключения Дони и Микки — хулиган Кеша
1974 — Большой аттракцион — Сеня
1974 — Звезда экрана — шофёр Гриша; эсэсовец в массовке
1975 — Афоня — Егоза
1975 — Ау-у! (новелла «Что наша жизнь?! или Что наша жизнь?!») — герцог
1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Сергей, друг Владимира
1975 — Соло для слона с оркестром — униформист Лопухов
1976 — 12 стульев — Полесов
1976 — Мама — Волчонок
1977 — Мимино — заключённый у дверей суда
1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео
1978 — Живите в радости — Бацилла
1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — агент Свирепый Гарри
1978 — По улицам комод водили — профессор
1984 — 2010: год вступления в контакт — доктор Владимир Руденко, советский космонавт
1984 — Оступившийся парень / The Fall Guy, серия Olympic Quest — водитель такси
1984 — Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson — Борис, человек из КГБ
1986 — Вооружёны и опасны / Armed and Dangerous — работник охранной фирмы
1987 — Двойной агент / Double Agent — Юрий
1987 — Домашняя война / Morgan Stewart’s Coming Home — Иван Ильич Виндиков, дворецкий Стюарта
1988 — Красная жара / Red Heat — Григорий Мазурский, связной
1989 — Танго и Кэш — владелец машины
1993 — Настя — вор
1993 — Русский бизнес — дядя Вася
1994 — Любовная история — русский матрос-телефонист