Раду Поклитару (Раду Поклитарь)

Раду Поклитару

Раду Витальевич Поклитару (Раду Поклитарь). Родился 22 марта 1972 года в Кишинёве (Молдавская ССР). Советский и молдавский танцор, балетмейстер, хореограф, актер, театральный деятель. Народный артист Молдовы (2016). Заслуженный деятель искусств Украины (2017).

Раду Поклитару родился 22 марта 1972 года в Кишинёве в семье солистов балета.

Отец — Виталий Поклитару (Поклитарь), танцор балета Молдавского академического театра оперы и балета.

Мать — Людмила Недремская, балерина Молдавского академического театра оперы и балета.

В возрасте 4-х лет Раду начал заниматься хореографией в студии при Кишинёвском Дворце пионеров.

В 5-летнем возрасте дебютировал в кино — исполнил небольшую роль в популярной детской сказке 1977 года «Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе» молдавских режиссеров Влада Иовицэ и Николай Исинеску. Телефильм снят по мотивам молдавских народных сказок о приключениях защитника бедных и угнетённых, сына охотника, богатыря Фэт-Фрумоса в царстве змея-дракона Лауэра-Балауэра. В конце 1970-х — начале 1980-х картина пользовалась большой популярностью у советских детей.

Раду Поклитару в фильме «Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе»

Раду Поклитару Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе

Но главными в его жизни с раннего возраста стали балет и танцы. Поначалу Раду осваивал классический танец. Добился больших успехов и обратил на себя внимание специалистов.

В подростковом возрасте талантливого мальчика взяли в Московское Академическое хореографическон училище, в котором он обучался в 1983-1984 годы.

Далее занимался в Одесской балетной школе и Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги.

Раду Поклитару в детстве

Раду Поклитару в детстве

В возрасте 13 лет он впервые поехал с родителями гастроли — это был Киев. Выступал с балетом, выполнял самые простые партии. Тогда же начал получать свои первые гонорары — пять рублей за выход.

В 1986 году поступил в Пермское государственное хореографическое училище, которое закончил в 1991 году по классу Александра Григорьевича Сахарова, специальность — артист балета.

В 1991 году поступил на работу в Большой театр оперы и балета Белоруссии. Показал себя как танцовщик ярко выраженного характерного, актёрского дарования.

В 1992 году снялся в фильме «Танцующие призраки» по повести Юрия Короткова «Виллисы», сыграл танцора балета Гену Дёмина.

Раду Поклитару в фильме «Танцующие призраки»

Раду Поклитару Танцующие призраки

Однако в итоге он решил стать хореографом. Раду Поклитару пояснял: «Я пошел учиться не по какой-то возвышенной причине, мол, душа так возжелала или я представлял себя танцующим в темноте под звуки пластинок. Ничего подобного! Меня из года в год, и весной, и осенью, в Белорусском театре оперы и балета пытались сдать в армию. Моя тогдашняя жена тогда сказала так: «Раду, ты мне надоел. Иди учиться танцевать, ведь когда ты закончишь учебу, тебе будет 28 лет, и в армию тебя уже не призовут». Вот поэтому я и пошел учиться. А там вдруг оказалось, что я неплохо умею это делать. Дальше была такая ситуация, когда ты понимаешь, что то, что ты делаешь, нравится кому-то еще помимо тебя».

В 1994 году он поступает в Белорусскую Академию музыки на созданное отделение хореографии. 21 апреля 1996 года состоялся балетмейстерский дебют Раду Поклитару — на сцене Белорусского хореографического колледжа состоялась премьера миниатюры «Точка пересечения» на музыку Арканджело Корелли в исполнении Ольги Гайко и Алексея Овечкина. В 1999 году Раду Поклитару защищает диплом по специальностям: хореограф (по классу Валентина Николаевича Елизарьева), искусствовед (по классу Юлии Михайловны Чурко) и преподаватель теории хореографии. Дипломным спектаклем балетмейстера стал «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, поставленный в 1999 году на сцене Большого театра балета Республики Беларусь.

Первую известность Раду Поклитару принесли миниатюры, создаваемые им для танцовщиков, участников международных конкурсов артистов балета. Особенно плодотворным оказался творческой союз молодого хореографа с солистами Минского музыкального театра Юлией Дятко и Константином Кузнецовым.

В Минском музыкальном театре поставил спектакли: «Мгновения» по поэзии К. Бальмонта; «Мир не кончается у дверей дома» на музыку Ж. Депре и Г. Малера; «La spectre de la rose» на музыку К. Вебера; «In PIVO veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса.

В сезоне 2000-2001 работал главным балетмейстером Молдавской национальной оперы. Из-за смены политического руководства страны, министра культуры Молдовы и дирекции театра, хореограф был вынужден уйти с этой должности. В Национальной опере Молдовы ставил спектакли: «Кармен» на музыку музыкальной фантазии по мотивам оперы Ж. Бизе; «Болеро» М. Равеля; «Вальс» М. Равеля; «Принцесса Атех, или Откровения принцессы хазарской» моноопера Г. Чобану (совместно с П. Вуткарэу).

