Питер Гэбриел (Peter Gabriel)

Питер Гэбриел

Питер Брайан Гэбриел (Peter Brian Gabriel). Родился 13 февраля 1950 года в Чобеме, Суррей (Англия). Английский певец, автор песен и музыкальный продюсер. Лауреат премии «Грэмми».

Питер Гэбриел родился 13 февраля 1950 года в посёлке Чобем графство Суррей.

Отец — Ральф Партон Габриэль, инженер-электронщик.

Мать — Едит Ирен Аллен, учительница музыки.

В раннем детстве Питер восхищался своим отцом, настоящим изобретателем, который вечно пропадал в своей мастерской и создавал там удивительные вещи буквально из ничего. Мамина игра на фортепиано тоже была хороша.

Такая атмосфера сильно повлияла на увлечения Питера, ибо уже с юных лет он полюбил музыку и хотел связать с нею жизнь. Особенно его привлекали старинные британские мотивы и народные музыкальные инструменты.

Обучался в частной школе Чартерхаус в городе Годалминг.

Во время обучения в школе вступил в группу Genesis, которая была образована из участников двух школьных групп, The Garden Wall и The Аnon, в него вошли Гэбриел (вокал и флейта), Энтони Филлипс (гитара), Тони Бэнкс (клавиши), Майкл Резерфорд (бас-гитара) и Крис Стюарт (англ. Chris Stewart) (ударные).

В августе 1975 года Питер Габриэл объявил о том, что уходит из группы, потому что чувствует отчуждение от остальных участников, а его собственная женитьба и рождение ребёнка лишь усиливают его личную напряжённость. Питер составил открытое письмо для прессы, в котором подробно описал причины своего ухода. Письмо было разослано в ведущие музыкальные издания с условием либо опубликовать его слово в слово, либо не публиковать совсем. Текст его выглядел так:

Питер Гэбриел в детстве

Питер Гэбриел в детстве

«Коллектив, созданный нами, чтобы служить нашей музыке, одержал над нами верх и заточил в тюрьму собственного успеха. Из-за этого изменилось отношение к работе и сама атмосфера в группе. Музыка не иссякла, а наше взаимное уважение не стало меньше, но наши роли стали слишком жестко расписанными. Вовлечь этот «Звёздный Genesis» в новую идею стоило теперь чудовищных усилий. Переход от восторженного энтузиазма новичков к профессионализму никому не дается просто».

«Я думаю, что в работе со звуком и визуальными эффектами можно добиться большего, чем мы уже сделали. Но при наших нынешних масштабах для этого требовалось единое ясное и последовательное руководство, которого не смогла обеспечить псевдодемократическая система нашей группы».

«Хотя я многое увидел и многому научился за последние семь лет, я обнаружил, что начинаю смотреть на вещи как «знаменитый Гэбриел», несмотря на мои попытки скрывать свой статус и род занятий, когда только возможно. Я начал мыслить категориями бизнеса — немалый прогресс для некогда застенчивого и подвергавшегося нападкам музыканта, — но это же заставило меня смотреть на музыку и аудиторию как источник денег, и такое отношение отдаляло меня от них. Выступления перестали вызывать тот особенный трепет».

Питер Гэбриел в молодости

Питер Гэбриел в молодости

После ухода из группы Питер совсем отошёл от дел и проводил все время в сельском домике с семьёй.

Позже под конец 1975 года задумался о сольной карьере и начал делать материал для предполагаемого альбома. Работа продолжалась до осени следующего года. Питер старался, чтобы его новые песни как можно меньше напоминали те, что он делал с Genesis.

В феврале 1977 года был выпущен дебютный сольный альбом Питера Гэбриела — «Peter Gabriel». В марте был выпущен первый сингл с него — Solsbury Hill. Песня имела большой успех и добралась до 13-го места в британском хит-параде. Критики и фаны тут же бросились интерпретировать Solsbury Hill как песню о прощании Питера с Genesis, хотя сам Питер не подтверждал этого.

В целом диск был типичной работой музыканта, находящегося в творческом поиске: Питер «примерил» на себя целый набор разных, порой весьма неожиданных, стилей.

