Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος). Римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н.э. (в ряде источников — прокуратор; игемон), римский всадник (эквит).
Время и место рождения Понтия Пилата не известно.
О Понтии Пилате известно, что в 26 году н. э. римский император Тиберий назначил его правителем провинции Иудея. Эту должность могли получить лица, принадлежавшие к привилегированному сословию всадников (второе сословие в государстве после сенаторского).
До этого Пилат, судя по всему, участвовал в войнах. Также делал политическую карьеру в качестве военного трибуна.
Пилат проживал в портовом городе Кесария. В его распоряжении был небольшой штат служащих: писцы, сопровождающие и посыльные. Пилат командовал пятью пешими когортами, каждая из которых была численностью от 500 до 1 000 человек, а также конницей, состоявшей приблизительно из 500 всадников.
Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».
На время правления Понтия Пилата в Иудее пришлось знаковое для христиан событие: казнь Иисуса Христа.
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался казнить Иисуса Христа, в чем был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор.
Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».
Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:29-38).
Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя — багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.
При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.
Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.
«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Ин. 19:4-5).
В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7).
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?».
При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25).
Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9) — отсюда выражение «умыть руки».
Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.
Иудею Понтий Пилат покинул после жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую им. В 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством. Но историческая достоверность этих данных сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.
По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».
Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как: …]S TIBERIÉVM …PON]TIVS PILATVS …PRAEF]ECTVS IVDA[EA]E. Это может быть фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н.э.
Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum.
Понтий Пилат
Личная жизнь Понтия Пилата:
Жена — Клавдия Прокула (лат. Claudia Procula). В греческой, коптской и эфиопской церквах она причислена к лику святых.
В византийском православии её память совершается 27 октября (по юлианскому календарю). Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с её мужем Понтием Пилатом 25 июня.
Понтий Пилат и Клавдия Прокула
В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.
Об обращении жены Пилата в христианство сообщает ряд христианских авторов: Афанасий, Августин Блаженный, Иоанн Малала и другие. Относительно характера сна жены Пилата мнения богословов разделились — часть считала что он был был от Бога, а другие — от дьявола.
Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея» пишет: «После доказательств, заключавшихся в делах, не маловажная вещь была и сон. Но почему же не сам Пилат видит его? Или потому, что жена была более достойна его, или потому, что если бы видел он, то не поверил бы ему, и даже, быть может, не сказал бы о нем. Поэтому так и устрояется, что видит этот сон жена, чтобы это сделалось известным для всех. И не просто видит она сон; но и страдает много, чтобы муж, хотя из сострадания к жене, помедлил совершать убийство».
Святитель Афанасий Великий пишет, что на суде Пилата после того как прокуратор умыл руки «Господь не ответствовал более, вразумлял же паче жену его, чтобы не по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый есть Бог».
Феофилакт Болгарский не сообщает об обращении жены Пилата, но пишет: «Дивное дело! Судимый Пилатом устрашал его жену! Не сам Пилат видит сон, но жена его… Сон этот был делом промышления Божия, не для того, впрочем, чтоб вследствие его освобожден был Христос, но чтоб спаслась та жена».
Уильям Баркли называет Клавдию иудейской прозелиткой и также пишет, что позднейшие предания приписали ей обращение в христианство. Об обращении Прокулы в христианство пишет Ориген в своей гомилии на Евангелие от Матфея.
В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19).
Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.
Аналогичное евангельскому тексту сообщение о жене Пилата содержится в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (III в.): «И тут издалека прислала ему весть жена его: «Ничем пред тобой (не виновен) тот праведный муж, ибо я много за Него претерпела в эту ночь»».
В списке «Евангелия от Никодима», приводимого Б. Деревенским, указано имя жены Пилата — Прокула. При этом сведений о характере сна жены Пилата не приводится. Упомянута лишь реакция иудейских первосвященников на это известие: «Видишь, не говорили разве тебе, что (Он) соблазнитель? Смотри — в этот сон жену твою вверг». После описанных в Евангелиях чудесных знамений, сопровождавших смерть Иисуса, по рассказу «Евангелия от Никодима» «игемон и жена его предались печали глубокой, не ели и не пили в тот день».
Имя Прокла (Прокула) приписывается жене Пилата в апокрифе «Обращение Пилата»: «И как только префект отрубил голову Пилату, тотчас ангел подхватил её. Жена же его, Прокла, увидев приблизившегося и взявшего голову Пилата ангела, преисполнилась радостью и испустила дух. И была похоронена вместе с мужем своим».