Раду Поклитару 2

С 2001 по 2006 год — свободный художник. В этот период на сценах Украины, Беларуси, Латвии, России им были созданы балеты, которые закрепили за Раду Поклитару славу одного из главных проводников современного танца и прогрессивной балетной режиссуры на постсоветском пространстве. «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и «Весна священная» Игоря Стравинского в Национальной опере Украины имени Т. Шевченко, «Семь смертных грехов» Курта Вайля в Пермском театре оперы и балета, «Золушка» Сергея Прокофьева в Латвийской Национальной опере и многие другие масштабные творческие проекты Раду Поклитару всегда становились событиями, получавшими живой отклик зрителей и художественной элиты.

Знаковым в судьбе хореографа стало создание в творческом тандеме с известным английским режиссёром Д. Доннелланом спектакля «Ромео и Джульетта» в Большом театре России (2003). Огромный общественный резонанс, бурная полемика в прессе и кулуарах театра стали реакцией на появление новой, революционной версии знаменитого балета в репертуаре главного музыкального театра страны.

В Большом театре в Москвк также поставил балеты «Палата № 6» на музыку А. Пярта и «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича (совместно с Д. Доннелланом).

Сотрудничал с другими театрами. Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского: «Семь смертных грехов» балет с пением К. Вайля. Латвийская Национальная опера: «Золушка» С. Прокофьева. Театр оперы и балета в Праге: «Дождь». Национальный театр Белграда: «Долгий рождественский обед», «Женщины в ре-миноре».

Хореографические миниатюры Раду Поклитару:

«Точка пересечения» на музыку А. Корелли;
«Прелюдия и фуга» на музыку И. Баха;
«Легенда о флейте Пана» на музыку Г. Замфира;
«Зеркало» на музыку Ф. Шопена;
«Сицилиана» на музыку Г. Форе;
«Вальс тысячи времён» на музыку Ж. Бреля;
«Три грации» на музыку Ф. Шопена;
«Багатель» на музыку Л. Бетховена;
«Ночные цветы» на музыку К. Дебюсси;
«Белорусская причитальная» на музыку вокальной группы «Камерата»;
«Старая пластинка» на песню в исполнении М. Ланца;
«Его музыка» на музыку Р. Блэкмора;
«Безделушка» на музыку Б. Макферрина;
«Пробуждение» на музыку М. Равеля;
«Испанская ариетта» на музыку Х. Канно;
«Лакримоза» на музыку В. Моцарта;
«Мюзетт» на музыку Б. Макферрина;
«Адажио» на музыку П. Чайковского;
«Два романса» на музыку М. Глинки;
«Импровизация на фоне стены, увитой плющом» на музыку И. Баха;
«Три грузинские песни» на народное грузинское вокальное многоголосие;
«Отчалившая Русь» на музыку Г. Свиридова;
«Чокырлия» на молдавскую народную музыку;
«Неклассическая вариация» на музыку Л. Минкуса;
«Три старинных танца эпохи Ренессанса» на музыку эпохи Ренессанса;
«Люб-off» на музыку В. Моцарта;
«Мазурка» на музыку Ф. Шопена;
«Три румынские песни» на румынскую народную музыку;
«Марлен» на песню в исполнении М. Дитрих;
«Русская» на музыку П. Чайковского;
«Свадьба» на музыку Г. Бреговича;
«Экзерсис» на музыку J mix;
«Люли» на музыку группы «Иван Купала»;
«Мы на лодочке катались» на русскую народную музыку;
«Лебедь» на музыку К. Сен-Санса;
«Провинциальные танцы» на музыку Ф. Шопена-А. Глазунова;
«Мы танцуем Перголези» на музыку Дж. Перголези;
«Возрасты любви» на музыку А. Вивальди;
«Баркаролла» на музыку Ж. Оффенбаха;
«Con tutti instrumenti» на музыку А. Сальери.

Раду Поклитару 3

В 2006 году по инициативе и при полной финансовой поддержке известного украинского мецената Владимира Филиппова, Раду Поклитару создаёт авторский театр «Киев модерн-балет». В результате общеукраинского кастинга было отобрано 16 молодых танцовщиков. При этом наличие академического балетного образования не являлось необходимым условием для принятия в состав труппы. Официальной датой рождения коллектива является 25 октября 2006 года. В этот день в Киеве на сцене Национального театра драмы им. И.Франко состоялась премьера балета в двух сериях «Кармен. TV».

За свой дебютный спектакль театр получил сразу две премии «Киевская пектораль» — в номинациях «Лучший спектакля года» и «Лучшая работа балетмейстера». Исполнительница роли Кармен Ольга Кондакова была номинирована, как «Лучшая исполнительница женской роли».