В июне 1978 года Гэбриел выпустил второй сольный альбом под названием «Peter Gabriel», неофициальное название — Peter Gabriel 2 или Scratch. Эта пластинка была спродюсирована Робертом Фриппом и поэтому носила несколько экспериментальный характер. На обложке снова не было названия, а только имя исполнителя, позже Питер Гэбриел прокомментировал, что: «Я подумал, что так будет интереснее: сохранять то же название, написанное тем же шрифтом, чтобы внешне они отличались только картинкой на обложке — получается что-то вроде номеров творческого ежегодника артиста». Хотя этот диск не содержал ни одного хита по типу «Solsbury Hill», Питер двигался дальше.

В начале 1979-го года Питер Гэбриел занялся поисками музыкантов для записи нового альбома и разработкой новой концепции звучания, для чего он приобрел первую программируемую драм-машину и семплер, позволявший записывать любые внешние звуки, а потом воспроизводить их с клавиатуры с любой частотой, в том числе и в виде аккордов. Экспериментальный пост-панковский звук нового проекта был, по мнению Питера, именно тем, что требовалось. Запись альбома была завершена в феврале 1980-го.

В мае 1980 года был выпущен третией альбом — «Peter Gabriel», неофициальные названия «Peter Gabriel III» или «Melt». Пластинка имела громкий успех как в Англии, так и в Штатах. В Великобритании всего через неделю он взлетел на первую строчку национального хит-парада. Среди его новых композиций выделилась «Games Without Frontiers», которая стала на радио самой популярной записью Гэбриела после «Solsbury Hill».

Диск получился жестким, угловатым и агрессивным, полным необычных звуков новых по тем временам инструментов. Неуютные и тревожные, то жутковатые, то грустные песни рассказывали о тёмных сторонах души и тяжелых переживаниях таких, как: страх, одиночество, непонимание, потеря контроля над своими эмоциями.

Все песни диска, одна за другой, заслуживают отдельного восхищения, вплоть до заключительной «Biko», выражающей политический протест и посвященной борцу с апартеидом Стивену Банту Бико, со словами: «Можете потушить свечи, но не огонь».

В сентябре 1982 года вышел четвёртый альбом Питера и снова под названием «Peter Gabriel». В Великобритании альбом опять оставался без названия, но американский издатель категорически настаивал на названии, так как в США с альбомами образовалась некоторая путаница: на музыкальном рынке имелось уже 3 альбома с одинаковым названием «Peter Gabriel», выпущенных разными фирмами. Питер согласился и обвесил американский тираж лонгплеев наклейками с названием «Security» — этакий намёк на гарантию безопасности американского производителя.

певец Питер Гэбриел

Крайне сжатый и лаконичный диск вызвал заметную растерянность среди рецензентов и обозревателей, которые в основном в очередной раз подтвердили оригинальность Гэбриела. Самой прямолинейной и самой действенной оказалась вступительная песня «Rhythm Of The Heat»: красные скалы и красная пыль, земля, пропитанная солнцем и кровью, земля, где ритм являет собой универсальную движущую силу, удивительным образом влияющая на певца и заставляющая его порвать все связи с цивилизацией.

Позже в старейшем в Великобритании музыкальном еженедельнике «Melody Maker» Гэбриел объяснил, что идея этой песни у него возникла после прочтения мемуаров известного швейцарского психолога Карла Юнга. Тот описывал встречу с одним племенем в Судане, когда на ритуальных плясках вокруг огня в сопровождении бубнов он начал терять контроль, испугался и дал музыкантам денег, чтобы те закончили игру и шли по домам. Экзотическая атмосфера веет из каждого такта альбома.

Дальше Питер Гэбриел поведал по поводу песни «San Jacinto»: «Песня родилась из моего знакомства с индейцем апачи, который работал носильщиком в одном из отелей Кливленда, где мы были на гастролях. Он узнал, что в его квартире, которая была довольно далеко, пожар, и искал возможности добраться туда. Я подвез его, а после, в отеле, мы разговорились и проговорили почти всю ночь. Он рассказал мне, как происходил обряд его посвящения. Когда ему исполнилось 14 лет, шаман племени повел его в горы, прихватив с собой в мешке гремучую змею. Когда они добрались до вершины горы, шаман поднес змею к руке мальчика, чтобы она укусила его. Две недели он провел там, находясь во власти мощных галлюцинаций. Подобный обряд проходили все мужчины племени. Через две недели человек либо возвращался и становился воином, либо погибал».

Название для песни взял с названия горы в Калифорнии — Сан-Хасинто, считавшаяся у индейцев священной. По одну её сторону расположился шикарный курорт Палм-Спрингс, по другую — индейская резервация. Этот контраст очень впечатлил Питера и тоже был отмечен в песне.

