Пола Ракса (Pola Raksa), настоящее имя Аполония Ракса (Apolonia Raksa). Родилась 14 апреля 1941 года в Лиде Гродненской области (БССР). Польская актриса театра и кино. Заслуженный деятель культуры Польши (1979).
Аполония (Пола, в польском произношении — Поля) Ракса родилась 14 апреля 1941 года белорусском городе в Лида.
Отец — Эдвард Ракса.
После окончания школы поступила во Вроцлавский университет на филологический факультет. Во время учебы увлеклась театром. Играла на сцене студенческого театра «Каламбур».
Однажды ее фотография попала на обложку журнала «Доокола Швята», где на нее обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская. Последней как раз требовалась актриса для молодежного фильма «Сатана из седьмого класса» по одноименной повести Корнеля Макушиньского. И пола получила главную роль — Ванды, племянницы учителя Гонсовского.
По сюжету ленты «Сатана из седьмого класса» в классе у старенького учителя Гонсовского, по кличке «Гусь», учится замечательный школьник — Адам Цисовский, которого учитель называет «Сатаной» за его необыкновенные способности. Парень обладает талантом сыщика и способен разгадать самые запутанные загадки. Брат учителя в провинциальном поселке Бейгола реставрирует старинный дворец, из которого кто-то постоянно ворует двери. Учитель Гонсовский просит Адама распутать эту странную загадку.
Пола Ракса в фильме «Сатана из седьмого класса»
После съемок в своей дебютной картине она оставила Вроцлавский университет и поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии, которую окончила в 1964 году, ректором которой был Ян Кречмар.
В 1960-е регулярно появлялась на экране. В 1963 году сыграла Гражину в фильме Александра Сцибор-Рыльского «Их будний день» (в советском прокате — «История одной ссоры»). В 1964 году снялась в фильме Войцеха Хаса «Рукопись, найденная в Сарагосе», в том же году сыграла главную роль в картине «Беата» (в советском прокате — «Вернись, Беата»). В 1965-м снялась в фильме Анджея Вайды «Пепел» (Хелена де Витт).
Широкую известность в СССР получила благодаря военному сериалу «Четыре танкиста и собака», где она сыграла медсестру Марусю по прозвищу «Огонёк». Ее героиня — обаятельная, чистая девушка.
Пола Ракса в фильме «Четыре танкиста и собака»
В 1966-м снялась на Рижской киностудии в военной драме «Ноктюрн».
В 1967 году исполнила главную роль в фильме «Зося» режиссёра Михаила Богина по рассказу писателя Владимира Богомолова. Фильм представляет из себя историю любви советского офицера и польской девушки в дни войны. Батальон, где служат Михаил и Виктор, располагается на отдых в польской деревне. Друзья знакомятся с дочерью квартирной хозяйки. Михаил с первого взгляда влюбляется в Зосю, однако ему кажется, что ей нравится Виктор. И только когда батальон покидает деревню, Михаил понимает, что девушка любит именно его.
За роль Зоси она была удостоена приза журнала «Советский экран» на Международном Московском кинофестивале. По опросу читателей «Советского экрана» Пола Ракса была признана лучшей актрисой 1967 года.
Пола Ракса в фильме «Зося»
Позже сыграла главные роли в польских картинах «Приключение с песенкой» (певица Марёля Броньская), «В погоне за Адамом» (Кама — Зофия Заблоцкая), «Ария для атлета» (Цецилия).
В 1970-е и 1980-е снималась редко. Последний раз появилась на экране в 1993 году в картине «Похищение Агаты».
Пола Ракса в молодости
В 1970-е и 1980-е годы Пола Ракса также вела программы на телевидении.
В 1968-1986 годах была актрисой Варшавского театра «Вспулчесны». Лауреат премии II телевизионного фестиваля драматических театров за роль в спектакле «Ромео и Джульетта» (1965). Лауреат премии «Серебряная маска» (1967, 1969, 1970).
Имеет награду ПНР Золотой Крест Заслуги (1974). Заслуженный деятель культуры Польши (1979).
В начале 1990-х годов ушла из актёрской профессии и занялась модой — дизайном одежды.
Польские красавицы. Кино с акцентом
Рост Полы Ракса: 170 сантиметров.
Личная жизнь Полы Ракса:
В 1964-1970 годах была замужем за режиссером и оператором Анджеем Костенко. В браке родился сын Мартин.
Фильмография Полы Ракса:
1960 — Сатана из седьмого класса (Szatan z 7-ej klasy) — Ванда, племянница Гонсовского
1961 — Действительность (Rzeczywistość) — Марыся, невеста Юлека
1962 — Клуб холостяков (Klub kawalerów) — Марыня
1963 — Разводов не будет (Rozwodów nie będzie) — Крыся
1963 — Их будний день (Ich dzien powszedni) — Гражина
1964 — Девушка в окошке (Panienka z okienka) — Хедвига-Марыся Калиновска
1964 — Беата (Beata) — Беата Клосович (озвучила Нина Гребешкова)
1965 — Рукопись, найденная в Сарагосе (Rekopis znaleziony w Saragossie) — Инезилья (озвучила Вера Петрова)
1965 — Пепел (Popioły) — Хелена де Витт (озвучила Роза Макагонова)
1965 — Капитан Сова идет по следу (Kapitan Sowa na tropie) — Зузанна Гавлик
1966-1970 — Четыре танкиста и собака (Czterej pancerni i pies) — Маруся «Огонёк»
1966 — Ноктюрн (Noktirne) — Иветта
1966 — Зося — Зося
1966 — Бич божий (Bicz Boży) — Ханя, девушка Павла
1967 — Париж — Варшава без визы (Paryż — Warszawa bez wizy) — Эльжбета
1968 — Приключение с песенкой (Przygoda z piosenką) — Марёля Броньская, певица
1970 — В погоне за Адамом (Pogoń za Adamem) — Кама — Зофия Заблоцкая
1974 — Снегопад (Hószakadás) — польская партизанка
1979 — Ария для атлета (Aria dla atlety) — Цецилия, жена Гуралевича
1980 — Ничто не стоит на пути (Nic nie stoi na przeszkodzie) — Ирена, жена Павла
1983 — Потерянные иллюзии (Elveszett illúziók)
1986 — Тюльпан (Tulipan) — Барбара Кубицкая, журналистка
1993 — Похищение Агаты (Uprowadzenie Agaty) — мать Агаты