В условиях творческой свободы, вместе с художниками Анной Ипатьевой и Андреем Злобиным, Раду Поклитару за короткий срок создаёт разнообразный репертуар театра. Уже в 2008 году театр получает главную театральную премию страны «Киевскую Пектораль» в специально созданной номинации «Главное событие года» за совокупность ярких премьер — «Веронский миф: Шекспирименты», «Болеро», «Дождь» и «Щелкунчик». Выступление на фестивалях во Франции («Время любить», Биарриц), Молдове («Биеннале Э. Ионеско»), Таиланде («Фестиваль музыки и танца», Бангкок), России (программа «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска» 2009 и 2010 годы, Москва и фестиваль «Новые горизонты» Мариинский театр, Санкт-Петербург) говорят о признании коллектива международным художественным сообществом.

В 2014 году — хореограф церемоний открытия и закрытия «Олимпийских игр» в Сочи.

В 2015 году был членом жюри нового проекта Первого канала «Танцуй!».

В 2015-2016 годах Раду Поклитару обучал актера Сергея Безрукова премудростям балета для фильма «После тебя» режиссера Анны Матисон. В фильме Безруков сыграл главную роль — 40-летнего танцора Алексея Темникова, оставившего сцену после травмы, вернувшегося в родной город в Подмосковье. Там он справляется с кризисом в жизни и творчестве. В финале картины герой Безрукова поставит балет на сцене местного театра. Раду Поклитару снялся в картине камео.

Раду Поклитару и Сергей Безруков

Раду Поклитару и Сергей Безруков

В 2016 году получил Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко в области музыкального искусство за балет-триптих «Перекресток» (2012), балеты: «Лебединое озеро» (2013), «Женщины в ре миноре» (2014), «Долгий рождественский обед» (2014).

В сентябре 2016 году ему было присвоено звание «Народный артист Молдовы», а в августе 2017-го — звание «Заслуженный деятель искусств Украины».

В мае 2018 года состоялась премьера спектакля «Спящая красавица» Петра Чайковского в театре «Киев модерн-балет». Для постановки Поклитару использовал маски фантастических животных, которые получили название октопусы, козлотуры, рыбо-сирены и фениксы. Это новые персонажи повествования, введенные хореографом. Для придания действию большей динамики постановщик сократил количество номеров и немного изменил сюжет либретто.

Раду Поклитару

Рост Раду Поклитару: 186 сантиметров.

Личная жизнь Раду Поклитару:

Был женат. Разведен. Детей нет.

О своей первой супруге рассказывал, что она — русская балерина. «Мы с ней работали вместе, у нас была семья. Это очень часто происходит в балете», — вспоминал он.

В 2010-е ему приписывали роман с украинской певицей Натальей Могилевской, с которой они вместе были судьями на проекте «Танцы со звездами». Однако сами звезды эту информацию не подтверждали. Возможно, это был пиар-роман.

Раду Поклитару и Наталья Могилевская

Раду Поклитару и Наталья Могилевская

По словам Раду, «о личной жизни предпочитаю не говорить».

Фильмография Раду Поклитару:

1977 — Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе (Povestea lui Fat-Frumos) — мальчик
1992 — Танцующие призраки — Гена Дёмин (в титрах — Раду Поклитарь)
2015 — Синдром Петрушки
2016 — После тебя — камео

Награды и звания Раду Поклитару:

1999 — Международный конкурс им. Олега Дановского (Румыния) — лучший номер современной хореографии;
1999 — Международный фестиваль «Music of the World» (Италия) — лучший одноактный балет;
1999 — Международный конкурс им. Сержа Лифаря (Украина) — III премия в конкурсе хореографов;
2000 — Международный конкурс артистов балета в Варне (Болгария) — I премия за лучшую современную хореографию;
2000 — Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (Белоруссия) — специальная премия за лучшую хореографию;
2000 — Международный конкурс артистов балета «Арабеск» (Россия) — премия за лучший номер современной хореографии;
2001 — Международный конкурс артистов балета и хореографов (Москва, Россия) — 1 премия конкурса хореографов;
2001 — Международный конкурс им. Сержа Лифаря (Украина) — I премия в конкурсе хореографов;
2002 — Киевская пектораль (Киев, Украина) — лучший музыкальный спектакль, лучшая работа балетмейстера;
2006 — Киевская пектораль (Киев, Украина) — лучший спектакль, лучшая работа балетмейстера;
2008 — Киевская пектораль (Киев, Украина) — событие года;
2008 — Международный конкурс артистов балета в Варне (Болгария) — I премия за лучшую современную хореографию;
2016 — Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко 2016 года за балеты «Лебединое озеро», «Женщины в ре миноре», «Долгий рождественский обед» и балет-триптих «Перекресток»;
2016 — Народный артист Молдовы;
2017 — Международный конкурс классической и современной хореографии «The International Ballet and Contemporary Dance Competition» Domenico Modugno(Лечче, Италия) — лучшая работа балетмейстера «Танцуем Перголези»;
2018 — Премия «Человек года-2017» (Украина) в номинации «Деятель искусств года»

Оцените статью
Добавить комментарий