Четвёртый диск не повторил коммерческого успех, третьего. В британских чартах он добрался до 6-го места, после чего быстро поехал вниз. Сингл «Shock The Monkey» дошёл до 58 места, а «I Have The Touch» — до 75. А отзывы прессы были очень смешанными.

После провала 4-го альбома Питер Гэбриел приостановил производство альбомов на четыре года. Свою паузу Гэбриел заполнил выпуском концертника «Plays live» и саундтрека к фильму Алана Паркера «Птаха».

Для создания музыкальной дорожки к картине «Птаха», английский певец сотрудничал с молодым талантливым музыкантом и продюсером Даниэлом Лануа, который проявил себя отличной совместной работой с Брайаном Ино, над альбомом «The Unforgettable Fire» группы «U2».

В 1986 году после четырёх летнего перерыва Гэбриел вернулся со словами: «Некоторые писатели работают над своими книгами по семь-восемь лет, другим хватает 7-8 дней. Все зависит от того, что вы собираетесь сделать и насколько детально. При быстрой работе всегда приходится чем-то поступаться».

Спустя несколько месяцев в том же 1986 году Питер выпустил пятый альбом под названием «So». Диск отличался от предыдущих уже тем, что имел своё название. Он добрался до второй строчки в чартах и принес Гэбриелу первую «Grammy». Американский музыкальный журнал «Billboard» в рецензии на лонгплей высказал мысль, что тот является таким же верстовым столбом в творчестве Гэбриела, как альбом «Let’s Dance» у Дэвида Боуи.

Peter Gabriel — Sledgehammer

О том, что творчество Гэбриела приобрело новые измерения лиричности и интимности, свидетельствовала частично автобиографическая запись «Big Time», в которой автор целился в неуёмное желание успеха и творческую некритичность. Одним из самых сильных моментов диска стал дуэт с Кейт Буш на «Don’t Give Up». Темой песни являлась безработица и тот душевный стресс и дискомфорт, что она приносит — но есть и подтекст, говорящий о месте человека в общественной жизни.

То, что возвращение Гэбриелу удалось, говорила читательская анкета «Record Mirror». Среди самых лучших музыкантов он занял третье место. Композиция «Sledgehammer», поддержанная удачным видеоклипом, стала трансатлантическим хитом и от неё лишь чуть-чуть отставали «Big Time» и «In Your Eyes».

Далее Питер Гэбриел совершил два благотворительных тура (вместе со Стингом и «U2») в поддержку организации «Международная амнистия».

В 1989 году вышел новый диск Гэбриела — «Passion», основанный на музыке к фильму Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», но на классический саундтрек он походил мало, да и назывался иначе.

Для создания этой музыки Питер объездил Африку и Дальний Восток и использовал в записи народные инструменты этих регионов. Лучшей песней, которая содержала в основном медитативную инструментальную музыку была — «It Is Accomplished».

В 1992 году состоялся выход шестого сольного диска Гэбриела — «Us». Альбом собрал кучу положительных отзывов и, достигнув платиновой отметки, финишировал на второй позиции в «Billboard». Продюсерская деятельность Питера в студии «Настоящий мир» довольно отвлекала его от работы над собственными дисками, но давала постоянную возможность контакта с азиатскими, африканскими или болгарскими музыкантами. Так постепенно копился материал для сольного альбома «Us», в записи которого приняли участие музыканты от Тель-Авива до Токио.

«Us» не обладал такой сингловой пробойностью, как «So», но все сразу отметили великолепное сочетание простоты и изысканности. Здесь нашли отражение личных переживаний певца, связанных с семейными проблемами, а именно — расставание с первой женой.

Ведущим синглом и видео хитом стала гипнотическая песня «Digging in the Dirt», взывающая к помощи и пониманию. В песне «Come Talk to Me» есть звучания таких инструментов как: шотландские волынки, африканские барабаны, армянский дудук и даже участие российского ансамбля Дмитрия Покровского.

Продюсер Даниэль Лануа создал к тому же атмосферу, превосходно сочетающуюся с расстроенным внутренним миром певца. Хотя, по мнению многих критиков, диск этот по музыкальным достоинствам уступал альбому «So», выпуск превосходных сопутствующих видеоклипов обеспечил ему ещё более тёплый прием у широкой аудитории.

В 1994 году вышел двойной концертник «Secret World Live», записанный во время одноимённого мирового тура. «Us» принёс автору четыре номинации Грэмми и две — в «MTV Awards» в США, а также «Q Awards» в Великобритании.