Позднее Прокулу стали отождествлять с христианкой Клавдией, упомянутой у апостола Павла (2Тим.4:21). Эти два имени иногда объединяли в двойное имя — Клавдия Прокула (реже встречается вариант Иустина; у эфиопов Аброкла).
В средневековье считалось, что жена Пилата увидела во сне беса, который мучал её, в Новое время полагали, что во сне ей явился сам Иисус. Источником этого служит подробное описание суда Пилата, сна его жены и её последующей жизни, содержиеся в апокрифическом сочинении «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». В нём жена Пилата, называемая Клавдией, пишет своей подруге подробный рассказ о своей жизни в Иерусалиме, уделяя особое внимание событиям евангельской истории. Автор апокрифа приводит описание сна Клавдии. Сон Клавдии Прокулы: «В час сна, едва я склонила голову на подушку, как таинственные видения овладели моим воображением. Я видела Исуса… Лик Его блистал как солнце, Он парил на крыльях Херувов — пламенных исполнителей Воли Его… Он, казалось, был готов судить поколения народов, собранных у Его стоп. Мановением Своей десницы Он отделял добрых от злых; первые возносились к Нему, сияющие вечною юностию и божественною красотою, а вторые — низвергались в бездну огня. И Судия указывал им на раны, покрывавшие Его тело, говоря им громовым голосом: «Воздайте кровь, Которую Я пролил за вас!» Тогда эти нечестивые просили у гор покрыть их, а землю, чтобы она поглотила их. И чувствовали они себя безсмертными для муки и безсмертными для отчаяния. О какой сон, какое откровение!».
Святитель Иннокентий Херсонский указывает, что жена Пилата во сне не только убедилась в невиновности Иисуса, но и признала в нём «Праведника».
Образ Понтия Пилата в искусстве:
Образ Пилата нашёл отражение в художественной литературе: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова, «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне.
В музыке: рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь».
В изобразительном искусстве: «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.
Образ Понтия Пилата в кино:
1898 — «Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия) — в роли Понтия Пилата актер Зигмунд Любин
1912 — «From the Manger to the Cross» — Сэмюэл Морган
1916 — «Христос», «Christus» — Амлето Новелли
1923 — «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.) — Вернер Краус
1927 — «Царь царей», «The King of Kings» — Виктор Варкони
1935 — «Голгофа» — Жан Габен
1935 — «Последние дни Помпей» — Бэзил Рэтбоун
1942 — «Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» — Жозе Бавьера
1946 — «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» — Жозе Бавьера
1948 — «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» — Жозе Бавьера
1951 — «Жизнь Христа» «The Living Christ Series» — Лоуэлл Гилмор
1952 — «El mártir del Calvario» — Жозе Бавьера
1953 — «Плащаница» — Ричард Бун
1953 — «Саломея» «Salome» — Бэзил Сидней
1954 — «Поцелуй Иуды» «El beso de Judas» — Жерар Тиши
1956 — «Иисус из Назарета» — Алан Уитли
1956 — «Понтий Пилат» — Жан Маре
Жан Маре в роли Понтия Пилата
1959 — «Бен-Гур» — Фрэнк Тринг
1961 — «Царь царей» — Хурт Хетфилд
1964 — «Евангелие от Матфея» — Алессандро Клеричи
1972 — «Пилат и другие» — Ян Кречмар
1973 — «Иисус Христос — суперзвезда» — Барри Деннен
1977 — «Иисус из Назарета» — Род Стайгер
1986 — «Дело Назаретянина» — Харви Кейтель
1988 — «Последнее искушение Христа» — Дэвид Боуи
Дэвид Боуи в роли Понтия Пилата
1989 — «Мастер и Маргарита» — Збигнев Запасевич
1994 — «Мастер и Маргарита» — Михаил Ульянов
Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата
1999 — «Иисус» — Гэри Олдмен
Гэри Олдмен в роли Понтия Пилата
2000 — «Иисус Христос — суперзвезда» — Фред Йохансон
2005 — «Мастер и Маргарита» — Кирилл Лавров
Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата
2006 — «Страсти Христовы» — Христо Шопов
2008 — «Пилат» — Скотт Смит
2010 — «Бен-Гур» — Хью Бонневилль
2016 — «Бен-Гур» — Пилу Асбек