После певец занимался своим лейблом, а также реализовывал некоторые мультимедийные проекты.

В 2000 году Гэбриел был приглашен для участия в постановке спектакля «OVO: Millennium Show», поставленного специально для культурно-выставочного центра «The Millennium Dome» (Лондон) с задействованием всех его ультрасовременных технических возможностей. К участию в шоу вновь были привлечены артисты самых разных национальностей, культур и музыкальных направлений.

В 2000 году вышла пластинка «OVO» с музыкой, прозвучавшей на этом мероприятии. Альбом был выпущен в 2-х вариантах: урезанная английская редакция и расширенная интернациональная версия с бонусным диском и красочным буклетом .

23 сентября 2002 года был выпущен следующий альбом Питера Гэбриела под названием «Up». Работа над «Up» началась ещё в 1995 году и проходила по большей части в принадлежащей Гэбриелу сверхсовременной студии «Настоящий мир». Кроме студии «Настоящий мир», записи производились также «на местности» во Франции, Сенегале и даже на берегах Амазонки в Бразилии. В альбоме Питер вернулся к некоторым темам, поднятым им ещё в конце 70-х — начале 80-х.

Несмотря на оптимистично звучащее название, альбом «Up» представляет собой собрание довольно мрачных песен, повествующих, по признанию их автора, «о начале и конце жизни». Столь пессимистичное настроение автор объясняет смертью от рака своего брата и других близких ему людей, неуклонным старением родителей.

В 2008 году, после 18 лет работы был наконец-то завершён масштабный проект Гэбриела «Big Blue Ball», в виде 11-трекового альбома. Записи, вошедшие в альбом были сделаны в начале 90-х. Кроме самого Гэбриела в них приняли участие 75 исполнителей из более чем 20 стран. Усердная работа в исполнении Питера и ещё 30 музыкантов происходила на его студии «Настоящий мир» в 1991, 1993 и 1995-м годах.

Среди прочих в этом огромном списке творцов фигурируют такие лица и группы, как: Sinead O’Connor, «Deep Forest», Manu Katché , Tim Finn, Natacha Atlas и многие другие.

В 2010 году вышел новый лонгплей английского певца Гэбриел «Scratch My Back», в который вошли 12 кавер-версий Гэбриела песен Дэвида Боуи, Лу Рида, Рэнди Ньюмана, Пола Саймона, Нила Янга, «Talking Heads», «Radiohead» и др. в названии альбома, для которого использована часть английской идиомы «you scratch my back and I’ll scratch yours», что можно перевести как «рука руку моет» или «ты — мне, я — тебе». Идея проекта в следующем: Гэбриел записывает песни различных исполнителей, каждый из которых в свою очередь запишет одну из композиций Гэбриела.

Взяв за основу произведения других авторов, Гэбриел наложил на них свой саунд, поэтому почти все песни можно приравнять к новинкам. Кроме того, группы и исполнители, у которых были взяты все эти песни, известны лишь очень большим ценителям рока. Поэтому этот диск вполне можно считать полноценным альбомом Гэбриела. Несколько слов о самом альбоме — прекрасная общая атмосфера плюс симфонический оркестр, который очень гармонично аккомпанирует голосу Гэбриела.

Первая песня «Heroes» (кавер Дэвида Боуи) напоминает старый Genesis. А треки «The Power of the Heart» (Лу Рид) и «My Body Is a Cage» («The Arcade Fire»), как и другие песни не выпадают из общего звучания альбома.

В 2010 году во время гастрольного тура Питер принял решение записать ряд своих старых песен в сопровождении классических инструментов.

В октябре 2011 года Питер выпустил девятый альбом «New Blood», в который вошли 14 песен Питера, записанных в сопровождении симфонического оркестра. Многие старые песни автора получили новое прочтение, диск имел большой успех у публики. В поддержку альбома Гэбриэл и оркестр отыграли серию больших концертов в США, странах Европы и других государствах, тем самым закрепив успех одноименного альбома. Запись концерта в Лондоне легла в основу концертного альбома и DVD Live Blood.

Чуть позже в свет вышло делюкс-издание альбома, в виде второго диска с инструментальными версиями песен и с бонус треками, которые не вошли в основную часть альбома New Blood.

В 2012 году певец объявил тур в честь 25-летия одного из своих самых знаковых и успешных альбомов «So». Тур начался 9 сентября 2012 года и длился на протяжении двух лет, Гэбриэл и его команда отыграли порядка 65 концертов. Специально для этого тура было подготовлено трех-дисковое переиздание альбома с различными бонусами и записями концертов тех лет, а так же была выпущена отдельным синглом неизданная песня «Courage», не попавшая на альбом. Примечательно, что специально для тура «Back To Front» Гэбриэл вновь объединился с музыкантами, с которыми он работал в 1986-1987 годах во время записи и гастролей в поддержку альбома.

В июне 2016 года стартовал совместный тур Стинга и Питера Гэбриэла под названием «Rock Paper Scissors North American Tour». Музыканты дали 19 совместных шоу в США, чередуя свои выступления и перепевая песни друг друга в ходе шоу. Так Стинг вместе с Гэбриэлом исполнили «No Self Control», «Digging In The Dirt», «In Your Eyes» и другие.

Позже летом того же года Питер выпустил с небольшим интервалом два новых сингла «I’m Amazing» и «The Veil». Песня «The Veil» была написана специально для политического триллера фильма «Сноуден», премьера которого состоялась осенью 2016 года.

13 апреля 2019 года вышел альбом «Rated PG». В лонгплей вошли 10 песен, которые были включены в саундтреки к фильмам и не издавались на официальных студийных альбомах Гэбриэла. В диск так же вошла измененная версия песни «In Your Eyes» — единственная песня в альбоме, которая до этого была издана в студийном альбоме автора. На песню «Everybird» на Youtube-канале Питера Гэбриэла был выложен клип.

13 сентября 2019 года состоялся цифровой релиз альбома би-сайдов «Flotsam and Jetsam». Альбом представляет собой сборник из 60 песен и ремиксов, поделенный на три части: 1976-1985, 1986-1993 и 1994-2016 гг. В диск вошли неизданные раритеты, ремиксы, измененные версии некоторых песен, би-сайды синглов и альбомов, музыка из кинофильмов. На сборник попали — «I’m Amazing», «The Veil», вышедшие в качестве интернет-синглов в 2016 году, песня «Courage» не вошедшая в альбом «So», кавер-версия на песню The Beatles, ремиксы на песню «Growing Up» и др.

Гэбриел на протяжении многих лет интересовался этнической музыкой, что заметно повлияло на музыкальную составляющую его третьего альбома. Увлечение этникой со временем усиливалось, и, благодаря инициативе Питера, был создан фестиваль «Мир музыки, искусств и танца». Питер Гэбриел основал лейбл «Настоящий мир» для помощи в создании и распространении подобной музыки, исполняемой музыкантами со всего мира. Певец Гэбриел проделал существенную работу для ознакомления западной публики с творчеством таких музыкантов, как: Yungchen Lhamo, Нусрат Фатех Али Хан, Юссу Н’Дур и Ансамбль Дмитрия Покровского.

Будучи заинтересованным в борьбе за права человека, Питер Гэбриел основал проект «Witness» — некоммерческую организацию, снабжающую активистов видеокамерами, для разоблачения различных правонарушений и злоупотреблений. В 2012 году английский певец написал письмо арестованным участницам группы Pussy Riot, в котором выразил надежду, что девушек скоро освободят из тюрьмы.

Рост Питера Гэбриела: 181 сантиметр.

Личная жизнь Питера Гэбриела:

С 1988 по 1992 год был женат на Розанне Аркетт.

В 2002 году женился на Миб Флинн.

Дети: Мелани Гэбриел, Исаак Ральф Габриэль, Люк Габриэль, Анна Гэбриел.

Дискография Питера Гэбриела:

1977 — Peter Gabriel (I или Car, обложка с мокрым автомобилем)
1978 — Peter Gabriel (II или Scratch, обложка с царапинами)
1980 — Peter Gabriel (III или Melt, обложка с тающим лицом)
1982 — Peter Gabriel (IV, в США издан под названием Security)
1986 — So
1989 — Passion
1992 — Us
2002 — Up
2010 — Scratch My Back
2011 — New Blood

Концертные альбомы Питера Гэбриела:

1983 — Plays Live
1994 — Secret World Live
2012 — Live Blood
2014 — Back to Front: Live in London

Сборники альбомы Питера Гэбриела:

1990 — Shaking the Tree
1992 — Revisited
2003 — Hit
2019 — Rated PG (песни из фильмов не вошедшие в альбомы)
2019 — Flotsam and Jetsam (ремиксы, би-сайды)

Оцените статью
Добавить комментарий